Охрана и привлечение птиц

Разделы: Биология, Экология


Задачи:

  1. Акцентировать внимание на проблеме взаимоотношений человека и птиц.
  2. Мотивировать необходимость активной деятельности по привлечению и охране птиц.
  3. Продолжить формирование умений выражать свои мысли, отстаивать точку зрения, работать с раздаточным материалом.

Оборудование: лист ватмана с изображением Земли, бумажные заготовки журавлей, чучела птиц, мультимедиа-проектор

Ход урока

1. Организационный момент.

Занят повседневною работою.
Вдалеке от пасмурных полей,
Я живу со странною заботою:
Увидать бы в небе журавлей!

В. Солоухин

На слайде высвечивается эпиграф урока. На его фоне ученик рассказывает:

Ученик:

17 апреля по народному календарю – Иосиф-песнопевец. В народном сознании он оправдывает свое определение тем, что с этого дня начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль. Дети, увидав летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствовали:

Ики, ики, ики, ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли -
Это журавли! Это журавли!

Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!

Учитель:

Птицы сопровождают нас всю жизнь. Мы настолько привыкли к этому соседству, что часто не замечаем их присутствия. А ведь многие из них нуждаются в нашей помощи, внимании, защите. Вот сегодня мы и поговорим о том, для чего нужно привлекать и охранять птиц.

2. Проверка знаний.

Давайте вспомним, чем представители этого класса отличаются от других позвоночных животных. (Ученик выходит к доске и с использованием чучела рассказывает о признаках класса птиц). Особенности внешнего строения птиц вы знаете, а теперь мы проверим, как вы ориентируетесь в информации о птицах.

Птичкам маленьким сачок
Сплел умелец паучок.

(Не птичкам, а мухам)

Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.

(Не лягушки, а утки, гуси)

Под клювом огромный для рыбы карман
Имеет умелый рыбак - пеликан.

(Все верно)

Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха.

(Не петуха, а корову)

Спят ночами утки
В конуре иль будке.

(Не утки, а собаки)

Глаза у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие.

(Не у сов, а у синиц)

В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд.

(Не цыплята, а утята)

Но не только эти забавные стишки сочинили люди о птицах. Множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с ними. Приведите пример. (Дети читают примеры)

3. Изучение нового материала.

Некоторые птицы пользуются симпатией и уважением человека. Неприкосновенными с давних пор были белые аисты. Считалось, что если убить аиста или разорить его гнездо, дом постигнет беда. С другой стороны, его ближайший родственник, черный аист, этот темный, молчаливый обитатель болот, вызывал неоправданный мистический страх у суеверных людей.

Освящена вековыми традициями любовь сельских жителей к скворцам и ласточкам, устраивающим свои гнезда вблизи домов и под застрехами. И столь же стойкая неприязнь до сих пор еще сопровождает истребителей грызунов - сычей и сов. Повинен в этом лишь их ночной образ жизни, необычный “кошачий” облик и громкий резкий крик. (Во время этого повествования звучит музыка и показываются слайды)

Вы уже знаете, что по образу жизни птиц можно разделить на оседлых, кочующих и перелетных. Приведите примеры для каждой группы. (Оседлые – рябчик, тетерев, дятел, воробей, ворона; кочующие – синицы; перелетные – ласточки, снегири, журавли, аисты)

(Ученик рассказывает о дятлах и демонстрирует видеофрагменты)

При изучении различных классов и типов животных мы обязательно называли цифры. Для птиц была сделана следующая подборка.

(На экране высвечиваются цифры, учитель озвучивает их смысл)

40-50 млн ежегодный объем добычи пернатой дичи в стране.
6 млн количество беспозвоночных, истребляемых за 90 дней гнездового периода семью парами насекомоядных птиц с птенцами.
1000 мышей в среднем уничтожает одна сова за год 287 видов птиц занесено в Красную книгу.
200 столько видов птиц прекратило свое существование за время цивилизации.

Одна из важнейших проблем в охране птиц – осознание важности этой проблемы.

Есть немало, казалось бы, самых обычных и безобидных поступков, которые могут губительно отразиться на наших пернатых соседях.

(Инсценировка)

1 ученик

Вот приехали в дубраву
Воскресенье провести.
Вот такое настроение
(показывает большой палец)
Дружно классом обрести.

2 ученик

Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты открой скорее тайны,
Ведь пришли мы не случайно.

3 ученик

Тут и там одни деревья.
Как солдатики стоят.
Но в ответ на все вопросы
Лишь листвою шевелят.
(Достает из кармана ножичек)
Нож красивый и блестящий,
Не пластмасса, настоящий.
На коре им, вам замечу,
Память я увековечу.

4 ученик

Ой, а я здесь что нашла.
Чье гнездо? А вдруг щегла?
Посмотрите, яйца в нем.
А давайте их возьмем
Мы домой, клади в карманы.
Вот обрадуется мама.

5 ученик

Он с ума, наверно, спятил!
Пощади деревья, дятел.
И кору их, а не то -
Превратишь все в решето.
Но меня не слышит он.
Громче я включу музон.

6 ученик

Можно дальше, как заданье
Продолжать повествованье.
Делать этого не будем,
А вот дружно скажем людям:
Лес - дом для всех - совы, лисицы...
Не нарушай его традиций!

Птицы очень чувствительны к “фактору беспокойства”. Ведь шум, громкие голоса людей, которые начинают посещать места гнездований птиц, могут многих из них отпугнуть. Подходящее гнездо или место для гнезда - вообще вопрос очень существенный. Вот почему развешивание искусственных гнездовий для многих дуплогнездников очень важное мероприятие. Так, например, во многом благодаря такой работе восстановилась численность утки-гоголя.(слайд)

У нее странная “привычка” – птица она водоплавающая, а гнезда устраивает на деревьях и притом в дуплах. Из-за отсутствия последних число птиц могло бы сократиться. Но человек предоставил им удобные “квартиры”.

Скворечники - их знают все. И в значительной степени именно благодаря им сохранилось большое количество скворцов. (Ученики показывают варианты скворечников, сделанных из бросового материала)

Может быть, не все знают, что зимующие птицы гибнут больше, чем перелетные. Достаточно сказать, что из 10 больших синиц до весны доживает 1-2. Остальные гибнут от холода и главным образом - от голода. Горсть крупы, крошки хлеба, кусочек несоленого сала - это же так просто и легко для человека. А для птицы - это жизнь!

По данным за 2002 год на территории нашей области встречаются 326 видов птиц. Но численность некоторых из них резко сокращается. О каких птицах идет речь? (Демонстрируются слайды) Что может сделать человек для ее восстановления? (Создать заповедники, заказники). Сколько заповедников в настоящее время на территории Амурской области? (слайд) Проблема взаимоотношений человека и птиц волнует людей уже давно. Подтверждением этого является тот факт, что с 1894 года 1 апреля объявлен Международным днем птиц. У вас на столах лежат бумажные заготовки, возьмите их в руки и сделайте журавликов. Поднимите их над головой. Посмотрите, какая красивая стая получилась! Ребята, есть очень хорошее высказывание: (слайд)

Выстрел в журавля – это дуплет:
В живую птицу и в живую память.

Как вы понимаете эти слова? О какой памяти идет речь?

В Японии журавль - священная птица.

Ученик (в руках глобус с одним журавликом):

В японском городе Нагасаки жила девочка Сасаки Сидако. Когда девочки еще не было на свете, на ее родной город сбросили атомную бомбу. К моменту ее рождения атомного гриба уже не было, но его ядовитая частица попала в кровь девочки. Сасаки заболела лучевой болезнью. Однажды ей приснился сон: она переборет болезнь, если сделает тысячу бумажных журавликов.

Сасаки принялась за дело. Она работала каждый день. Но до тысячи было далеко. Тогда доктор рассказала детям Хиросимы о журавликах Сасаки. Дети решили помочь ей. Скоро у Сасаки была огромная стая. Весть о болезни японской девочки долетела и до Москвы. Московские пионеры послали в Хиросиму своего бумажного журавлика. Но журавлики не спасли девочку. Тогда японские дети собрали деньги на постройку памятника Сасаки. И стоит на площади в Хиросиме памятник девочке и всем японским детям, которые погибли от атомной бомбы. Дети приносят к памятнику белых журавликов. Иногда ветер подхватывает бумажную стаю, и журавлики разлетаются по всему свету.

Изображение журавлей можно увидеть на коврах, картинах, памятниках. (слайд) К нам в область эта птица прилетает для гнездования и старается спрятаться от людей.

В апреле еще один праздник - День Земли, который отмечается 21 апреля. Изображение планеты вы видите на доске. Давайте оживим его нашими журавликами. (Дети приклеивают журавлей клином на фоне Земли)

Эту композицию мы дополним информацией и поместим в рекреации 21 числа.

Пока Вам кажется, что Вы умней Природы.
Самообман - не более того.
Ваш мозг, при всем величии его, -
Не бог, не царь, а вещество природы!

Мне очень хочется, чтобы ваш мозг направлял вас только на благие дела. А одно из них, хоть и небольшое, вы сегодня уже совершили. Спасибо вам за это!