Уроки русского языка в начальных классах с использованием заданий для интеллектуального развития учащихся

Разделы: Начальная школа


Урок русского языка в 4-м классе

Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Цели урока:

  • знакомство с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;
  • обучение последовательности действий при написании безударных окончаний;
  • отработка умения распознавать тип склонения имени существительного, падеж.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

- Какую большую тему мы изучаем?

- Над чем работали на прошлом уроке? (Изучали правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения. Значит сегодня будем упражняться в правописании безударных окончаний.)

- Точнее тему урока сформулируем позже, а пока - чистописание.

2. Чистописание.

- Сегодня мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметка ), вторая – окончание этого сущ. именительном падеже ), третья – окончание в винительном падеже (у).

- Определите порядок следования букв, дополните еще одно сочетание букв:

Куууууа кууууаа куууааа кууаааа …

- Вторая строчка – слово с непроверяемым написанием, в котором есть данное сочетание букв. (капуста)

3. Словарно – орфографическая работа

- Запишите слова: п.ля, зву., др.ва, со.нце, св.бода. Сформулируйте к ним задание.

- Последовательно соедините буквы, которые являются в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. (Около)

- Чем является это слово? (Предлог, употребляемый с существительными в Р.п.)

- Составьте и запишите предложение, употребив это слово.

4. Повторение изученного материала.

а) На доске слова: по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

- Прочитайте запись на доске, скажите, что здесь написано?

(существительное «отметка», употребленное в разных падежах).

- Назовите эти существительные в порядке склонения.

- Что такое склонение существительных?

- Назовите все падежи с предлогами и вопросами (см. таблицу с. 62)

- Устно просклоняйте существительные улица, словарь, поле.

б) Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее слово. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

В…сна, р…ка, ст...кло, стр…ла;

Ст…на, св…рло, гн…здо, оз…ро.

Топ…ль, смел…сть, к…рась, к…рабль.

в) Задайте вопросы к тому, что вы знаете о склонениях существительных?

Расскажите о склонении существительных по плану:

  • Какого склонения бывают имена существительные?
  • Какие существительные относятся к 1 склонению? 1
  • Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  • Какие существительные относятся к 3 склонению?
  • Как определить склонение существительного?

Физминутка

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям –физкульт – привет!

5. Работа над новым материалом.

а) На доске написаны словосочетания:

Выехал из деревн…,
расставался без груст…,
проснулся до солнц….

- Определите падеж имен существительных. Сформулируйте задание в соответствии с изучаемой темой.

(Списать, вставив окончания, определить падеж имен существительных)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных окончаний существительных в Р.п.)

- Задайте вопросы к тому, что вы знаете об этом.

(- На какие вопросы отвечают существительные в Р.п.?

- С какими предлогами употребляются?

- Каким членом предложения бывают?

- Почему надо проверять безударные окончания существительных?)

- Задайте вопросы к тому, что вы не знаете.

(Как проверить безударные окончания в Р.п.?)

- Докажите, что окончания существительных деревни, грусти, солнца нуждаются в проверке. (Имеют безударные окончания).

- Почему эти имена существительные имеют разные окончания в одном и том же падеже?

(Относятся к разным склонениям)

б) - Повторим правило написания безударных окончаний, пользуясь памяткой. (Работа с памяткой на с. 96)

- Какие же окончания имеют имена существительные 1, 2, 3 склонения в Р.п.?

Рассмотрим это на примере слов с ударными окончаниями: река, страна, двор, конь, окно, степь. (Реки, страны, двора, коня, окна, степи).

- Поможет в определении окончаний схема:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

- ы    - и

- а -      я

- и

6. Закрепление изученного материала.

а) На доске написаны слова:

Газета, встреча, озеро, море, рассказ, зверь, степь.

- Прочитайте слова. Скажите, что в них общее? (сущ., И.п., ед. ч.)

- Образуйте форму Р.п., выделите окончания.

(Газета – газеты, встреча – встречи, озеро – озера, море – моря, рассказ – рассказа, зверь – зверя, степь – степи).

б) Выборочный диктант.

Записать словосочетания только с существительными в Р.п.

Ходил около палатки, стучал по крыше, подъехал к избушке, достал из портфеля, полил маслом, придвинул к парте, связали из шерсти, обрадовался гостье, ходил без дела.

в) Самостоятельная работа. Упражнение 187 с. 98.

г) Работа с учетом дифференциации.

Карточка 1 (для слабых учащихся)

Словосочетание
______________________

Понял из рассказа
Гуляли без обуви
Обошли вокруг озера
Отдыхали после урока
Подарок для сестры
Остановились у насыпи

Склонение сущ. в Р.п.

Карточка 2 (для сильных учащихся)

Словосочетание

Окончание

Склонение

Сбился с дорог…
Вышел из калитк…
Взять у друг…
Сели вокруг колодц…
Рос около дерев…
Крем для молодост…
   

7. Сформулируйте вывод по уроку, опираясь на изученную тему.

(Сегодня на уроке мы учились правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в родительном падеже).

Урок русского языка во 2-м классе.

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ша, чу-щу.

Цели:

  • усвоение алгоритма рассуждения при написании сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу;
  • развитие умения распознавать в словах шипящие звуки;
  • развитие внимания, памяти, мышления; воспитание бережного отношения к слову.

Ход урока

1. Настрой на урок, обучение самовнушению

- Ребята, представьте все стороны вокруг вас. И в каждую сторону мысленно пошлите пожелания:

«Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня; мир, любовь, добро всем, кто слева от меня; мир, любовь, добро, всем, кто впереди меня; мир, любовь, добро всем, кто, сзади от меня».

Повернитесь лицом друг к другу произнесите вслух: «Я желаю тебе всего самого доброго!»

2. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.

Ж     Ш
Ч      Щ

жизнь тишина чаща щука час

- В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков? (жизнь)

- Какие слова нельзя перенести с одной строки на другую? (жизнь, час)

3. Постановка темы и целей урока

- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на строчки чистописания. Они сообщают тему урока. Сформулируйте ее. (Написание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу)

- Задайте вопросы по теме, на которые вы знаете ответ.

(-Какие звуки называются шипящими?
- Почему они так называются?
- Сколько шипящих звуков в русской речи?
- Какие из этих звуков твердые, какие мягкие?
- Какие буквы служат для обозначения этих звуков?
- Какие правила русского языка связаны с шипящими?)

4. Повторение пройденного материала.

а) Письмо по памяти.

Запомните стихи. Выпишите слова с сочетаниями:

1 вариант - жи - ши;
2 вариант -ча- ща;
3 вариант - чу - щу.

1 вариант:

Жи да ши, жи да ши
С буквой « и» всегда пиши:
Мыши, ежики, ужи, Лужи, крыши и моржи.

2 вариант: Ча и ща, ча и ща,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча —
С буквой «а» и ча и ща.
3 вариант:

Сочетания чу и щу
Пишем только с буквой «у»
Чудо, щука, ухвачу,
И кричу, лечу, хочу.

(Проверка выполнения задания)

Физминутка «Падают снежинки».

«Снежинка» покачивается в воздухе вправо - влево - вправо. Подул ветерок, «снежинка» полетела вниз и застыла на мгновение, «Снежинка» описывает круговые движения, опускаясь по спирали. «Снежинка» приземляется на парте.

- Какие ассоциации возникли во время физминутки? Составьте об этом предложения.

б) Самостоятельная работа.

Откройте учебник на стр. 34, упр.74.

Прочитайте самостоятельно задание и скажите своими словами, какую работу будете выполнять.

( Выполнение работы учащимися.

Проверка работы в парах друг у друга).

- Запишите третье слово так, чтобы оно соответствовало теме урока: лес - бор - ... (чаща, роща)
окунь - карась
-... (щука)
вилки - ложки
- ... (ножи)

Обсуждение выбора слов.( Учитель закрывает запись на доске).

- Воспроизведите пары слов и придуманное слово.

в) Корректура текста

- Ребята, сейчас каждый из вас может побыть в роли «маленького учителя». Я выдаю вам диктант, который написал Незнайка. Вам необходимо исправить допущенные им ошибки.

Хорошы нашы рощи. Красивы там бирезы. Сколко в рощях птиц! Стучят пестрые дятлы. Кричят грачи. А как свищют синицы! Мы чясто ходим в рощю слушать пение птиц.

Упражнение для глаз

Потрите ладони друг о друга до разлития приятной теплоты. Легко, без усилий прикройте закрытые глаза. Представьте погружение в полную темноту на одну минуту.

г) Игра «Корреспонденты»

- А сейчас, ребята, вам предстоит очень ответственная работа
«корреспондентов». Подчеркните все сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу ,
которые встретятся в тексте.

(Учитель выдает ксерокопии грамматической сказки «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами» из книги автора В. Волиной «Учимся играя»)

д) Графический диктант

(Учитель диктует слова, а учащиеся записывают только изученную орфограмму)

Вершина, жилет, кузнечик, часы, обещаю, журавль, вытащу, кручу, число, щипать.

(и, и, -, а, а, -, у, у, -, -.)

5. Домашнее задание: упражнение 77.

Прочитайте задание к упражнению. Расскажите в парах друг другу, какую работу будете выполнять.

6. Итог урока. Рефлексия