Сценарий интеллектуально-развивающей игры "Игра слов"

Разделы: Внеклассная работа


Интеллектуально-развивающая игра предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определенному правилу, расшифровка слов, фраз, превращение слов в другие путем перестановки или добавления букв, отгадывание слов и др.

Цель:

  • Организация досуговой деятельности обучающихся в каникулярное время.

Задачи:

Познакомить с одним из видов интеллектуально-развивающих игр: игры со словами и буквами.

  • Познакомить с понятиями – шарада, анаграмма.
  • Способствовать развитию смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, путем решения игровой задачи.
  • Создание игровой поисковой атмосферы для познавательной активности обучающихся.

 Реквизит:

  • стенд,
  • доска;
  • столы для команд;
  • карточки со словами (для 2 конкурса);
  • 2 листа ватмана (для 3 конкурса);
  • маркеры,
  • бумага,
  • мел;
  • призы.

 Ход игры

1. Конкурс “Разминка”.

Ребятам объяснить, что такое шарада.

Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:

    Первый слог - занятие рыбака,
    слог второй спроси у мясника.
    Целое спортсмена отличает,
    но и нам с тобой не помешает.
    (Лов-кость)

2. Конкурс “Где моя половина”.

Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.

I

Воз - Дух

Приз - Рак

Банк - Рот

Сто - Лица

Сад - Овод

II

Я - Беда

Кон - Ус

Оса - Док

Вол - Осы

Пост-Ель

Игроки, образовавшие слова I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда.

Команды занимают место за своим столом. Можно разделить детей и на три команды.

3. Конкурс “Из слова - слово, но другое”.

Объяснить, что такое анаграмма.

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.

Задание: найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Найди анаграммы к словам:

Бокал – (колба)

Каприз – (приказ)

Уклон – (клоун, кулон, колун)

Автор – (отвар, рвота, товар)

Апельсин – (спаниель)

Кобура – (уборка)

Ромашка – (мошкара)

 

Шрам – (марш)

Карета – (ракета)

Осколок – (колосок)

Ростки – (строки)

Шнурок – (коршун)

Старик – (стирка)

Пальто – (лапоть)

 

4. Конкурс “Математический конкурс”.

На доске написать арифметический пример.

Задание: попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово - крупный город. Все буквы должны быть использованы.

Арифметические примеры предлагать по одному одновременно для обеих команд. Игрок, который первый правильно решит пример, приносит очко своей команде.

    Раб + луна = ? (Барнаул)

    Ров + сто = ? (Ростов)

    Мухи + ус = ? (Сухуми)

    Вьюн + лис = ? (Вильнюс)

    Уха + раб = ? (Бухара)

    Лог + вода = ? (Вологда)

    Рог + дно = ? (Гродно)

    Мази + ил = ? (Измаил)

    Тоска + ром = ? (Кострома)

5. Конкурс “Магическое слово”.

Задание: Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

На доске написать:

    ПЕ (...) ОЛ

    БАЛ (...) ЕДА

    (СОК)

    (БЕС)

    пе(сок)

    бал(бес)

    (сок) ол

    (бес)еда

Команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Разыграть специальный приз среди участников и зрителей. Тот, кто разгадает задание повышенной трудности:

ДИК (…..) ЕЦ (ОБРАЗ)

Если никто не смог справиться с заданием, измените условия игры. Предложите найти ответ на эту задачу в зале, где проходит игра. (Заранее спрячьте карточку с ответом).

Этот прием, позволит ребятам встать с мест, подвигаться, переключить внимание.

6. Конкурс “Зашифровщик”.

Вариант анаграмм - восстановление слов из произвольно перемешанных букв.

Раздать каждой команде по листу с подготовленным заданием.

Задание1: Попробуйте решить анаграмму и заодно исключить лишнее слово:

АЧЫС ТЛОС КАФШ ВИНДА
(часы) (стол) (шкаф) (диван)

Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Задание2: Команды должны зашифровать аналогично свой вариант слов для команды противника. Происходит обмен зашифровок.

Та команда, которая быстрее разгадает, и получает очко.

7. Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Слово: ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

 

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает очки, подводит итог игры.

В каждой команде выделяет самого:

  • сообразительного
  • смекалистого
  • активного и др. по усмотрению жюри.

Награждение.

Благодарим за игру.

Рекомендуемая литература.

Иванова В.В. Энциклопедия для бездельников. М.: “Лабиринт-К”, 1998.