Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "В пустыне"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель:

  1. Формирование у учащихся представления о природной зоне пустынь.

  2. Развитие умений работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

  3. Развитие речи детей, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.

  4. Воспитание бережного отношения к природе и правильного поведения в природе.

Форма проведения урока:

  • урок – путешествие с элементами исследовательской деятельности.

I. Организационный момент. (Слайд № 1).

Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому прикреплен круг. Они 3-х цветов: желтые, зеленые и красные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.

- Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.

II. Повторение пройденного материала.

- Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.

- Что мы с вами возьмем в дорогу? (воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи).

- Правильно, но еще нам нужно взять рюкзаки, куда мы сложим все знания, приобретенные в дороге и дневниковые записи. Мы должны четко представлять куда мы отправляемся. (Слайд № 2).

- Ребята, в какой природной зоне мы живем? (В зоне лесов) (Слайд № 3).

- Правильно, а на какие части делится лесная зона? (Тайга, смешанные леса и широколиственные леса).

- Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию? (Хвойные – тайга).

- В какой части лесной зоны расположен наш край? (Чувашия находится в зоне смешанных лесов в умеренном климатическом поясе).

- А знаете ли вы, какие леса занимают самые большие площади в Чувашии – березняки, сосняки или дубравы? ( Дубравы – 146 тыс. га).

- Что вы можете сказать о климате в нашей республике? (Ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето).

- Каков растительный и животный мир зоны лесов? (Растительный и животный мир зоны лесов богат).

- С чем связаны экологические проблемы лесной зоны? (С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса).

- Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов? (Степи).

- Как называется промежуточная зона между лесом и степью? (Лесостепи).

- А какой характерный признак степей? (Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра суховеи, которые переходят в пыльные черные бури).

- Хорошо. Что характерно для растений степи? (Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья).

- А что является основным занятием населения степей? (земледелие).

- Верно, здесь самые плодородные земли. Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека? (распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство).

- Молодцы!

III. Сообщение темы и задач урока.

- В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом рассказать. 
Новая природная зона приглашает нас – 

И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нас надо разгадать.

- В разгадывании кроссворда (Приложение1) помогут ваши приобретенные знания на предыдущих уроках по природным зонам: Арктики, тундры, лесной зоны и зоны степей. (Слайд № 4).

- Прочитайте слово, получившееся в сетке кроссворда под № 7. (Пустыня). (Слайд № 5).

- А в путешествие в желтую пустынную страну мы с вами отправимся на теплоходе по нашей великой русской реке Волге, так как в нашей стране пустыни занимают небольшую площадь и расположены они на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, куда впадает Волга (Слайд № 6). Это Прикаспийские пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном Предкавказье на севере Дагестана – Ногайские пустыни (Слайд № 7).

- Ребята, к вашим стульям прикреплен кружок, каждый со своим стулом отправится в ту каюту теплохода, где обозначен такой же круг на столе (Слайд № 8,9,10).

(Дети переходят в группы) (Звучит фонограмма звуки воды)

IV. Изучение нового материала.

- Давайте запишем в тетради тему: «Пустыни» (Слайд № 11).

- Покинув родной край, бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России (показ на карте природных зон). Итак, мы - путешественники. Наденем пилотки (Слайд № 12). (Включается 1 куплет песни «Три колодца»)

- Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни (показ картин-плакатов) (Слайд № 13).

- Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это много песка и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружает пустота и жара).

- От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова». (Слайд № 14).

- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

На парты раздаются карточки - «помогайки»:

  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

  3. Поверхность земли в пустыни.

Рассказ ученика по карте у доски.

- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте). Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.

- Спасибо. Можно добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь - суховеям (на доске слова: «барханы» (Слайд № 15), «суховей» (Слайд № 16)). Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра.

- Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые (Слайд № 17). Откройте учебник на страницу 123, там есть фотографии этих пустынь.

- Сегодня мы больше будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Самые большие пустыни близкие к нашей стране находятся в Средней Азии. Нам придется пересечь границу России. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан) - (на доске слово «Каракумы» и показ на карте (Слайд № 18)), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (Это Узбекистан и Казахстан) – (на доске слово «Кызылкум» и показ на карте (Слайд № 19).). Эти реки впадают в Аральское море. Ранее эти страны входили в состав нашей страны, а теперь это отдельные государства.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают (Слайд № 20).

- Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов, в отдельные дни морозы достигают -20, -25 градусов. Зима длится 2-3 месяца (Слайд № 21).

- Почему в пустыне жаркая и сухая погода летом, а зимой морозно? (Слайд № 22). (Лучи солнца в пустынях падают прямо, так как пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры из Арктики, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают сырые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие).

- Чего хочется человеку, когда ему жарко? (ему хочется пить и купаться).

- Правильно. К сожаленью, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. А те, что текут через нее, берут свое начало высоко в горах. Некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках. Реки в пустынях не имеют притоков. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.

Вывод: Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками (Слайд № 22).

- Ну, а теперь пора включаться в исследовательскую работу нашим ботаникам, зоологам и экологам. У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями. (Далее работа ведется в группах)

Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (страницы 123, 124). Книга «Растительный мир нашей страны».

Карточка – «помогайка»:

  1. Общая особенность растений.

  2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

  3. Значение в природе.

Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника (страницы 126 – 128), пластмассовые и деревянные фигурки разных животных пустыни, живая сухопутная черепаха.

Карточка – «помогайка»:

  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

  2. Значение в природе.

Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (стр. 129 – 131).

Карточка – «помогайка»:

  1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

  2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

- Итак, я вижу, многие исследователи готовы. Слово ботаникам.

Рассказ ботаников: (Слайд № 23)

- Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.

- Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняе