Классный час

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Цели:

  • ввести новые значения слов милосердие, сострадание;
  • раскрыть внутренний мир подростков в личном участии к одиноким и пожилым людям;
  • развить сопереживание, внимательность, доброту и любовь;
  • развить творческие способности учащихся, их аккуратность и эстетический вкус, чувство меры и законченности.

Инструменты и приспособления:

Компьютер, видео-двойка, плакаты, пустые рамки, фурнитура, клей “Момент-22”

Используемая литература:

  • Газета “Воспитание” №1, январь, 2007 год
  • Книга “Декоративнее вазы своими руками” Т А Кузьмина, Е.В.Четина, Издательство “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2006 г.
  • Книга “Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя” В.И. Петрушин, Центр “Педагогический поиск”, Москва,2001

Ход мероприятия:

Ислам призывает людей быть милосердными, он осуждает скупость .Скупость лишает человека ощущения счастья и спокойствия, причиняет ему боль и страдание. Татарский просветитель К. Насыри в своих наставлениях о воспитании писал: “Деньги нужны для того, чтобы спокойно прожить жизнь, а не для того, чтобы копить их” Также просветитель отмечал: “Есть две группы людей, жизнь которых бессмысленна и бесполезна. Одни всю жизнь копят добро и не пользуются им. Другие всю жизнь копят знания, но не используют их для дела. Бойся оказаться в их числе”.

А вот что нам говорят мусульманские хадисы (на доске написать значение слова хадис): “Богатство заключается не в количестве товара, а в широте души ”. Жизнь человека зависит от различных потребностей, с которыми нам постоянно приходится сталкиваться: это пища, одежда, жилище, духовные потребности. Если человек бедный, он всеми силами стремится избавиться от бедности, если человек богатый, его начинают одолевать тщеславие (на доске надпись) и самомнение. Материальные ценности – это далеко не самоцель в жизни человека, и он не должен переступать границу морали в процессе приобретения материальных благ. Всё-таки главное в жизни человека – это достижении духовности, духовное развитие. Жадный человек никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Есть такая пословица: “Богатство подобно соленой воде: чем больше её пьёшь, тем большую жажду испытываешь”. Действительно жадный никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Некоторые люди склонны думать, что деньги, богатство – это источник исполнения многих желаний. К сожалению в нашем обществе, где всё порой покупается и продаётся, деньги становятся мерилом всего и вся. Ценность богатства понимают лишь те, кто знает, как добываются деньги, каким трудом. Много примеров когда родители оставляют большие сбережения детям. А дети начинают тратить их, бросают учиться, работать, ведут аморальный образ жизни и в конце концов оказываются на дне общества, потому что не научились ценить заработанные родителями блага. Человек в этой жизни должен опираться на знания и разум, а не на золото и серебро: ибо лишь надежды находятся в их власти. Часто мы слышим: “Счастье- это деньги” Но по мнению Сократа (на доске надпись), многие люди, не имеющие денег, богатых одеяний, дворцов, живут в тысячу раз счастливее тех, кто живет в клетке сокровищ. Восточная мудрость гласит: “жадный человек подобен тутовому шелкопряду. Чем больше шёлковых нитей прядёт он вокруг себя, тем меньше шансов на то, чтобы выжить”.

Психологи же, изучая это качество личности, пришли к выводу, что у жадного человека есть четыре острейших проблемы:

1) беспокойство, разрушающее его тело;
2) нескончаемая депрессия;
3) измождённость (на доске написать значение);
4) страх, беспричинно тревожащий его всю жизнь.

Основные нравственные правила мусульман содержатся в проповедях пророка Мухаммеда.

Отрывки из проповедей Мухаммеда

- К родителям благодеяние. Если достигнет их старость, то не говори им- тьфу, и не кричи на них, а говори им слово благородное.
- Нужно постоянно стремиться помогать ближнему, делать ему добро, прийти к нему на помощь.

Щедрость души прежде всего проявляется в понимании другого человека, в сострадании к нему, в помощи и поддержке. К сожалению в России много Домов престарелых, что отражает не здоровое состояние нашего общества. Большинство людей остаются брошенными по вине своих родных и близких. Пословица, отражающая точную действительность жизни говорит: “Кто родителей почитает, тот век не погибает”. Так почему же некоторые из людей могут отказаться, а порой и совсем вычеркнуть из своей жизни родных и близких? Что побуждает их пойти на такой шаг?

(Класс разделён на 3 группы. Каждой предлагается обсудить сложившуюся ситуацию). Перед вами ситуации, изучив их, постарайтесь искренне и честно ответить.

Ситуация №1

Молодой внук, парень 15 лет, играет в компьютерные игры, громко слушая музыку. В соседней комнате находится его пожилая бабушка, которая не может сосредоточиться на чтении намаза. Она делает ему замечания, которые подросток игнорирует. И делает звук музыки ещё громче.

В чём здесь парадокс поколений?

Ситуация №2

Ездя в общественном транспорте невольно становишься свидетелем жестокого обращения с пожилыми людьми. Услышав откровенный разговор двух девушек, я была поражена сложившейся ситуацией в их семье. Девушка призналась, что получая ежемесячную пенсию своей родной тёти, прогоняла ту из дому. Пожилая женщина, скиталась в поисках пристанища от одного дома к другому.

Кто виноват? Что делать?

Ситуация №3

По рассказам одной из обитательниц дома престарелых, узнали, что её прогнали из дому только потому, что она занимала одну комнату, в 3-х комнатной квартире своих же родных детей. “Живёшь, не умираешь, а в этой комнате мог бы твой единственный внук жить. Сделали бы ремонт, убрали бы весь твой хлам, а ведь ты даже не болеешь”,- упрекали её дети. Не выдержав постоянных упрёков и скандалов, женщина ушла в дом престарелых. Неужели вырастив одна своих детей, под старость лет своих она становится никому не нужной?

Да, ребята, старость нужно уважать, если у тебя душа широкая, то и в одной комнате найдется всем место. Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Как говорит русская пословица: “Учись доброму, так худое на ум не пойдёт”.

А много ли человеку для счастья надо? Доброе слово, нежный взгляд своих детей, понимание, забота и любовь. Так давайте и мы, накануне поездки в дом престарелых, что в деревне Лесхоз, преподнесём частичку своей души, своего тепла, вложенную в наши поделки. Пусть лучик солнечного света проникнет в души каждого из них.

Практическая работа.

Декоративное оформление рамки для фотографий. Учащиеся приклеивают бисер, ракушки, бусинки. Каждый ученик оформляет свою поделку по усмотрению, с фантазией.

На доске слова

“Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми”

А.С. Макаренко

Итог “Кто родителей почитает, тот век не погибает”.

Приложение.