"Окончания прилагательных мужского и среднего рода"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обобщить знания детей о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основой, формировать умение писать ударные и безударные падежные окончания, определять падеж прилагательных, производить синтаксический разбор предложения и морфемный разбор слова.
  • Развивать орфографическую зоркость, анализирующее мышление.
  • Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, гигиену письма, интерес к урокам русского языка.

Ход урока:

1. Введение в тему:

На доске:

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.

(С.Васильев)

-- Дети, прочтите это четверостишье.

- Кто хочет прочитать?
- Какие чувства у вас возникли при чтении этого четверостишья?

(Дети высказывают свои мысли, главная - автор прославляет Россию).

- Какие слова в тексте это подтверждают?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “Россия”?

(Родные края, ясное солнышко, белые берёзки, широкие поля, сибирская тайга, родной человек…)

- Что это вы назвали?

(Это словосочетания).

Найдите в четверостишье словосочетания (прилагательное + существительное) и добавьте следующие: яркое солнце и голубое небо, запишите их к себе в тетрадь.

Ясный свет.
Святые подвиги.
Звонкий голос.
Яркое солнце.
Голубое небо.

- Что вы можете сказать об этих СС?

2. Работа по теме урока:

А. - Ребята, что вы знаете о склонении имён существительных?

- А прилагательных?

(Ребята высказывают свои мнения, показывая свои знания по данной теме…)

Б. Самостоятельная работа в группах.

Ребята, просклоняйте, пожалуйста, данные словосочетания:

1 ряд - звонкий голос.
2 ряд — святой подвиг.
З ряд — яркое солнце.
4 ряд — голубое небо.

В. Проверка.

(Дети называют падеж, СС, и окончание прилагательного. В это время на доске появляются нужные окончания).

Г. Вывод.

- Итак, какой мы можем сделать вывод?

(Окончания прилагательных мужского и среднего рода пишутся одинаково. Безударные окончания пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах, у которых под ударением -ОЙ, без ударения -ЫЙ, -ИЙ.

- Сравним наш вывод с правилом на странице 52.

- Скажите, а для чего нам вообще нужно знать эту тему?

3. Физминутка.

Я называю СС. Если это СС мужского рода, то вы хлопаете в ладоши. Если это СС среднего рода, то вы топаете ногами, а если СС женского рода, то вы молчите, ничего не делаете:

Молодой дубок
высокий забор
широкий двор
больной зуб
лесное растение
раннее утро
белая берёза
умный ребёнок
ночная улица
голубое озеро
весёлый человек
дружный класс

4. Закрепление. Детям предлагается 4 пункта работы, которые выполняются самостоятельно. После выполнения каждого пункта идёт коллективная проверка, где у детей есть возможность высказать своё мнения и показать свои знания.

А. -- Спишите, раскрывая скобки, выделите окончание и определите падеж у прилагательных:

Стояло (чудесный весенний) утро. (утренний) ветерок разогнал (густой) туман. В (широкий) окно лились (солнечный) лучи. Мы любовались (синий) небом.

Б. -- Подчеркните все орфограммы.

В. Дальше я предлагаю поработать с первым предложением.

-- Разберите его по членам предложения и дайте характеристику.

Г. -- Разобрать по составу. Утренний, ветерок.

5. Физминутка для глаз.

6. Работа по карточкам. Самостоятельная индивидуальная работа.

-- Соедините между собой равнозначные понятия. Определите падеж прилагательного. Вставьте окончание.

синий - главн... город нашей Родины
солнце - самое больш... животное в мире
Москва - один из цветов российск... флага
голубой кит - самое глубок... озеро
нефть - самое высок... животное на земле
луна - раскалённое небесн... тело шарообразной формы
Байкал - чёрн... золото
жираф - естественн... спутник земли

7. Домашнее задание.

-- Придумать и записать З предложения о России, разобрать их по членам и частям речи.

8. Итог.

- Чему учились мы сегодня на уроке?
- Что вам было знакомо на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Кому было легко, а трудно? Что помогло тебе преодолеть эту трудность?

9. Озвучивание полученных оценок на уроке.