"Интерактивные формы обучения". Методический семинар-практикум для учителей, методистов и руководителей образовательных учреждений

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Цель семинара-практикума:

  • рассмотреть сущностные характеристики интерактивного обучения; - представить некоторые приемы и формы активизации познавательной деятельности школьников;
  • отрефлексировать коллективный школьный опыт в диалоге с коллегами.

Практически весь коллектив МОУ СОШ №1 г. Пущино Московской области был включен в подготовку и проведение методического семинара-практикума «Интерактивные формы обучения», который состоялся 16 марта 2007г. Тема семинара естественным образом вытекает из многолетней работы учителей над проблемой активизации мыслительной деятельности школьников, а также насущной потребности внедрения инновационных педтехнологий. Интерактивные техники и формы занятий реализуют цели личностно-ориентированного обучения. Такие нетрадиционные формы организации познавательной деятельности учащихся, как семинары, конференции, дебаты, путешествия, разнообразные игры стали нормой в практике примерно 60% учителей. Многие оригинальные разработки были показаны и объяснены в «Школе педагогического мастерства», получили поддержку и одобрение коллег города, рекомендованы к публикации. В практической части семинара были продемонстрированы такие технологии, как:

  • урок-состязание (И.В. Костюченкова);
  • презентация проекта (И.Г. Веприцкая);
  • урок-поиск (И.В. Попкова);
  • учебный проект (Л.Н. Ремыга);
  • урок-мастерская (Л.Г. Ерофеева);
  • урок-размышление (Л.В. Володина);
  • диалог в группе (Н.П. Попова);
  • интегрированный урок (Н.А. Зарытовская);

Обсужден опыт учителей начальных классов по теме «Игра как средство интерактивного обучения» на открытом заседании ШМО (ведущий – рук. ШМО М.А.Звонарева).

В основу подготовки и проведения семинара были положены базовые принципы интерактива:

  • переживание опыта в деятельности;
  • диалогичность;
  • рефлексия.

Первый этап (подготовительный):

«мозговой штурм» членов СРМО для формулирования целей семинара, рефлексия собственной практики в заданном ключе каждого учителя и ШМО в целом, распределение ролей; отбор материала и создание компьютерной презентации деятельности ШМО в данном направлении; индивидуальная работа с литературой для уточнения понятий.

Второй этап - проведение семинара-практикума по схеме: теория – практика – рефлексия. В теоретической части были изложены принципы интерактивного обучения, преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными, описаны формы занятий и упражнения (техники), структура интерактивного урока, сформулированы проблемы, стоящие перед учителем, работающим в интерактиве, предложены пути их решения (выступление заместителя директора по УВР Н.В.Савиной (Приложение 1) Доклад сопровождался компьютерной презентацией (автор учитель информатики Л.И. Сударикова). В практической части семинара участники посмотрели открытые уроки и рефлексию ШМО, провели блиц-анализ мотивационного аспекта по картам наблюдения. (Приложение 2)

В заключительной части участники наглядно представили элементы аспектного анализа увиденного и оценили каждую часть семинара.

(Приложение 3)

Третий этап (рефлексивно-аналитический): заседание СРМО с разбором отзывов и самооценкой проведенной работы. Цель семинара-практикума – рассмотреть сущностные характеристики интерактивного обучения, представить некоторые приемы и формы активизации познавательной деятельности школьников, отрефлексировать коллективный школьный опыт в диалоге с коллегами – достигнута. Участники семинара (47 учителей, руководителей, методистов Серпуховского района) отметили высокий уровень теоретического доклада, содержательность и выразительность электронных презентаций, качественный уровень уроков, высокую учебную мотивацию школьников, их умение формулировать и аргументировать собственную позицию, строить монолог, участвовать в диалоге и полилоге.

По мнению СРМО, семинар стимулировал поисковую активность педагогов, коллективное дело способствовало сплочению учителей и повышению их самооценки. Следующий шаг в работе над темой – исследование эффективности интерактивных технологий в аспектах здоровьесбережения и степени усвоения школьниками программного материала.