Дидактический материал на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Предмет информатика и ИКТ отличается от других предметов. Организация урока и наполнение его материалом зависит от изучаемых тем. Кабинет информатики должен быть оснащен набором учебных программ для изучения курса, заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ, комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы. В связи с тем, что курс информатики за последние пять лет неоднократно пересматривали, содержание курса обновляли, поддержать курс информатики и ИКТ дидактическим материалом оказалось проблемно. Вследствие этого, разработка и тиражирование дидактических материалов с целью правильной организации изучения курса информатики, ложится на плечи учителя.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ — вид наглядных учебных пособий; содержит исходные данные, используя которые учащиеся проделывают конструктивную работу, необходимую для выполнения поставленной перед ними учебной или игровой задачи.
Дидактический материал бывает демонстрационный и раздаточный, рассчитанный на непосредственную работу с ним самих детей. Дидактический материал используется при изучении и закреплении нового учебного материала, повторении и проверке знаний учащихся. Некоторые виды дидактического материала используются для самоконтроля при самостоятельной работе учащихся. Один и тот же дидактический материал может быть использован для решения различных учебных задач: например, на уроках информатики учитель сопровождает лекционный материал слайдами, эти же слайды могут выступать в качестве лабораторной работы в программе PowerPoint.
Само название «дидактический материал» говорит о его назначении выполнять служебные функции в соответствии с той или иной дидактической задачей, т.е. содержит указание на рабочий характер и наряду с формированием знаний служит целям выработки умений и навыков.
Отождествление дидактических материалов только с раздаточными средствами обучения значительно обедняет их функции, поскольку дидактический материал, какую бы конкретную обучающую цель ни преследовало его использование на уроке, должен стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. А этот эффект достигается не только в процессе индивидуальной формы работы. Следовательно, к дидактическим материалам относятся и те средства обучения, которые адресованы всему классу, т.е. демонстрационного характера.
Известно, что ни одна функция дидактического материала не выступает изолированно от других. Практика подтверждает, что с помощью одного и того же дидактического материала достигаются разнообразные цели в учебном процессе.

Примеры дидактического материала, используемого на уроках:

материалы, выполненные в Microsoft Word: <Приложение 1>, <Приложение 2>, <Приложение 3>, <Приложение 4>, <Приложение 5>;
материалы, выполненные в Excel: <Приложение 6>;
материалы, выполненные в Power Point: <Приложение 7>, <Приложение 8>;
материалы, выполненные в Paint: <Приложение 9>;
материалы, выполненные в CorelDraw: <Приложение 10>,
материалы, выполненные в Visual Basic: <Приложение 11>.