План-конспект открытого урока-викторины по москвоведению, 2-й класс (1 – 4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • актуализация знаний учащихся об истории Москвы;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • формирование у школьников патриотизма, чувства сопричастности к развитию города;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки.
  • обучение конструктивности эмоций, здоровьесбережению.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • медиапроектор,
  • презентация,
  • электронная доска,
  • конторки,
  • жетоны за правильные ответы.

Ход урока

1. Организация детей на занятие.

Учитель. Урок-викторину по москвоведению начинаем с приветствия, подарите улыбку друг другу, поделитесь улыбкой с гостями. Покажите свои знания по предмету и умение работать в команде.

Учитель. Начинаем с “качания головой” (упражнение стимулирует мыслительные процессы) – дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. Основная часть.

Учитель. Сегодня мне помогают провести урок Полина, Роман и Софья. Они на уроке оценивают ответы команд, поощряя правильные ответы жетонами. Команды девочек и мальчиков, занимайте удобные места (парты, конторки).

Полина

Выходит солнце в сновидения
Руки солнца горячи.
Мы с тобой уже с рождения москвичи!

Роман

Мы судьбу свою только начали,
Просто девочки, просто мальчики,
Но уже москвичи!

Софья

Пролетают удивленные
И мгновения и года.
В этот город мы влюблённые навсегда!

Рисунок 1. Современная Москва

Полина

Мы живём в огромном городе – Москве. В нём много улиц, переулков, площадей. Чтобы все их обойти, надо идти, не останавливаясь на сон и отдых, не менее 30 дней и ночей.

Рисунок 2. Деревянная Москва

Полина

Но такой большой Москва была не всегда. Родилась она крошечной на вершине Боровицкого холма, там, где нынешний Кремль. На холме стояла деревянная крепость.

Полина. Из какого дерева люди возвели крепостную стену?

Учащиеся. Первые стены Кремля были из сосны.

Полина

Вокруг деревянной крепости поселились торговые и мастеровые люди. Все они прятались за стенами кремлёвской крепости, когда к городу приближались враги. Жителей становилось больше, при опасности Кремль не мог их всех вместить.

Полина. Расшифруйте название крепости, которую пристроили к Кремлю.

Рисунок 3. Ребус

Полина. Почему крепость назвали “Китаем”?

Учащиеся. Перед стеной новой крепости возвели высокий вал, сложенный из переплетённых прутьев, засыпанных землёй. В те времена такие сооружения называли “китаем”, поэтому и новую крепость назвали Китай – городом.

Полина. Покажите как возводили Китай – город.

Дети проводят физкультминутку, имитируя возведение вала перед крепостной стеной.

Роман. Какое слово в древности обозначало крепость, кремль, укреплённое стенами место внутри селения?

Учащиеся. Город.

Роман. Как называлось заселённое крестьянами место, в котором есть церковь?

Учащиеся. Село.

Роман. Как называлось крестьянское селение без церкви?

Учащиеся. Деревня.

Роман. Определите селение.

Рисунок 4. Село и город

Роман. Слова “старинный” и “древний” близкие по значению. “Старинный” - сохранившийся от давних времён, ведущий своё начало из старины. “Древний” - существовавший или возникший в отдалённом прошлом.

Роман. Разгадайте кроссворд “Старинный город”. Значения слов в кроссворде:

  1. Самая древняя часть Москвы, исторический центр столицы.
  2. Основатель Москвы.
  3. Название самой главной башни Кремля.
  4. Представление, в котором принимают участие клоуны, дрессированные животные, акробаты.
  5. Название самой главной улицы столицы.
  6. Парк, в котором имеются вольеры для содержания зверей и птиц.

Рисунок 5. Кроссворд

Роман. Назовите слова, характеризующие Юрия Долгорукого.

Учащиеся. Князь, воин, основатель Москвы, градостроитель.

Роман. Где стоит памятник Юрию Долгорукому?

Рисунок 6. Памятник Юрию Долгорукому

Учащиеся. На Тверской площади.

Роман. Какие животные водились в густых лесах около селения Москов?

Учащиеся. Медведи, волки, зайцы, рыси, лоси, кабаны.

Дети проводят физкультминутку. Мальчики изображают медведей, девочки – лисичек и ищут название столицы России среди названий других городов на карточках, размещённых по классу.

Софья. Какой праздник отмечали москвичи в сентябре 2007 года?

Учащиеся. 860-летие города.

Софья. Назовите пословицы о Москве по данным словам:

Москва, мать.

Учащиеся. Москва – мать городов русских. Москва – всем городам мать.

Москва, хлебосольная.

Учащиеся. Москва - белокаменная, златоглавая, хлебосольная.

Москва, сразу.

Учащиеся. Москва не сразу строилась.

Москва, слезам.

Учащиеся. Москва слезам не верит.

Москва, сердце.

Учащиеся. Москва – сердце России.

Москва, гранит.

Учащиеся. Москва что гранит, никто Москву не победит.

Москве, красоты.

Учащиеся. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Дороги, Москву

Учащиеся. Все дороги ведут в Москву.

Софья .В какие древние русские города вели дороги от Москвы?

Учащиеся. Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Рязань, Тверь, Дмитров, Волоколамск.

Дети проводят физкультминутку, надевая “шапку для размышлений” (упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь) – мягко заворачивая уши от верхней точки до мочки.

Роман. Чьи имена я вам называю: Даниил Александрович, Иван Данилович, Дмитрий Иванович, Иван III?

Учащиеся. Имена московских князей.

Рисунок 7. Московские князья

Роман. Соедините цветными линиями имена московских князей с их делами, которыми каждый из них себя прославил.

Полина проводит физкультминутку.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
Закрывай глаза скорей.
Открывай. По кругу быстро,
Словно стрелочки часов
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

Софья

Почти у каждого города, как и у государства, есть герб – свой отличительный знак, помещаемый на флагах, монетах, печатях, официальных документах. Герб с помощью изображенных на нём животных, различных предметов или сказочных существ рассказывает о том, чем один город или государство отличается от другого.

Софья. Кто изображен на гербе Москвы?

Учащиеся. На гербе Москвы изображён всадник, святой Георгий Победоносец.

Рисунок 8. Герб Москвы

Софья. Как получилось, что Москва выбрала себе такой герб?

Учащиеся. Юрий Долгорукий верил, что святой Георгий охраняет от бед и несчастий, эту веру он передал своим внукам – московским князьям в наследство.

Софья. Опишите герб Москвы, используя слова: тёмно-красный, щит, всадник, синий, плащ, серебряный, конь, поражает, золотое, копьё, чёрный, змий.

Полина представляет творческие работы детей. К юбилею Москвы девочки и мальчики нашего класса подготовили выставку творческих работ “Мы – дети твои, Москва!” под девизом “Любить Москву, беречь столицу, страницами истории её гордиться!”

3. Итог урока.

Учитель. Капитаны команд, определите лучших игроков и подсчитайте количество жетонов.

Учитель. Спасибо, девочки и мальчики, за активную работу на уроке. Благодарим гостей за внимание.