Программа факультативного курса "Человековедение"

Разделы: Начальная школа


Актуальность программы.

Духовность есть слияние интеллекта с сердцем. Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей, свойств, чувств, эмоций, нравственных и духовных качеств, стремлением к нравственному росту. Духовность – основа творчества. Духовное состояние воздействует на интеллект, то есть на способность размышлять, обобщать, решать, принимать решения.

Духовное образование основывается на знании законов эволюции и на этой основе происходит развитие творческой самодеятельности. Обучение, приобретение новых нравственных и трудовых качеств продолжается всю сознательную жизнь; в человеке вырабатывается неукротимое желание познавать и совершенствовать себя и окружающий мир.

Слова «образование» и «обучение» не тождественны. Обучение предполагает получение информации, выработку определенных приемов и навыков работы. Слово «образование» состоит из двух слов: «образ» и «я». Иными словами это означает творение образа «я», то есть творение самого себя. Таким образом, ведущую, первостепенную роль в получении образования играет сам человек, в школе – ученик.

Для того чтобы ученик начал сознательно образовывать себя, ему необходимо ответить для себя на четыре вопроса, которые в ХIХ веке сформулировал французский философ Тейяр де Шарден:

  • Кто я?
  • Откуда я (пришел)?
  • Для чего я (пришел в этот мир)?
  • Каков мой дальнейший путь?

Система образования сегодня является информационной по своим методам и формам обучения. Выпускники современных школ в основной своей массе не знают, как применить полученные знания в жизнь, не могут даже построить программу своей личной жизни, своей судьбы, карьеры, а уж тем более реализовать. Потому что в школе этому не учат.

Назначение программы, цели, задачи.

Эта программа поможет ребенку заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно познакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, сформирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.

Научит ребенка размышлять о разных сторонах жизни и о свойствах человеческого характера, значительно утончит его восприятие и оценку всего окружающего, будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений.

Программа «Человековедение» направлена на раскрытие внутреннего потенциала ребенка, независимо от возраста. Она применима и в начальной школе, и в среднем звене, и в старшей школе. Разница лишь в объеме подачи материала.

Цель программы:

  • формирование у детей основ духовного понимания мира;
  • создание у ребенка чувства защищенности, самоценности и эмоционального комфорта, как необходимого условия реализации потенциальных возможностей и способностей;
  • становление коммуникативной деятельности ребенка и социальной адаптации.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основами миропонимания современной эпохи с опорой на современную науку.
  2. Подвести детей к осмыслению таких вопросов, как «Кто я?», «Откуда я пришел?», «Для чего я пришел в этот мир?», «Каков мой дальнейший путь?». Раскрытие смысла существования Человека.
  3. Способствовать раскрытию внутреннего потенциала ребенка через творчество (музыку, живопись, театр и т.д.), с опорой на психологию:
  • Развитие общепознавательной активности.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие личностных характеристик детей.
  • Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Основные принципы построения программы.

Для успешной работы необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираться на его природные склонности. Для этого необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Субъектное отношение к ребенку. Сначала необходимо пробудить в детях желание узнавать что-то новое, а затем открывать азы мудрости.
  • Принцип принятия и уважения. Положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.
  • Осуществление работы на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка.
  • Систематичность и последовательность проведения занятий.
  • Принцип комплексности методов. Все задания, включенные в программу, прорабатываются и дублируются, выполняются различными способами.
  • Рефлексия. Развитие у детей способности к самостоятельной оценке и анализу своей работы.

Методы, формы и средства организации занятий.

Решение задач данной программы осуществляется следующими методами:

  • игра;
  • беседа;
  • упражнение (психогимнастические упражнения);
  • элементы арттерапии; музыкотерапии; сказкотерапии.

Курс включает в себя 34 развивающих занятия, длительностью 45 минут.

Каждое занятие включает в себя вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения.

Содержанием основной части занятия является знакомство через беседы, сказки, игры, видеофильмы и творческие задания на развитие общечеловеческих качеств, осознанием предназначения Человека, основ его жизни, через развитие творческого потенциала детей.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий.

Эта программа рассчитана на 1 год (сжатый вариант, однако и он дает положительные результаты).

Каждое занятие включает следующие этапы:

  1. Релаксация (музыка, звуки природы).
  2. Чтение сказки по теме занятия, либо просмотр видеофильма.
  3. Беседа о прочитанном или увиденном в начале урока.
  4. Игры и ситуативные задания на развитие внимания, общения, наблюдательности, творческого мышления, чувства взаимопомощи, направленные на познание окружающего мира (подобранные по теме занятия).
  5. Азбука здоровья (оздоровительная пятиминутка).
  6. Фантазирование (рисование, пантомима, эссе).
  7. Рефлексия.

Эту же программу можно расчитать на 4 года. Основные темы повторяются, однако предлагаемый материал углубляется и расширяется в зависимости от возрастных изменений детей (от простого к сложному).

Тема ч Содержание
1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

1 четверть Тема: «Кто я?»

ЧЕЛОвек:

а) душа;

б) разум;

в) тело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя и день рождения.

а) Мое имя.

День ангела и день рождения.

 

 

Качества моей личности

а) Любовь к жизни;

 

 

 

 

б) Храбрость;

 

 

в) Дружба;

 

 

 

 

г) Красота внутренняя и внешняя, настоящая и обманчивая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1ч)

 

 

 

 

(1ч)

 

 

(1ч)

 

 

 

 

(1ч)

Образ души в сказках:

«Три ржаных колоса» Ц.Топелиус.

«История гусеницы» Б.Заходер.

Серая звёздочка» Б.Заходер.

Игры и задания:

а) «Если бы я» (подумать и закончить предложения либо рисунками, либо мини-сочинениями).

- Если бы я был (ла) ветром, то ________

- Если бы я был (ла) звездой, то _______

- Если бы я был (ла) невидимкой, то ________

- Если бы я был (ла) искусным врачом, то _______

б) «Волшебный стул» (рассказ одноклассников только о хороших качествах).

в) «Дерево жизни» (рисунок по схеме: корень - цель, смысл; ствол - представление о себе; ветви - качества в мечтах; плоды – качества в реальности).

Оздоровительные минутки: - «Волшебные точки».

*Док. видеофильм «Тайна моего имени».

Расшифровка имен. Соотнесение имени и цвета.

Арттерапия (цветопись).

Рассказ о 4 стихиях и принадлежности человека к ним. Квадрат Пифагора (код дня рождения).

* «Сказка про ерша» Г. Гребенщиков.

Игра «Каждый из нас особенный» (самое лучшее в одноклассниках).

Рисование на ватмане ладоней всего класса (как доказательство неповторимости каждого).

Творческое задание «Сочиняем песенку».

*Сказка «Храбрая лягушка» М.Скребцова.

Игра с заданием «Самый страшный страх».

Тренинговое упражнение «Как избавиться от страха».

* История «Преданный друг» О.Уайльд.

Игра «Не урони другого» (воспитание сотрудничества).

Фантазирование «Чем я порадую друга».

Оздоровительные минутки:

- музыкотерапия.

* «Правило человеческого счастья». Притча.

Распознавание красоты и псевдокрасоты -

Игры: «Красивые руки и глаза», « Самое красивое» -

Арттерапия «Цветок души».

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

2 четверть Тема: «Откуда я?»

Дальние миры

 

 

 

 

 

 

Тайна мировых религий.

(А.Лопатина, М.Скребцова).

а) Религии мира;

 

б) Христианство.

 

 

Жизнь Сердца

а) счастье;

 

 

б) доброта;

 

 

 

 

 

в) милосердие.

 

 

 

 

 

(1ч)

 

(2ч)

 

 

(1ч)

 

 

(1ч)

 

 

 

 

 

(1ч)

 

 

 

 

* Видеофильм «Солнечная система».

* Сказка «Маленький принц».

А.де Сент-Экзюпери.

Раскрытие смысла слов «Галактика», «Вселенная», «Солнечная система».

- Фантазирование с элементами игры «Встреча с инопланетянином», «Межпланетный совет».

Библейские истории, символы, праздники, священные писания, притчи.

- Кришна, Моисей, Будда, Мухаммад и др.

Притча, праздники, обычаи.

- Иисус.

Притча «Христос и собака».

Праздники, обычаи

* «Сердце- маленькое солнце»- беседа.

* «Счастье» Н.Вагнер.

-Фантазирование «Дотронемся до счастья» (портрет счастья).

* «Лесной жаворонок» Леонардо да Винчи.

- Фантазирование «Сокровища сердца».

(каждой группе необходимо собрать мозаику СЕРДЦА и вписать в каждый элемент те качества, которые делают сердце светлым и сияющим).

Игра «Радость помощи и отдачи».

* «Ключ врага милосердного» В.Немирович-Данченко. - Беседа «Действенная помощь и бездейственная жалость».

- Игра «Проведи слепого» (при помощи словесных команд нужно провести «слепого» до пункта назначения).

- Цветопись «Исцеление цветом».

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 четверть. Тема: «Для чего я?»

Три ключа к счастью:

а) любовь;

 

 

б) красота;

 

 

 

 

в) знание.

 

 

 

 

 

 

10ч

(1ч)

 

 

(1ч)

 

 

 

 

(1ч)

 

 

 

 

 

 

* Сказка «Капелька росы» К.Кыдрева.

Игра-задание «Духовная природа человека» (к слову Любовь ассоциации).

Музыкальная игра: «Угадай мелодию любви».

* Сказка «Мальчик и колокольчики ландышей».

Коллективное творчество «Дерево гармонии» (на листочках подписывают: девочки- мужские качества, мальчики- женские; далее рисуется дерево, каждой группе своя половинка, и оформляется по группам).

* «Очки судьи» А.Поп., «Мысль сильнее кулака» Алла Тер-Акопян.

Игры-задания:

- «Самый умный человек на Земле» (придумать 3 самых волнующих вопроса).

- «Решение мировых проблем». Профессия – дипломат (по группам).

 

8.

Искусство видеть мир:

а) Загадки картин;

 

 

 

 

 

б) Красота природы;

 

 

 

 

 

в) Музыка- дыхание души;

 

 

 

г) Мастерство (Что умеют мои руки?);

 

 

 

 

 

 

 

д) Творчество- порыв души.

(1ч)

 

 

 

 

 

(2ч)

 

 

 

 

 

(1ч)

 

 

 

(2ч)

 

 

 

 

 

 

 

(1ч)

* «Сказка про художника» А.Лопатина.

Знакомство с творчеством русских художников (В.Васнецов, М.Нестеров, В.Кандинский, Н.Рерих, И.Шишкин – по выбору).

Видеовыставка картин.

- Игра «Что какого цвета» (ассоциации слова с цветом).

* «Живая вода» видеофильм.

* «Тайна растений» видеофильм.

Опытное исследование «Выращиваем растения».

Игра «Танец рук» (под музыку руки изображают птиц, ветви деревьев, дождь, траву ветер).

Опытное исследование о воздействии музыки на человека «Целительница и разрушительница».

* Музыкотерапия «Моцарт и звуки океана».

Игра «Ритм».

* Армянская народная сказка «Ремесло – дороже золота».

Игра «Чьи руки самые послушные?» (координация движений).

Фантазирование «Рисуем вместе» (совместные рисунки по группам).

* Мастер-класс «А я умею…» (показ детьми своего мастерства).

* «О Г.Х.Андерсене и его сказках» Т.Сильман.

- Фантазирование «О чем рассказывают сол-нечные лучи, дождевые капли, деревья и звезды.

9.

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

4 четверть. Тема: «Каков мой дальнейший путь?»

Моя семья.

а) Сердце матери;

б) Мудрость отца;

 

 

в) Дедушки и бабушки

 

 

Я хозяин своей жизни

а) Кем быть?

(о профессиях).

 

 

 

 

б) Мое здоровье в моих руках (вредные привычки).

 

 

 

 

 

 

 

Что я могу изменить

(1ч)

 

(1ч)

 

 

(1ч)

 

 

(1ч)

 

 

 

 

 

(1ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

* «История одной матери» Г.Андерсен.

- Рисование «Портрет мамы».

- Игра «Кто поможет маме?».

*Русская сказка «Мудрый отец».

Беседа «Роль отца».

- Игра-задание «Чем могу порадовать отца».

* Русская сказка «Машенька и Дашенька».

- Рисунок «Букет счастья».

- Игры наших бабушек и дедушек.

 

*Индийская сказка «Дар».

- «Круглый стол» - Профессии моих родителей, мой взгляд и выбор.

Упражнение “Эпитафия”.

Актуализация проблемы проектирования жизненного пути человека.

* «Вредные привычки - проявление слабости духа» беседа.

- Игра «Угадай по запаху» (конкурс на самый чувствительный нос).

- Ароматерапия.

* Видеофильм «Чума ХХI века» (о наркотиках).

- Ситуативные задания.

- Коллективное рисование плакатов.

* Арабская сказка «Нищий и счастье».

-Игра-задание «Школа будущего» (проект, эссе).

* Суфийская история «Плотина».

- Игра-задание «Город моей мечты».

(Мини-сочинение).

«Вред от злословия, зломыслия, ругани». Круглый стол.

Список литературы:

Книги для занятий по духовному воспитанию А.Лопатиной и М. Скребцовой:

  1. Азбука мудрости. – М.: Сфера, 1999.
  2. Вершины мудрости. Книга 3.- Москва «Амрита-Русь», 2005.
  3. Искусство видеть мир. – Сфера, 1998.
  4. Мир твоей души.- ИПЦ «Русский Раритет», 1997.
  5. Начало мудрости. Книга 1.- Москва «Амрита-Русь», 2005.
  6. Притчи человечества. Сост. В.В. Лавский.- Мн.: УП «Звезды гор», 2004. Природа глазами души. – М.: Сфера, 1999.
  7. Секреты мастерства.(о профессиях) Москва «Амрита-Русь», 2005.
  8. Ступени мудрости. Книга 2.- Москва «Амрита-Русь», 2005.
  9. Сухомлинский В.А., Книга о совести. Часть 1-4: Красота - радость жизни. Человек - это сила духа. - Симферополь: Издатель А.П.Выродов, 2003.
  10. Философия (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г.
  11.  Видеофильмы:
  • Дальние миры.
  • Живая вода.
  • Тайна растений (эффект Кирлиан).
  • Лекции академика Жданова (об алкоголе, табаке).
  • Тайна имени (день рождения и день ангела).
  • «Чума ХХI века» (о наркотиках).