Использование современных методик оздоровления для воспитания здорового ребенка в семье

Разделы: Работа с родителями


Что самое дорогое для человека? Ценностью всей жизни является здоровье. Его нужно беречь, заботиться о нем. Взрослые люди часто имеют вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков. Дети любят копировать взрослых, поэтому и у них со временем вырабатываются вредные привычки: нерациональное питание, проведение большого количества времени перед телевизором, малоподвижный образ жизни и др.

Часто ли родители задумываются над тем, что такое здоровье? Это состояние гармонии души и тела. Нужно объяснить это и ребенку, рассказать о его и своем самочувствии, о том, как хорошо чувствовать себя здоровым и сильным человеком. Чтобы ребенок чувствовал, что родители внимательно относятся к нему и к его здоровью, нужно составить такую программу работы, которая вырабатывала бы в ребенке стремление быть здоровым душой и телом, потребность духовно расти и самосовершенствоваться, трудиться. Для начала предложите ребенку завести дневник здоровья, пусть ребенок что-то пишет о себе, рисует, клеит фотографии, вместе с родителями заполняет этот дневник.

Нельзя создавать негативную атмосферу вокруг себя. Обратите внимание на ваши мысли утром, при пробуждении. После сна, когда организм отдохнул и набрался сил, здоровый человек буквально излучает положительную энергию. Но часто ли мы произносим “Доброе утро”? А ведь это пожелание на весь последующий день. Оно создает настрой, и только от нас зависит, будет ли этот настрой положительным. Доброжелательный настрой формирует обстановку вокруг нас, создает уют, хорошую атмосферу в семье и на работе. Теплая атмосфера в доме – залог здоровья ребенка. Если вы чувствуете, что вас начинают переполнять негативные эмоции, попробуйте “зажечь” в себе солнце. Почувствуйте, как оно добротой разгорается и распространяет лучи далеко- далеко. Это вечный источник света и тепла не только для вас самих, но и для окружающих. Ничто не способно его затмить. Зло сгорает в его лучах. Это упражнение рекомендуется проводить совместно взрослым и детям.

Еще одной рекомендацией семейного здоровья можно назвать культуру питания. Старайтесь включать в свое меню здоровую пищу из натуральных ингредиентов: овощей, фруктов, продуктов, богатых белками, витаминами. Во время приготовления пищи бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти приправы придадут необыкновенный вкус любой пище, принесут здоровье всем членам семьи.

Соблюдайте режим питания:

  • Приём пищи не реже 4-5 раз в сутки
  • Интервал питания – через 3-4,5 часа
  • Обязателен завтрак до занятий в школе
  • Ужин не позднее, чем за 2 часа до сна
  • Исключить “перекусывание” - удовлетворяет некие вторичные потребности- удовольствие, защита от скуки, временное облегчение при стрессах.

Один из незаменимых компонентов питания – вода. Полезно насыщать воду микроэлементами, добавляя в нее несладкий настой из листьев малины, смородины, земляники.

Наше самочувствие и настроение в течение дня напрямую связаны с тем, как мы спали. Проветренная комната, сон с открытой форточкой, удобная постель – замечательные условия для полноценного сна. Но главное – это своевременный отход ко сну. Когда человек вовремя ложится спать, он встает утром с чистыми мыслями, искренне радуясь приходу дня, как вестника хороших событий.

Важной составляющей частью здоровья человека является состояние его органов. В школьном возрасте у многих детей возникают проблемы с осанкой и зрением. Самым полезным упражнением для выпрямления позвоночника считается “стульчик”: нужно прислониться к ровной поверхности и медленно “сползать” вниз, пока колени не образуют прямой угол – “стульчик”.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

1. Упражнения около стены (без плинтуса).

Исходное положение (И.П.) Стоя спиной к стене, касаться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Сохраняя это положение:

  1. Поворачивать руки ладонями вперед до касания стенки тыльной стороной кисти.
  2. Поднимать руки в стороны и поворачивать ладонями вперед до касания стенки тыльной стороной кистей.
  3. Поднимать руки вверх ладонями вперед до касания стенки тыльной стороной кистей.
  4. Скользить спиной по стенке до полного приседа, вернуться в исходное положение.

2. Упражнения в исходном положении “лежа на спине”.

При выполнении упражнения в исходном положении “лежа на спине” преимущественно укрепляются мышцы живота.

  1. И.П. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, ладони повернуты к полу. Поднимание и опускание головы.
  2. И.П. То же. Поднимание прямых ног (поочередно и одновременно).
  3. И.П. То же. Поднимание прямых ног с мячом, удерживаемым стопами (мяч резиновый средний или большой).
  4. И.П. То же. “Велосипед”.

3. Упражнения в исходном положении “сидя” и “стоя”.

  1. Сидя на полу, руки в упоре сзади. Захватывание мяча стопами и поднимание прямых ног вверх, не теряя мяча.
  2. Сидя на полу, руки в упоре сзади. Захватив платочек обеими ногами, маховым движением ног лечь на спину, прямые ноги над головой, стараться не выронить платочек.
  3. Сидя на полу, ноги скрестно. Встать без помощи рук.
  4. Стоя, поднимание пальцами ног платочка и прыжки на одной ноге, согнув другую с платочком. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Для мышц спины:

  1. И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Приподнять голову, не запрокидывая ее назад, лопатки соединить. Необходимо удержать это положение на 5 -7 счетов. Повторить 6 – 8 раз.
  2. То же, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Приподнимая голову и плечи (не запрокидывая голову назад), медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Повторить 6 – 8 раз.
  3. И.П. – лежа на животе поперек гимнастической скамейки. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удержать это положение на 3 – 5 счетов. Повторить 6 – 8 раз.
  4. И.П. – то же. Выполнять руками и ногами движения, имитирующие плавание брассом. Повторить 4 – 6 раз.

Для мышц брюшного пресса:

  1. И.П. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища, ладони вверх. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 10 – 12 раз.
  2. И.П. – то же. Руки за голову, ноги фиксировать за нижнюю рейку стенки или при помощи партнера. Переходя в положение сидя, удерживать спину прямой. Опуститься в И.П., расслабиться. Медленно повторить 6 – 8 раз.
  3. Лежа на спине, напрягать мышцы, стараясь вытянуть тело. Время выполнения упражнения и нагрузка постепенно увеличиваются. Повторить 6 – 8 раз.

Для боковых мышц туловища:

  1. И.П. – лежа на правом боку. Правая рука поднята вверх, левая вытянута вдоль туловища. Удерживая тело в прямом положении, приподнять, удержать и опустить левую ногу. Повторить 6 – 8 раз.
  2. И.П. – лежа на левом боку. Проделать аналогичные упражнения.
  3. И.П. – лежа на правом боку. Правая рука поднята вверх, левая согнута и ладонью обращена к полу. Приподнять обе ноги (угол около 5°), удержать на 3 – 5 счетов, опустить в И.П.. Повторить 6 – 8 раз.
  4. И.П. – лежа на левом боку. Проделать аналогичные упражнения.

Зрение падает у детей из-за долгой и напряженной работы глазных мышц. Для расслабления очень полезно смотреть вдаль на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду.

Глаз – уникальный человеческий инструмент. Если не заботиться о глазах, могут возникнуть такие серьезные дефекты зрения, как близорукость и дальнозоркость. Работа с офтальмотренажерами способствует профилактике зрения.

Каждое упражнение выполняется 10-15 раз:

1.По осям: влево-вправо, вверх-вниз.

  1. По внешнему кругу по часовой стрелке.
  2. По внутреннему кругу против часовой стрелки.
  3. По восьмерке.

Чтобы снять усталость глаз, промывают их холодной водой. При покраснении и воспалении век, полезно промывать глаза крепким свежезаваренным чаем, отваром ромашки, календулы.

В стрессовой ситуации, при неблагоприятном воздействии окружающей среды вам поможет массаж и самомассаж. Массаж оказывает активное воздействие на нервную систему, улучшает кровоснабжение в массируемом участке, стимулирует работу кожных желез, улучшает тонус мышц, восстанавливает суставной аппарат, под влиянием массажа увеличивается эластичность и подвижность связочного аппарата, рассасываются отеки, уменьшается боль. Одним из видов массажа является точечный массаж. Перед массажем потираем руки, чтобы усилить циркуляцию крови и согреть их. Затем осторожно нащупывают нужную точку кончиком пальца. Если точка выбрана правильно, то при надавливании на нее возникает ощущение боли или ломоты. Надавливают на точку аккуратно. Воздействие не должно быть грубым и резким, не должно оставлять синяков. Длительность – 30 секунд – 1 минута.

 В странах Востока издревле знали целебную силу сложенных особым образом пальцев рук. “Мудра” - особое положение кистей рук. Основной секрет лечения мудрами состоит в глубоком сосредоточении и воздействии мыслью на энергетические потоки, проходящие в организме. Любое заболевание отражается на энергетических каналах, пронизывающих все наше тело. Мудра позволяет мысли сосредоточиться именно на том канале, который был задет заболеванием, и перераспределить энергию так, чтобы ее потоки смогли проникнуть в пораженный канал. Положение рук при этом играет роль проводника энергии. Пальцы перед началом процедуры необходимо размять, выполнять мудры можно в любом положении: сидя, стоя, лежа, главное, чтобы место было комфортным.

 Для лечения и улучшения своего состояния можно просто натирать определенные участки тела ароматическими маслами.

Все рекомендации эффективны при их регулярном выполнении. Приучить ребенка к самодисциплине могут только его родители. Как воспитать в ребенке чувство ответственности? Старайтесь, чтобы ребенок не мучился от безделья, постоянно придумывайте для него новые занятия. Предлагайте на выбор самые разнообразные и интересные дела. Главное, чтобы к каждому занятию ребенок подходил серьезно и доводил начатое до конца. Очень важно, чтобы и взрослые оценили работу ребенка, и сам он научился оценивать и контролировать себя. Родители должны внимательно отмечать плюсы и минусы в поведении ребенка, тактично указывая на недостатки. В некоторых семьях реакцией на какие-либо просьбы или предложения ребенка является “дежурный” ответ: “Мне некогда”. Часто в ответ на подобное отношение ребенок начинает капризничать, вести себя грубо, всевозможными отчаянными выходками он пытается привлечь к себе внимание, порой испытывая удовольствие от того, что треплет домашним нервы. Поэтому нужно быть внимательным к своему малышу, уделяя ему как можно больше времени, отрываясь даже от самых важных дел. Никакие даже самые полезные упражнения не принесут здоровья, если ребенок лишен родительской ласки и внимания.

См. приложение 1.

См. приложени 2.