Урок географии и экологии по теме "География транспорта мира и его проблемы"

Разделы: География, Экология


Цели уроков:

  1. Охарактеризовать транспортные системы по основным параметрам, их проблемы и перспективы.
  2. Выяснение влияния транспорта на загрязнение атмосферы.
  3. Формирование культуры природопользования.

Средства обучения:

  • атласы “Экономическая и социальная география мира”,
  • карточки-задания,
  • мультимедиа,
  • слайдовая презентация,
  • ватман,
  • маркеры,
  • липкая лента,
  • словари.

Технологии и методы: Интерактивная технология, проектная технология.

ФОПД: групповая.

Тип уроков: сдвоенные уроки географии, экологии.

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Распределение класса на группы. Организация работы в группах.

2. На столах: “Правила эффективной работы в группе:

  • в совместной работе нет зрителей и актёров;
  • каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;
  • следует говорить только по теме, избегая лишней информации;
  • критикуются идеи, а не личности;
  • цель совместной деятельности заключается не в победе какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение”

3. Распределение обязанностей в группе:

II. Усвоение новых знаний.

1 слайд: тема уроков.

2 слайд: план изучения темы.

Задание: Найдите определение транспорта по толковому словарю..

3 слайд: “Виды транспорта мира” Принципы группировки.

Задание: Составьте схему “Структура транспорта мира”

4 слайд: “Структура транспорта мира” для проверки предыдущего задания.

Обобщение учителя географии: транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, связывает регионы мира в единую общую систему хозяйственной деятельности. Ни одна отрасль промышленности и сельского хозяйства не может развиваться без тех или иных видов транспорта. Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта

5 слайд: Диаграмма “Доля отдельных видов транспорта в перевозках грузов в мире в %”

Задание: Сделайте вывод о значимости разных видов транспорта в грузоперевозках.

6 слайд: Диаграмма “Доля отдельных видов транспорта в перевозках пассажиров в мире в %”

Задание: Сделайте вывод о значимости разных видов транспорта в перевозках пассажиров в мире.

Обобщение учителя географии: Без транспорта невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.

Задание группам: На основе анализа карты атласа “Транспорт мира”:

  1. Определите обеспеченность транспортной сетью различных регионов мира.
  2. Разделите страны на группы по степени обеспеченности транспортом.
  3. Найдите черты различия в обеспеченности транспортом развитых стран и развивающихся.

Информация учителя географии: Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети), по грузообороту большинства видов транспорта. Система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота. В остальных регионах мира — в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. На мировом транспорте занято более 100 000 000 человек. Общая длина транспортной сети превышает 36 млн км (без морских трасс) Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют миллионы транспортных средств.

Пример (учащийся)

Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта. НТР привела к увеличению пропускной способности транспортных путей, к появлению принципиально новых транспортных средств, к увеличению их вместимости и скорости передвижения. С этими проявлениями НТР вам уже, наверное, приходилось встречаться в жизни. Пример (учащийся) Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала контейнеризация. Она повысила производительность в 7-10 раз.

Пример (учащийся)

Работа с учебником. Задание группам:

7 слайд. “Дать характеристику различных видов транспорта по плану:

1. Значение транспорта в мировом хозяйстве

2. История развития.

3. Современное состояние транспорта”

Учащиеся дают характеристику разных видов транспорта и делают выводы, после обсуждения в группе.

Учитель географии. Сегодня на уроке мы познакомились с географией мирового транспорта. Мы знаем, что транспорт является основой географического разделения труда и очень важен для любого государства. Но вместе с тем растёт и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.

8 слайд. “Сравнить виды транспорта по степени загрязнения окружающей среды”.

Задание группам. Распределить виды транспорта по возрастающему загрязнению окружающей среды по пятибалльной шкале. Данные внесите в соответствующие таблицы

Виды транспорта Степень загрязнения окружающей среды.
Авиационный  
Речной  
Автомобильный  
Железнодорожный  
Трубопроводный  
Электронный  
Морской  

Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы.

Учитель экологии. Обращаю ваше внимание на материалы на ваших столах. Прочтите их в группах.

Задание группам: Оцените роль транспорта в современном природопользовании.

Распечатки материалов для всех групп:

“В настоящее время транспортные коммуникации занимают огромные площади земель. Так, суммарная длина насыпи автодорог в мире составляет 24 млн. км. В России протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 573,6 тыс. км. Земли железнодорожного транспорта Российской Федерации занимают более 950 тыс. га

9 слайд. “В процессе строительства и эксплуатации развиваются многие почворазрушающие процессы: термокарст, солифлюкация, оползни, просадки, дефляция и, особенно, эрозия.

Дорожная эрозия. Процессы дорожной эрозии протекают интенсивно на равнинных территориях.

Размывы. Возникают по кюветам вдоль дорог с твёрдым покрытиям, если они прложены вниз или под углом к склону.

Автомагистрали, проложенные через лесные массивы, часто служат местом гибели животных”.

10 слайд. “С каждым годом на природные комплексы возрастает воздействие трубопроводов. Длина магистральных нефте- и газопроводов России составляет свыше 200 тыс.км. А промысловых более 350 тыс.км.

Бактериальное загрязнение питьевой воды. Очевидно, что водопроводные трассы должны быть проложены выше канализационных.

Во всех развитых странах всё большее распространение получает электронный транспорт, с помощью которого электроэнергия передаётся на большие расстояния. Вдоль магистральных линий электропередач возникают электромагнитные поля, которые оказывают неблагоприятные влияния на все живые организмы, в том числе и людей”.

Задания группам: Проанализируйте данные Государственного доклада о состоянии окружающей среды Республики Хакасия. Сделайте вывод о влиянии транспорта на загрязнение окружающей среды.

Тексты для анализа: На сегодня факторами, определяющими экологическую ситуацию в регионе, стали передвижные источники выбросов- автотранспорт и другие самоходные транспортные средства.

В процессе эксплуатации легковых и грузовых автомобилей, пассажирских и служебных автобусов, строительных машин, тракторов и др. В атмосферный воздух поступает, с выхлопными газами от двигателей внутреннего сгорания, более 200 химических соединений и элементов, в том числе: моно оксид углерода (СО), оксиды азота NOX (в пересчете на диоксид азота), углеводороды (СН), сажа, диоксид серы (SO2), соединения свинца, формальдегид, бенз(а)перен.

Количество этих загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, зависит от состояния топливорегулируюшей аппаратуры, мощности системы зажигания, равномерности и скорости движения и состава бензина.

К числу неорганизованных выбросов следует отнести выбросы автотранспорта. В мире в настоящее время используется около 600 млн. автомобилей и число их ежегодно увеличивается на 250 тысяч. Установлено, что 200 млн. автомобилей ежегодно выбрасывают в атмосферу 200млн. тонн СО2, 20млн тонн оксидов азота, 40 млн. тонн углеводородов. В год в атмосферу выбрасывается 200 млн. тонн твёрдых отходов (пыль, сажа, зола и т.д.), 200млн тонн SO2, 700 млн. тонн СО, 150 млн. тонн NOX, 5 тыс.тонн свинца с выхлопными газами В сумме всё это составляет более 1 млрд. тонн вредных веществ.

С переходом к рыночным отношениям постоянно отмечается выраженная тенденция к значительному увеличению парка транспортных средств, находящихся в частном владении. В настоящее время в частную собственность переходят грузовые автомобили, трактора, автобусы, другие самоходные машины. В результате этого на долю транспортных средств в 2002году приходилось 50,3% от общего объёма валовых выбросов вредных веществ в атмосферу городов и районов Республики Хакасия, в г. Абакане 76,6%.

По данным МВД РХ и статистического управления РХ, количество автотранспорта в Республике Хакасия превышает в 3 раза критическое значение.

Вместе с тем, в сложившихся экономических условиях значительная часть автотранспортных и других предприятий, владельцев передвижных источников вредных выбросов в окружающую среду перечисляют платежи за загрязнение окружающей среды не в полном объёме. А физические лица – владельцы личного автотранспорта, вообще не охвачены системой указанных платежей. К этой же категории относится значительное число частных, малых и других коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, автотранспорт, которых зарегистрирован на частные лица.

Существует значительный дисбаланс транзитных потоков автотранспорта южных районов Красноярского края и Республики Тыва, по отношению к встречным потокам автотранспорта Республики Хакасия. В этой ситуации платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников РХ не компенсируют ущерба, нанесённого природной среде республике автотранспортом соседних регионов.

Учитывая значительно возросшую роль автотранспорта в формировании неблагоприятных экологических условий на территории Хакасии, реальный ущерб, наносимый продуктами выхлопов двигателей внутреннего сгорания объектам окружающей среды и здоровью населению, практически полное отсутствие бюджетных ассигнований на решение проблем повышения экологической безопасности транспортных средств и снижения их негативного воздействия, следует признать наличие настоятельной необходимости внедрения на территории Хакасии эффективных механизмов регулирования контроля за сверхнормативными выбросами в атмосферу от передвижных источников.

Задание: Привести другие примеры отрицательного влияния транспорта на человека и окружающую среду. (Отчёт по домашнему заданию одной из групп)

Задание: Ваши предложения по снижению отрицательного влияния транспорта на экологическую обстановку Хакасии. (Отчёт по домашнему заданию одной из групп):

11 слайд подготовлен группой

Для снижения выбросов необходимо:

  • поставить под контроль качество бензинов;
  • обеспечить применения в автотранспорте бензины улучшенного состава: не содержащие тетраэтилсвинец, с пониженным содержанием бензола, ароматических соединений и серы;
  • оптимизировать транспортные потоки по автомагистралям;
  • запретить размещение и строительство гаражей в жилой зоне городов;
  • осуществлять контроль концентрации содержания углеводородов в выхлопных газах.

Для снижения экологической опасности необходимо:

  • контроль загрязнения нефтепродуктами окружающей среды;
  • ежемесячный анализ загрязнения и отчет перед управлением природных ресурсов;
  • ликвидация локальных очагов загрязнения.

Задания группам: обсудить в группах предложения одноклассников

Учитель экологии: Итогом нашей работы на сегодняшних уроках будет создание мини-проектов:

“Срочные меры”

“Транспорт ХХI века”

Цель проекта “Срочные меры”: Формулировка неотложных мер по снижению экологической опасности транспортных средств.

Цель проекта “Транспорт ХХI века”: Формулировка основных требований для транспорта будущего. Возможна презентация транспортных средств будущего.

III. Защита проектов.

IV. Итоги уроков. Рефлексия.

Примечание: Файлы презентации можно порлучмть у автора