Организация воспитательной работы в классе

Разделы: Классное руководство


В последнее время стали чаще проводиться конкурсы для педагогов. Среди них – конкурс “Самый классный классный”. В школах есть много творчески работающих учителей, опыт которых следует изучать и перенимать. Но описать свою работу, представить ее может не каждый. Помочь классному руководителю разработать программу развития классного коллектива, определить основное направление деятельности, привести в систему имеющиеся материалы, оформить работу в соответствии с требованиями времени и составить презентацию должен завуч по воспитательной работе. Представляем вашему вниманию описание работы классного руководителя Степановой М.Ю., которая была признана одной из лучших в областном конкурсе.

Пояснительная записка

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности пятиклассников, программа изучения развития классного коллектива, изучение особенностей развития детей современного общества позволили мне выяснить, что сегодняшние дети, безусловно, отличаются от детей прошлого столетия. Они чрезвычайно информированы в различных областях знаний. Можно сказать, они испытывают информационное пресыщение, которое имеет отрицательный характер и сказывается на психическом и физическом здоровье. Это приводит к проявлению со стороны обучающихся боязни, неуверенности, тревожности. Благодаря средствам массовой информации, социуму у моих пятиклассников проявляется желание провозгласить и предъявить миру собственное “Я”. Позитивным является то, что собственная Я – позиция позволяет ученику быть независимым, но, в то же время, она формирует излишнюю самоуверенность. Пятиклассники не всегда проявляют к словам и поступкам взрослых доверие, терпение, не всегда они хотят подражать даже самым близким людям. Мы должны проявлять терпимость. Нужно учитывать и физическое нездоровье современных ребят, связанное с проблемами экологии. Многие ребята растут в однодетных семьях, родители увлечены своей профессиональной деятельностью, ученики мало общаются в классе, живое общение и подвижные игры заменили компьютерные игры.

Все выше перечисленные признаки современных ребят требуют пристального и серьёзного внимания с моей стороны, как классного руководителя. Я прекрасно понимаю, что наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра. Осознание и принятие ценностей позволило мне построить воспитательную систему гуманистического типа.

Организация воспитательной работы в классе

В 8б классе формируется воспитательная система гуманистического типа. Ее цель – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи. На выбор цели повлияли интересы и потребности детей и родителей, среди которых можно выделить следующее:

* желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно

* стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор

* потребность детей ориентироваться в жизни на лучшие образцы

* желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически здоровыми

Для достижения этих целевых ориентиров я определила следующие воспитательные задачи:

- способствовать развитию познавательных процессов и интересов обучающихся

- поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для их самовыражения и самореализации

- создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

В 2003 году мною разработана воспитательная программа “Вечные ценности”, которую представила на методическом объединении классных руководителей.

(Приложение 1)

Основные направления воспитательной программы класса:

- Направление “Мы – Россияне”. Основная идея: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

- Направление “Быть Человеком”. Основная идея: принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;

- Направление “Азбука здоровья” Основные идеи: сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека

- Направление “Моя семья”. Основная идея: школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей;

- Направление “Ступеньки к мудрости”. Основные идеи: учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего; здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях;

- Направление “Я - в мире. Мир во мне”. Главная идея: формирование культуры общения учащихся

Воспитательную систему 8 б класса характеризуют такие понятия, как “добро” и “доброта”, “коллектив” “доверие”, “уважение”, “творчество”, “индивидуальность”, “самостоятельность”. Я стремлюсь, чтобы эти ценности составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри классного коллектива и за ее пределами.

Основная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.

Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе ежегодно проводятся праздники, игры, тренинги, организуются поездки, экскурсии, походы, посещение выставок и театров.

В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.

Для этого использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.

В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.

Даже в контроле за успеваемостью я пытаюсь избежать прямого “лобового” давления на обучающихся. Для этого использую составление рейтинговых таблиц (Приложение 2)

В них можно наглядно проследить повышение и снижение текущей и итоговой успеваемости каждого обучающееся и класса в целом. После представления такой таблицы нет необходимости в порицании, “проработке” учащихся.

В своей работе я постоянно опираюсь на ученическое самоуправление, представленное в схеме: (Приложение 3).

Ребята из информационного отдела провели опрос: “Что значит для вас самоуправление?”. В результате получилось следующее: (Приложение 4)

Подготовка любых классных и общешкольных мероприятий, решение важных вопросов не обходится без участия совета класса, который распределяет обязанности среди одноклассников, контролирует их выполнение, и сами активно участвуют в реализации намеченного. Большинство классных часов ученики 8 б класса готовят самостоятельно, так как уже сейчас они обладают достаточным арсеналом организаторских умений и навыков

Воспитательное пространство, в котором происходит совместная деятельность и общение восьмиклассников, образуют:

- учебный кабинет литературы. Он очень уютный, светлый, чистый. Для его оборудования я сумела привлечь спонсорскую помощь родителей. По праву этот кабинет является “местом жительства” классного коллектива. Здесь мои ученики чувствуют себя хозяевами во время и после уроков. Они приходят сюда не только в учебное время, но и в праздники, на каникулах.

- сфера индивидуальных и групповых связей классного коллектива с окружающим социумом. Восьмиклассники имеют опыт проведения КТД со сверстниками, с увлечением занимаются в школьных секциях и кружках, активно участвуют в городских конкурсах, организованных Домом детского творчества и ДЭБЦ, дружат с работниками городской библиотеки – филиала №2.

Внешние связи взаимодействия

img2.gif (10457 bytes)

С каждым годом воспитательное пространство расширяется. Главными и верными помощниками ребят являются их родители, которые принимают участие в коллективных творческих делах, спортивных состязаниях, экскурсиях и поездках, школьных праздниках. Если выражать в процентах степень “включенности” родителей в жизнедеятельность класса, то она составляет, по моему мнению, не менее 60%.

Уровни профессионального влияния на взаимоотношения с родителями через вектор “семья” (Приложение 5).

Принципы взаимодействия с родителями

 

Основная идея

Методические формы

П

Р

И

Н

Ц

И

П

 

С

О

Г

Л

А

Ш

Е

Н

И

Я

Осуществляется путём МЕТОДА ДОГОВОРА, он - ключевой в реализации данного положения.

Состоит из проведения предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств.

Складывается из двух блоков: первый – согласная договорённость относительно школьной жизнедеятельности ребёнка, вторая – договорённость относительно семейной жизнедеятельности.

Основанием такой договорённости является забота о развитии ребёнка – гражданская, профессиональная, родительская.

В решении общих проблем воспитания достигаю предварительной договорённости о формах и способах взаимного общения педагогов и родителей.

- Презентация школы (общая характеристика школы, с ее историей, целями, традициями, достижениями, результатами, видами деятельности, характерными чертами обучающихся, профессионализмом педагогов).

- Ознакомление с кодексом школы (кредо школы) (устное или письменное представление текста, отражающего основы школьной жизни и образ достойного человека данной школы).

- Родительское собрание (деловое обсуждение организации образовательного процесса и меры достижения, поставленных школой и родителями задач).

- День открытых дверей (посещение родителями учебных и внеклассных занятий в школе, организация творческих работ детей).

- Родительский лекторий (организация курса научно-популярных лекций по педагогике, психологии, гигиене, этике).

- Информационный листок для родителей (регулярные сообщения о мероприятиях в школе и событиях особой важности, а также записки от педагога с сообщением о текущих успехах ребенка).

- Круглый стол (совместное обсуждение вопроса, касающегося воспитания личности и организации образовательного процесса в школе, а также устоев семейной жизни).

- Родительский совет (группа родителей, избранная общим собранием для постоянной связи школьной администрации, педагогов с родителями; заседание группы родителей, решающих проблемные вопросы школьной жизни).

- Вечер вопросов и ответов (встреча педагогов и родителей, содержанием которой является обмен вопросами по проблеме организации образовательного процесса в школе и личностного развития детей).

- Рекомендованная литература (письменная и устная форма рекомендации прочтения для осмысления проблем воспитания детей).

П

Р

И

Н

Ц

И

П

 

С

О

П

Р

Я

Ж

Е

Н

И

Я

Сопряжение – согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребёнка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребёнка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнёра сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Такое гармонизирующее двухстороннее содействие направляется:

- на организацию режима жизни ребёнка;

- на характер отношений к ребёнку как к человеку;

- на культурное обустройство жизнедеятельности, поведенческий социально-ценностный опыт;

- на систему разнообразной деятельности, определяющей физическое и духовное развитие ребёнка.

В решении общих проблем воспитания достигаю предварительной договорённости о формах и способах взаимного общения педагогов и родителей.

- Посещение учебных занятий детей (открытые для родителей уроки в целях ознакомления с педагогическими требованиями школы к учебнику).

- “Круглый стол” (обсуждение единства и расхождений в устройстве школы и семьи, разрешение возникающих противоречий).

- Просьбы педагога (письменные и устные, переданные через детей, указания на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка).

- Задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни и т.д.)

- Семейное интервью (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления мнений).

- Сравнительные характеристики детей в процессе их развития (конкретный вопрос по одной из личностных характеристик во временном аспекте “вчера-сегодня, было-стало”).

- Рекомендованная литература (список литературы для домашнего чтения).

- Художественные произведения по проблеме детства (список классических и современных произведений, подобранных библиотекарем школы).

- Инициированные воспоминания родителей о своем детстве (устная и письменная форма либо путем вопросов, поставленных детьми).

- Психологические тренинги (по программе школьного психолога).

- Социально-психологические игры как часть родительского собрания или педагогического просвещения (на собраниях, классных собраниях, праздниках и т.д.).

П

Р

И

Н

Ц

И

П

С

О

П

Е

Р

Е

Ж

И

В

А

Н

И

Я

Сопереживание – это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее расположенность партнёров, организующих жизнедеятельность ребёнка.

Этот принцип целиком обусловлен способностью мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудности и успехи как собственные.

Принцип сопереживания помогает мне объединять, сплачивать, поселять взаимное доверие друг к другу, открывает двери для содружества.

- Приветствия (устные либо письменные послания в адрес родителей добрых пожеланий, связанных с каким-либо событием).

- Праздничные поздравления (устные, переданные через детей, или краткие письменные поздравления перед праздником или при успехах детей).

- Сообщения об успехах детей (краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка).

- Сценическое представление “Что мы знаем и что умеем” (представление для родителей творческого характера в качестве красивого рассказа об умениях, знаниях, о новых отношениях, которые обрели дети за определенный период).

- Добрый разговор “Я – представитель семьи…” (проводится в малой группе, протекает, как обмен своими отношениями в семье).

- Родительский праздник (форма клубного отдыха с концертом, музыкой, сувенирами для детей и родителей с небольшим разговором на семейную тему).

- Родительский клуб (только для родителей: обмен опытом семейного воспитания, обсуждение вопросов семейной жизни, проводится психологом или социальным работником).

- Приглашение на торжество (письменная или устная форма приглашения в связи с торжеством в школе).

- Стендовая выставка “Наша родословная” или “Моя семья” (составление схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием родителей).

- Состязание “Бабушкина каша” (веселое приготовление каш разных сортов и видов бабушками, веселая дегустация, присуждение премий по разным номинациям).

- Профессии родителей (рассказы приглашенных родителей о своей профессии).

- Публично провозглашаемые высокие оценки в адрес семьи (провозглашение достоинств, свойственных некоторым семьям – лучше общее и анонимное).

П

Р

И

Н

Ц

И

П

С

О

П

Р

И

Ч

А

С

Т

Н

О

С

Т

И

Сопричастность – это проявление взаимного непосредственного или опосредованного отношения к жизнедеятельности ребёнка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребёнка.

Самое важное в принципе сопричастности – соблюдение полномочных границ. Семья ради улучшения условий школьной жизни ребёнка выполняет определённые действия; школа во имя наилучших условий семейной жизни школьника производит позволительные действия.

Я считаю, быть сопричастным – значит взять на себя часть происходящего с ребёнком, себя чувствовать частью ребёнка и делать всё то, что делал бы ты сам, будучи на его месте.

- ДЕЛОВАЯ ВСТРЕЧА (приглашение родителей для обсуждения одного вопроса с точно обозначенным сроком и длительностью беседы).

- ОБСУЖДЕНИЕ за “круглым столом” (сочетание делового и педагогического разговора при решении конкретной проблемы школы и семьи).

- Информация о возникших проблемах (устное или письменное сообщение о некоторых затруднениях в школьной жизни ребенка).

- Сбор мнений (анкетирование по определенному вопросу для выявления мнения перед обсуждением общего вопроса).

- Корзина домашних проблем (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).

- Календарь праздничных дат (составляется календарь с указанием дней рождения родителей, детей и педагогов, вывешивается в классе).

- Родительский рейд (письменное или устное сообщение о надобности в свободны сильных руках, с указанием срока востребованности).

- Встреча с ветеранами труда (разговор о значении профессионального труда в жизни человека).

- Юбилей наших родителей (торжественное поздравление юбиляров как краткий акт выражения желания счастья человеку).

- Праздничная открытка семье (посылается через детей от имени школы).

- Конференция отцов (выступление отцов по обмену мнениями и опытом в семейном воспитании).

П

Р

И

Н

Ц

И

П

С

О

Д

Е

Я

Н

Н

О

С

Т

И

Содеянность – реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих “здесь и сейчас” повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребёнка:

- фундамент общего дела – добровольность каждого участника;

- ни в коем случае не может предусматриваться высокая материально-финансовая трата;

- вовлекать отцов и матерей, бабушек и дедушек, чтобы для ребёнка понятие “семья” расширялось, и он утверждался в своей любви к каждому члену семьи;

- мотивацией участия родителей должна быть общая забота о всех детях группы- не только о собственном ребёнке;

- в общем деле высоко оценивается любое участие.

Я считаю, результат практически осуществляемого принципа содеянности заключается в привычке, умении, радости самостоятельно изменять свою жизнь и улучшать её по собственному желанию и с помощью солидарной деятельности людей разных сфер.

- Субботник и косметический ремонт школы (сугубо добровольная работа родителей как помощь в благоустройстве школы).

- Общешкольный праздник (массовое торжество во дворе школы, с песнями, музыкой, танцами, играми, призами и выступлениями детей).

- Спортивный праздник “Моя спортивная семья” (спортивные соревнования веселого характера между семьями и детьми, а также между семьями с участием в команде детей).

- Конкурс “Умелые руки” (состязания по практическим жизненно важным умениям между детьми с судейством родителей).

- Музыкальная гостиная (поэтическая, театральная, этическая).

- Веселая ярмарка (продажа изделий, изготовленных детьми, родителями – чаще всего благотворительная).

- Благотворительный акт (сбор средств в пользу сирот, библиотек, детских садов, детских домов, но и в пользу школы или отдельного несчастного человека).

- Работа “Наш школьный двор” (работа по благоустройству двора школы).

- Мужской совет и мужской разговор (серьезное обсуждение серьезной конкретной проблемы у ребенка, подростка, юноши).

- Дискуссионные качели “Родители - дети” (проводится как обычно, но участвуют дети и родители).

- Туристические походы, путешествия.

- Школьные вечера “Мы приглашаем вас в гости” (два варианта: либо в гости приглашаются родители и их развлекают дети, либо родители решают устроить отдых детям).

Среди родителей обучающихся 8б класса проведен опрос с целью: выяснение степени удовлетворенности родителей работой классного руководителя.

А) Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным

Б) В среде своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно

В) Классный руководитель проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку.

Г) Я испытываю чувство взаимопонимания в контакте с классным руководителем.

Д) В классе проводятся дела, которые полезны и интересны моему ребенку.

Е) Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности моего ребенка.

Ж) Классный руководитель заботится о физическом развитии и здоровье моего ребенка.

З) Классный руководитель создает условия для проявления и развития способностей моего ребенка.

И) Классный руководитель по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни.

К) Классный руководитель создаёт условия для достойного поведения моего ребёнка.

Внимание, доброта и забота взрослых вызывают проявление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Воспитательная система нашего класса позволила нам обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива и его воспитанников. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться.

Сложившиеся отношения в классе можно выразить формулой три “Д”

Результаты опросов, анкетирования педагогов, детей и родителей, справки и результаты различных исследований представлены в приложении (Приложение 6)

Литература

  1. Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.: Народное образование, 1997
  2. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
  3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  4. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
  5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.
  6. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе. – М.: Педагогический поиск, 2000.
  7. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
  8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  9. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогическое общество России, 1997.