Использование компетентностного подхода при изучении биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Разделы: Биология


Главной целью биологического образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности. Реализовать поставленную цель позволяют в биологическом образовании общепредметные компетенции:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.
  2. Общекультурная компетенция.
  3. Учебно-познавательная компетенция.
  4. Информационная компетенция.
  5. Коммуникативная компетенция.
  6. Социально-трудовая компетенция.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир.

Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен например фундаментальные достижения в области биологии их практическое значение.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения по сравнению, классификации объектов по одному или нескольким критериям, решение учебной задачи по заданным алгоритмам, творческое решение учебных и практических задач.

Информационная компетенция формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию.

Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического и духовного, интеллектуального саморазвития.

Среди общепредметных компетенций на уроках биологии эффективно использую приемы формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Умения и навыки учащихся в рамках коммуникативной компетенции.

  1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  2. Умение перефразировать мысль.
  3. Проведение информационно-смыслового анализа текста.
  4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.).
  5. Владение монологической и диалогической речью.

В сфере обучения коммуникативная компетенция, относящаяся к познавательной деятельности личности, является одной из основных и тесно связана с формированием других компетенций. Неслучайно контрольно-измерительные материалы по биологии и другим предметам включено задание по осмыслению текста и его комментированию. О необходимости таких заданий говорят итоги исследования специалистов Центра оценки качества образования: более 50% выпускников затруднялись извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным, 66% не могут работать с таблицами, диаграммами графиками. Свыше 40% учеников вооружены базовыми знаниями, но переносить их в новую ситуацию не могут. Итоги экзамена по биологии в 9-м классе показали, что только 15 % справились с заданием части С3–С5 (работа с текстом). По результатам ЕГЭ по биологии в 2006 году низкий уровень выполнения многих заданий части С в значительной мере объясняется не только их сложностью, но и недостаточным вниманием в учебном процессе к формированию умений работать с различными источниками, кратко и четко излагать ответы на поставленные вопросы, применять биологические знания в новой и измененной ситуации.

В своей практике для формирования коммуникативной компетенции активно использую коллективный способ обучения, исследовательская деятельность, технологию развития критического мышления, проблемное обучение.

Прием: работа с текстом.

Методы:

  • постановка прямых и скрытых вопросов к тексту учителем или учащимися;
  • поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
  • маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
  • расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
  • графическая систематизация текста: кластеры, таблицы, схемы.

Тема урока: “ Вирусы”

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, способствовать формированию знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, продолжить работу по обучению учащихся отбирать главное, используя различные приемы анализа текста, формировать творчески активную личность и опыт работы в коллективе.

Методы – репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Средство обучения – Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

ХОД УРОКА

Этапы
урока

Действия учителя

Действия учеников

1 этап

Оргмомент.

Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места. Называет тему урока: “Вирусы – неклеточные формы жизни”. Сообщает цели урока. Формирует малые группы по 4 человека. Проверяет знания учащихся о специальных приемах работы с текстом. Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы. В ходе беседы называют основные приемы работы с научным текстом.
2 этап

Вызов.

Выясняет знания учащихся о вирусах.

Рисует на доске таблицу с тремя одинаковыми колонками.

В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о вирусах.

Обменяйтесь своими мнениями в паре.

Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о вирусах?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”.

Предлагает прослушать сообщение об истории открытии вирусов

Определяет проблему: Вирусы – это существа или вещества; они живые или неживые?

Вспоминают все, что связано с вирусами.

Рисуют маркировочную таблицу.

Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о вирусах.

Обмениваются друг с другом своими знаниями.

Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Ученик делает сообщение об открытии вирусов (см. Приложение 1).

3 этап

Осмысление

Организует работу по смысловому анализу текста параграфа, применению способов усвоения материала, сформированных на уроках русского языка, к биологическому тексту.

Формулирует задания и предлагает командирам выбрать для своей группы задание (см. Приложение 2).

После выполнения задания предлагает выступить представителя группы и рецензента из другой и рассказать о проделанной работе.

Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально.

Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы.

Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы “Узнал новое”.

Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы “Хочу узнать”.

Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.

Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”.

Возвращает учащихся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Вирусы – это существа или вещества; они живые или неживые?

Читают текст параграфа “Вирусы” и дополнительную информацию.

Командиры выбирают задание. Учащиеся самостоятельно в группах выполняют предложенные задания.

Выступает представитель от каждой группы, затем рецензент из другой группы.

Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

Участвуют в обсуждении.

Участвуют в обсуждении.

Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Формулируют выводы по данной теме.

4 этап

Рефлексия.

Предлагает составить синквейн понятию “Вирус”

Предлагает закончить предложение (см. Приложение 3).

Составляют синквейн.
5 этап

Домашнее задание.

Выучит параграф 1.9.

Подготовить сообщение “Вирусные заболевания”

Записывают задания в дневник.