Урок русского языка во 2-м классе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова по теме "Обозначение звука Ы после шипящих и Ц. Нефонемное правило"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить изучение способа обозначения звука [ы] в позиции после шипящих;
  • изучить способ обозначения звука [ы] после ц.

Задачи:

  • формировать у обучающихся умение находить орфограмму жи, ши, цы, ци в словах на слух;
  • учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [ы] в разных позициях;
  • прививать интерес к учебной деятельности.

Оборудование: звуковые модели слов, таблица, схемы, учебники, тетради.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Ход урока

I. Создание учебной ситуации

Отгадай загадки, отгадки запиши, пропуская орфограмму слабых позиций гласных.

Загадки:

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.
(Щука)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: “Пейте чай, вода вскипела”.
(Чайник)

Он высокий и пятнистый, с длинной – длинной шеей,
И питается он листьями – листьями деревьев.
(Жираф)

Маленькие домики по улицам бегут,
Мальчиков и девочек по улицам везут.
(Машина)

Дети в паре записывают на доске, а остальные работают самостоятельно в тетради.

Щука, чайн_к, ж_раф, м_шин_.

Учитель: Дети, какие у вас есть вопросы.

Дети: Почему в слове машина пропустили гласный в первом слоге?

(Звуки чередуются, и мы не знаем какую букву писать.)

Учитель: Всегда ли чередуются?

Дети: Нет, только в слабой позиции.

Учитель: Как узнать, когда позиция сильная, а когда слабая?

Дети: Под ударением сильная, без ударения слабая.

Учитель: Кто это может показать на модели?

На доске весит таблица.

Учитель: Ещё есть вопросы?

Дети: Почему в слове жираф пропустили и?
(Потому что он в слабой позиции).

Учитель: А кто, может показать с помощью схемы,
какой буквой обозначается звук [ы] после шипящих.

Учитель добавляет содержание таблицы.

II. Постановка учебной задачи

Учитель: Какой вопрос мы ставили вчера?

Дети: Какие гласные буквы спорят за место после ц?

Учитель: Давайте изобразим нашу учебную задачу в виде схемы.

Дети работают в парах.

Проверка работы. Выбор лучшей модели.

Учитель вывешивает модель в таблицу хотим узнать.

Работа с учебником с. 52 упр. 49

Учитель: Ребята, прочитайте стихотворение.

Ц_плёнок в ц_рке выступал,

Играл он на ц_мбалах,

На мотоц_кле разъезжал,

И ц_фр он знал немало.

Он из ц_линдра доставал

Морковь и огурц_.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

Учитель: Какого правила правописания не знал цыплёнок?
А вы знаете, когда после Ц пишется буква и, а когда ы?

Учебник с. 53 (копилка твоих знаний).

Выпиши из стихотворения только те слова, в которых ты можешь обозначить звук [ы] после ц.

Толковый словарь.

Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами,
по которым ударяют деревянными молоточками.

Цилиндр – геометрическая фигура.

Дети делают вывод: после ц пишется так же как и после шипящих.

Осталось так мало времени, а нам надо выполнить ещё одно задание.
Как быть?

Дети: Давайте поработаем в парах.

Ученики читают стихотворение и вставляют нужную букву.

На ц_почках приходит в ц_рк

Ц_ган и начинает танц_,

А на ц_новке молодц_

Надели на ц_плёнка панц_рь.

Толковый словарь.

Циновка – плотное плетение из соломы, камыша для подстилки на пол.

Коллективная проверка.

Учитель: Да, фонема [ц] всегда твердая, и поэтому незачем на письме её твердость обозначать с помощью Ы, иначе будет “масло масляное”. Изобразите в виде схемы.

Учитель: А я знаю слова: цыганка, цыганенок, цыганский.
Какую здесь писать букву?

III. Итоговая рефлексия

  • Какую новую орфограмму вы узнали?
  • Какие буквы спорят за место в слове?
  • Какую новую задачу мы определили для себя?
  • Что было интересно на уроке?
  • Что было сложно?

Домашнее задание: учебник с. 53 упр. 50

Учитель: Спасибо за урок! Мне понравилось, как вы работали.