"Биология сельскохозяйственных растений" с приложением "Дневник проведения полевого опыта" — "Выявление эффективности совместного выращивания"

Разделы: Общепедагогические технологии


Реферативная часть научно-исследовательской работы:

Селение Чох расположено в центре высокогорного Дагестана на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Естественно, что земледелие характеризовалось земельным голодом. Соблюдать принцип “трёхполье” с паром и зябью не удавалось. Поэтому на пахотных землях вокруг аула сев происходил бессменно и ежегодно. После обобществления земель в течение 70-ти лет коллективного хозяйствования было налажено земледелие по науке, когда стали правильно обрабатывать землю, когда вовремя и в нужном количестве начали вносить удобрения и, самое главное, начали соблюдать основные принципы севооборота.

Что касается частных делянок, которые перераспределялись через каждые 5-10 лет, обрабатывались хаотично, как попало. Невозможно было на 0,25-0,35 га посеять то, что хотелось бы и при этом следовать всем научным требованиям. Кроме всего этого, до сегодняшнего дня землю в горах Дагестана, и в окрестностях селения Чох, в частности, обрабатываются вручную: дедовским плугом и волами, а также тяпкой. Земледелие в селении Чох и сегодня остается отсталым, технически плохо оснащённым, незнакомым с основами агрономической науки, маломощным и непроизводительным, не обеспечивающим основных потребностей населения в земледельческих продуктах и в то же время поглощающим огромное количество сил и энергии горцев.

К сожалению, и в наши дни высокогорное земледелие остаётся очень отсталым. Причина не только в малоземелье, но и в оторванности от европейской культуры; в отсутствии рынка, который должен был бы регулировать сельскохозяйственное производство. Огородничество никогда не имело развития в Дагестане. Да и техническое оснащение земледелия остаётся на самом древнем уровне – плуг и тяпка. Живя в начале 21-го века, обрабатывать землю плугом и волами, полоть тяпкой, согласитесь, диковато. Но с другой стороны, с экологической, - я нахожу в этом способе обрабатывания земли одни плюсы: и без того бедные сланцевые почвы, расположенные на террасах с полупустынной растительностью, затруднены для обработки трактором. Да и дороги с одного поля на другое отсутствуют.

В окрестностях селения Чох в 80-х годах прошлого столетия к большинству полей и сенокосных лугов были подведены дороги усилиями организации “Дагэнерго”, проводившей высоковольтную электроэнергию “Гуниб – Согратль”.

В годы перестройки, 90-ые – 2000-ые, земледелие в окрестностях селения ещё больше пришло в упадок. Сейчас около 75-80% пахотных земель вообще не обрабатываются. Главной причиной, как я думаю, является человеческий фактор: молодёжь покидает селения – нет работы. Старики не могут выполнить изнурительный тяжёлый труд. Механизации – никакой. Очень жаль, что знаменитое во всём Дагестане селение приходит в страшный упадок. Неправильно, что человек, живущий на Земле, перестаёт её обрабатывать, в конце – концов, трогать Землю руками. Мне кажется, что теряется не только связь времён, но и связь поколений людей. А это, признайтесь, страшно.

Почвенный покров окрестностей селения Чох – разнообразен: здесь и сухие горные степи, и полупустыни со светлыми каштановыми почвами. В местности Куриб – Гамсутль – горно-лесные почвы. А в местности МагIарда – горные черноземы.

За те 30 лет, которые я прожила в селении Чох, я пыталась вырастить почти всё, что растёт у меня на родине – в Краснодарском крае, в Адыгее. Сейчас у меня 0,20 га – прекрасного огорода, где растёт почти всё. Но основными культурами всё-таки в Чохе остаются: картофель, кукуруза, фасоль.

Кукуруза – зерновое растение семейства мятликовых. Имеет значение как кормовая, пищевая и техническая. В селении Чох кукурузу выращивали для получения муки и крупы, а также летом использовали в пищу зеленые сочные початки. Кукуруза – теплолюбивое растение, поэтому его в окрестностях селения сеют в начале мая, когда температура воздуха становится 8-12 градусов Цельсии.

Июнь месяц обычно жаркий, 20-23 градусов Цельсии – это подходит для выхода метёлки. Но ночные холода в горах не дают возможности нормально развиваться теплолюбивой кукурузе обычных высокоурожайных сортов. Здесь выращивают сорт – “высокогорная Дагестанская”, полученная дагестанскими селекционерами. Это низкорослое растение с тонким стеблем, с мелкими початками, на которых плотно усажены мелкие зёрна. Растение обладает повышенной засухоустойчивостью, экономно расходует влагу.

Кукуруза – влаголюбивое растение. Загущение посевов приводит к снижению урожая.

Глубина посева семян – 6-8 см. В течение вегетации 2-3 междурядные обработки – прополка. Уборка в фазе полной спелости.

Фасоль – зернобобовое растение, которое в Дагестане возделывается как продовольственная, кормовая и декоративная культура. Семена фасоли содержат до 30% белка, а также витамины и минеральные соли. В листьях фасоли содержится лимонная кислота.

Фасоль – однолетнее растение, которое имеет кустовые, полувьющиеся, вьющиеся формы. У кустовых форм стебель неполегающий, высотой до 50 см. Листья тройчатые. Соцветие – 2-3-цветковая кисть. Плод – боб. Семена средней величины или крупные. Масса 1000 шт. – 200 – 480г.

Фасоль – южное тепло- и светолюбивое растение короткого дня. Семена прорастают при температуре – 10 градусов Цельсии. При температуре равной -1 градусов Цельсии – всходы погибают. Поэтому, здесь в горах, фасоль сеют последних весенних заморозков, т.е. после 5-10-го мая. По сравнению с другими бобовыми, фасоль более требовательна к почвам. Лучшими для неё почвами являются черноземные и суглинистые плодородные земли, богатые известью.

Фасоль обыкновенная – это тот вид фасоли, который выращивается в окрестностях селения Чох. Иногда, по краю поля сеют фасоль многоцветковую в декоративных целях. Сегодня чаще сеют и используют в пищу сорт скоростной фасоли “Золотистая” (маш).

Список использованной литературы

  1. И.М. Ващенко, В.Г. Лошаков, Б.А. Ягодин, В.Е. Долгодворов, К.П. Ланге,  М.П. Меркулов. “Основы сельского хозяйства”. Москва-Просвещение-1987г.
  2. М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова “Учебно-опытная работа на пришкольном участке”. Москва-Просвещение-1980г.
  3. М.М. Эльдаров “География Дагестана” учебник для 7-8 кл. Махачкала – Дагучпедгиз- 1985г.

Ведения полевого опыта:

“Выявление эффективности совместного выращивания фасоли и кукурузы в условиях высокогорного селения Чох Гунибского района”.

Полевой опыт №1

Учебно-опытный пришкольный участок – Чохская СШ Гунибского р-на

Тема: Выявление эффективности выращивания кукурузы и фасоли в условиях высокогорья.

  1. Руководитель – учитель биологии Айшалова Ханий Ахмедовна.
  2. Цели и задачи опыта – здесь в горах всегда сеяли кукурузу и фасоль вместе на одной площади. Совместно с учащимися 9-10-х классов мы решили установить: насколько эффективно подобное выращивание кукурузы и фасоли, тем более что уборка этих культур затруднена
  3. Год закладки – 1998-й год
  4. Место проведения – ОУ при Чохской СШ.
  5. Схема опыта.

I. Весной в марте готовим опытные делянки

а) вскапываем

б) вносим удобрения.

До середины мая готовим посевной материал: отобранныекрупные зёрна кукурузы и бобы фасоли.

II. 19 мая – посев опытных делянок

III. Наблюдение за всходом и развитием растений.

В течение всего лета, несмотря на то, что я была в отпуску, а дети – на каникулах, мы приходили на участок, чтобы проводить все необходимые для опытов работы.

  Виды работ сроки ответств-й примечание
1 Приготовление грядок до 15. 05. учит. биолог.

учит. труда

выполнено
2 Посадка грядок до 20. 05. учит. биолог.

10 класс

выполнено
3 Внесение удобрений до 1. 06. учит. труда

9 кл.

выполнено
4 Проведение наблюдений за

опытными растениями

июль-

август

учит. биолог.

9-10 классы

выполнено
5 Прополка опытных грядок июнь- июль учит. биолог.

9-10 классы

выполнено
6 Сбор урожая сентябрь учит. биолог.

9-10 классы

выполнено
7 Лабораторный анализ

результатов опытов

октябрь-

ноябрь

учит. биолог.

9-10 классы

выполнено

Учащиеся так добросовестно выполняли все работы, что я пожалела о том, что не организовала повторности опытов. Тогда и все результаты были бы наиболее приближены к истине.

А дальше мы проводим тщательные наблюдения за растениями с занесением результатов в соответствующие таблицы.

Делянка №1      Делянка № 2      Делянка №3
кукуруза

кукуруза фасоль

фасоль

Дневник фенологических наблюдений

  Мероприятия и

виды работ

Делянка№1

кукуруза

Делянка№2 Делянка№3

фасоль

кукуруза фасоль
1 Обработка почвы

а) вскопка

б) рыхление

7. 05

14. 05

7. 05

14. 05

7. 05

14. 05

7. 05

14. 05

2 Посев 19. 05 19. 05 19. 05 19. 05
3 Появ-е всходов 2.06.- 5 см 2.06.- 4 см 2.06.- 3 см 4.06.- 3 см
4 Появл-е 1-го листа 8.06.- 7 см. 8.06.- 7см 8.06.- 7 см 10.06.- 4 см
5 Появл-е 2-го листа 17.06.-25см 17.06.-17см 17.06.-8 см 16.06.-10см
6 Взрослое растение 1.07-70 см 1.07.- 57см 1.07.-25 см 3.07.-42см
7 Цветение 15.07.-120см 17.07.-75см - 5.07.-45см
8 Опыление 20-25.07. 28-30.07. - -
9 Формирование

плодов

08 08 08 08
10 Сбор урожая 4-10.09. 4-10.09. 4-10.09. 4-10.09.
11 Лабораторное исследование 09.10. 09.10. 09.10. 09.10.

Методика основных исследований

I.Наблюдение за всходами, развитием и созреванием растений.

Любая научная работа требует от руководителя дотошности, аккуратности, последовательности и конечно, честности по отношению к своей работе. Несомненно, что должны быть твердые знания об объекте исследования.

В маленькой сельской школе, где всего неполная сотня учащихся, организовать многократную повторность опытов в течении нескольких лет подряд – не удается. Поэтому и приходится проводить мини-опыты, когда опытные и контрольные грядки в единственном экземпляре. Но наблюдения и измерения учимся проводить тщательно и аккуратно.

II. Учет сравнительной характеристики развития растений на опытных делянках.

Схема наблюдений за опытными делянками показала, что и кукуруза и фасоль при отдельном выращивании растут более быстрыми темпами, и в конечном результате становятся более высокими растениями. Окончательно преимущества можно установить только при тщательном анализе урожая.

Анализ результатов опытов

Когда мы закладывали опыты, я думала, что самое трудное будет измерения и взвешивания, а так же подсчет урожая. На самом деле, оказалось, что это самая увлекательная и интересная часть нашей исследовательской работы. Взрослые так аккуратно, как дети, всю эту черновую работу не смогли бы сделать. Детский азарт и энтузиазм захватывал меня всю. Поэтому анализ результатов мы провели на одном дыхании.

В основном эту часть работы выполнили учащиеся средних классов. Но прежде уборку урожая провели старшеклассники. Учащиеся 10-11-го классов собрали весь урожай и аккуратно сложили в отдельные ящики, вложив в них ярлычки с номерами грядок.

К сортам кукурузы и фасоли мы особо не придирались. Да и климат в горах в 1997 году оказался довольно засушливым. И опыт у нас был первым. Мне самой важно было привить детям простейшие навыки исследовательской работы. Каждое растение после всходов получило ярлычок с номером опыта и со свом собственным номером.

Первая аналитическая таблица, которую мы составили, может быть названа:

Сравнительная характеристика морфологических признаков опытных растений

  Грядка №1

кукуруза-

Высота стебля(м)

Грядка №2 Грядка №3

фасоль

кол-вобобов шт.

кукуруза

высота стебля(м)

фасоль

высота стебля(м)

1 1,48 1,10 6 5
2 1,40 0,90 7 2
3 1,75 1,50 7 8
4 1,20 0,80 7 8
5 1,37 1,10 6 7
6 1,00 1,13 7 5
7 1,00 1,05 6 4
8 1,50 1,32 7 3
9 1,50 0,35 7 7
10 1,35 0,90 10 4
11 2,15 1,10 7 4
12 1,50 0,55 10 5
13 1,85 1,10 10 6
14 2,10 1,31 10 4
15 1,50 0,91 8 2
16 1,20 0,65 2 5
17 1,20 1,05 7 4
18 1,33 1,71 5 8
19 1,57 0,70 6 4
20 1,80 1,15 4 5
21 1,75 0,67    
22 1,55 1,00    
23 1,20 1,10    
24 1,20 1,20    
25 1,20 1,00    
  средняя высота

1,47

средняя высота

1,14

среднее кол-во

бобов 7

среднее кол-во

бобов 5

         

По результатам данного анализа делаем соответствующие выводы:

  1. Конечная высота отдельнорастущих растений кукурузы на 33 см.
  2. превосходит высоту растений кукурузы, растущих вместе с фасолью.

  3. Количество бобов на одном растении фасоли отдельнорастущей меньше на 2 боба, чем на фасоли, растущей вместе с кукурузой.
  4. Фасоль, растущая вместе с кукурузой, получая объект для обвития, дает больший урожай.

Сделав эти предварительные выводы, мы решили пойти дальше: расширить исследовательский характер нашей работы. А это значит, мы попробуем провести более глубокие аналитические измерения урожая наших опытных делянок.

Для этого, мы несколько урожаев подряд измеряли плоды, подсчитывали зёрна и тщательно записывали все результаты в таблицы. Единственное, чего мы не сделали – это то, не провели взвешивания. В следующих опытах это надо учесть.

Результаты исследования урожая отдельно по грядкам

Анализ початков кукурузы

  Грядка №1 Грядка №2
длина початка

(см)

количество

зерён (шт)

длина початка

(см)

количество

зёрен (шт)

1 8,5 195 9,5 122
2 8,0 110 11,5 85
3 8,5 159 13,5 165
4 9,5 130 9,0 130
5 6,3 100 8,0 16
6 8,5 147 11,0 128
7 9,0 151 14,0 133
8 8,5 132 9,5 140
9 5,0 240 8,0 105
10 10,2 162 3,5 14
11 6,5 нет зёрен 11,0 -
12 10,3 73 10,5 -
13 8,4 140 6,0 -
14 9,0 180 8,0 80
15 7,2 140 8,2 133
16 8,5 137 5,5 28
  средняя длина

початков

8,5 см

среднее кол-во

зёрен

137 шт

средняя длина

початков

8,2 см

среднее кол-во

зёрен

80 шт

Измерения початков, а также подсчет зерен проводили учащиеся 7-8 классов. Это очень ответственный возраст детей, тем более, если чувствуют, что им поручено серьёзное задание. С моими детьми так и случилось.

Анализ початков кукурузы показал следующее:

а) при самостоятельном выращивании кукурузы, длина початков больше на 0,3 см., чем при совместном с фасолью выращивании.

б) что касается количества зёрен на початке, то мы наблюдали явное преимущество отдельного выращивания. На початках при отдельном выращивании кукурузы оказалось на 57 зёрен больше, чем при совместном с фасолью выращивании

Не думаю, что предки не могли додуматься проверить подобные факты на простейших опытах. Просто у крестьянина земли было мало. А хотелось вырастить все, что могло расти в горах. И тогда на одном поле оказывались не совместимые культуры. Например, картофель и тыква: все почвенное пространство покрывалось тыквенными листьями, которые практически закрывали свет картофелю. В итоге вырастал мелкий картофель, и буйствовала по полю разросшаяся тыква.

А на поле с кукурузой могло расти что угодно, даже лук.

Анализ бобов фасоли

  Грядка №2 Грядка №3
  длина бобов

(см)

количество

семян (шт)

длина бобов

(см)

количество

семян (шт)

1 9,0 4 7,5 4
2 9,0 6 8,8 4
3 8,5 4 5,5 2
4 10,0 6 10,2 5
5 9,0 5 10,3 4
6 11,0 6 8,1 1
7 9,8 4 8,8 3
8 10,0 5 9,8 3
9 10,0 6 8,4 3
10 10,0 4 7,3 3
11 6,0 2 7,4 4
12 12,5 6 9,3 6
13 9,5 4 7,8 1
14 9,5 5 9,3 4
15 9,5 4 9,2 5
16 8,5 4 7,6 2
17 12,0 5 8,5 4
18 10,0 4 8,1 2
19 9,1 3 9,2 4
20 9,0 2 7,6 4
21 8.8 5 8.4 3
22 12.0 4 7.7 2
23 12.4 6 9.5 5
24 9.4 5 7.3 3
25 11.0 5 6.9 3
  Средняя длина

бобов 9,8см

количество

зёрен 5шт

Средняя длина

бобов 8,7см

количество

зёрен 3шт

Эти подсчеты весело и задорно выполнили учащиеся 9-го класса.

По анализу бобов фасоли мы с ребятами делаем следующие выводы:

  1. Средняя длина бобов отдельно растущей фасоли не превосходит на 1,1см длину бобов фасоли, растущей вместе с кукурузой, т. е отдельно растущая фасоль дает бобы на 1,1см короче, фасоли, растущей с кукурузой.
  2. При отдельном выращивании кукурузы и фасоли, количество зёрен в бобах отдельно растущей фасоли на 2 зерна меньше, чем совместно произрастающие.

По ходу работы мне и детям было интересно, чем закончатся наши исследования. Наши предки ничего и никогда не делали зазря. А значит, совместное выращивание кукурузы и фасоли чем-то оправдывалось.

Оказалось все банально просто: баночка фасоли стоила в два раза дороже баночки кукурузы. Поэтому, махнув рукой на трудности уборки фасоли, растущей с кукурузой, наши предки собирали высокий урожай фасоли. Они знали точно, что фасолевый суп на мясном бульоне сильно будет выручать в долгие зимние холода.

В конце своего маленького научного труда мы составили сводные таблицы итоговых значений анализируемых объектов: кукурузы и фасоли.

Итоговая таблица по кукурузе

Показатели Грядка № 1 Грядка № 2
Средняя высота стебля

кукурузы

1,47м 1,14м
Средняя длина початков

кукурузы

8,5см 8,2см
Среднее количество зёрен на одном початке  

137 зёрен

80 зёрен

Итоговый вывод опыта: эффективность выращивания кукурузы увеличивается при его самостоятельном возделывании, а не в присутствии фасоли, как это практикуется в селении Чох.

Итоговая таблица по фасоли

Показатели Грядка № 2 Грядка № 3
Среднее количество

бобов на одном растении

7 бобов 5 бобов
Средняя длина

одного боба

9,8см 8,7
Количество семян

в одном бобе

5 семян 3 семени

Итоговый вывод опыта: эффективность выращивания и урожайность фасоли увеличиваются в присутствии кукурузы.

В проведении данной научной работы принимали участие учащиеся нашей школы:

уч-ся 10кл.

  • Серкилова Индира
  • Хаджикова Патимат
  • Саидова Людмила

уч-ся 9кл.

  • Алиева Алжанат
  • Махаева Аида
  • Сиркилов Марат
  • Саидова Наида
  • Саидова Луиза
  • Гарунова Марин

а также учащиеся 8-го и 9-го класса

Рекомендации для производства:

  1. Кукурузу в горах выращивать отдельно от фасоли.
  2. На фасолевом поле желательно посеять редко кукурузу.