Инновационный подход к управлению методической службой школы. Итоги опытно-экспериментальной работы

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила основные направления развития:

  1. Совершенствование содержания образования с учетом новой образовательной парадигмы.
  2. Внедрение системы менеджмента качества образования и методов государственной итоговой аттестации.
  3. Профильное обучение в старших классах с целью вызвать интерес к определенной области деятельности, специализации для дальнейшего получения профессии (профориентация).
  4. Информатизация учебного процесса.

Внедрение нового содержания образования и современных педагогических технологий требует увеличения объемов экспериментальной инновационной деятельности, усиления методической работы с учителями, ее координации и мониторинга. В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, умеющий проводить диагностику, выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы.

Помочь педагогу в подготовке педагогических материалов и организации инновационной работы, призвана методическая служба школы, работа которой должна соответствовать реальным задачам конкретной школы и иметь практическую направленность. Качество методической работы напрямую влияет на эффективность работы, уровень профессионально-педагогической компетенции учителя.

Опытно-экспериментальная работа позволяет решать проблемы образовательного учреждения и прийти к более высоким показателям деятельности школы.

Три года назад, при изучении профессиональных затруднений, педагоги нашей школы выделили следующие проблемы:

  1. Проблема мотивации обучения.
  2. Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
  3. Проблема учета психолого-физиологических особенностей учащихся в процессе учебной деятельности.
  4. Проблема социальной адаптации.

Разрабатывая вопрос совершенствования системы методической работы в школе, изучая литературу по данному вопросу, опыт коллег других образовательных учреждений, пришли к выводу о возможном пути развития методической службы через образование шести предметных комиссий, межпредметных тематических кафедр (“Здоровье”, “Технологии воспитания”, “Информационные технологии”, “Одаренный ребенок”), объединений классных руководителей по параллелям (начальные классы, 5-8, 9-11 классы). Все эти объединения являлись структурными подразделениями школы и строили свою работу в соответствие с программой эксперимента, стратегическими документами школы. Каждое объединение разработало свой план деятельности в рамках проводимой в школе опытно-экспериментальной работы. Межпредметные кафедры: осуществляли научно-методическое обеспечение развития образовательного процесса, создавали условия для освоения педагогами инновационной, поисково-исследовательской деятельности, способствовали обновлению содержания образования, изменению традиционных форм и методов работы педагогического коллектива. Предметная комиссия является традиционным субъектом внутришкольного управления и, способствовало обеспечению профессионального роста педагога. Кураторы параллелей координировали научно-методическую и организационную работу классных руководителей.

Для решения задач эксперимента требовались новые формы методической работы: деловые, ролевые и ситуативные игры, организация тематических семинаров, педагогических советов, различные виды индивидуально-групповой работы с педагогами, консультации с привлечением специалистов, знакомство с опытом других школ, совместные заседания учителей разных методических комиссий, разработка методических рекомендаций. Большая роль в деятельности подразделений отводилась психологическому сопровождению опытно-экспериментальной работы, в ходе которого изучалась личность каждого педагога через анкетирование, самоанализ, участие в тренингах и т.д.

Основной идеей опытно-экспериментальной работы по осуществлению инновационного подхода к управлению методической службой школы явилось:

  • создание организационно-методических условий повышения профессиональной компетентности педагогов;
  • формирование команды единомышленников.

Цель программы:

  1. Изменение модели методической службы школы для создания оптимальных условий повышения профессиональной квалификации учителей.
  2. Создание условий для развития педагогических инноваций в образовательном учреждении.
  3. Развитие методической активности учителей.

Сроки реализации Программы: 2005–2008 годы.

В ходе эксперимента решались следующие задачи:

  1. Апробировать эффективность предложенного инновационного варианта методической системы.
  2. Создать условия для продуктивного и эффективного внедрения достижений педагогической науки в практику педагогов школы.
  3. Способствовать развитию практико-ориентированных научно-педагогических исследований, направленных на повышение качества образования.
  4. Создавать условия для моделирования и практической проверки системы непрерывного педагогического образования.

Новое:

Подготовка кадров, несмотря на то, что это не функция детского учреждения, через групповые формы обучения (межпредметные кафедры, предметные комиссии, объединения классных руководителей по параллелям). В интерактивном обучении действует не педагог-предметник, а педагог широкого профиля. Каждый педагог работает в трех разных группах, учитывается его деятельность как предметника, классного руководителя и педагога – исследователя. Работая в кафедре, учитель включен в тренинги, которые предполагают формирование условий для выбора стратегии уверенного поведения, развитие креативности, умений и навыков психологической саморегуляции.

Создание условий для постоянной потребности в самообразовании.

На начальном этапе эксперимента выдвигалась следующая гипотеза исследования:

Модель методической службы школы будет эффективно влиять на профессиональную компетентность, если:

  1. Будут созданы межпредметные кафедры.
  2. Будет реализован комплексный подход к методической работе (традиции в сочетании с инновациями).
  3. В программу методической работы будут включены инновационные формы и методы.
  4. Будет развиваться исследовательская деятельность педагогов и учащихся.

Предметом исследования являлись организационно-методические условия, способствующие положительной динамике профессиональной компетентности учителя.

В процессе опытно-экспериментальной работы использовались разные методы исследования:

  1. Анкетирование.
  2. Проведение собеседования с учителями, учениками, родителями.
  3. Диагностика психологических особенностей педагогов и учащихся.
  4. Экспериментальные срезы.

В рамках эксперимента были проведены мероприятия по информационному обеспечению педагогов:

  1. Изучение нормативно-правовой документации и тематической литературы;
  2. Изучение запроса педагогов на методическую поддержку;
  3. Выставка методической литературы по проблемам кафедр;
  4. Подготовка к изданию сборников методических материалов учителей-предметников из опыта работы по теме самообразования;
  5. Заседание методического совета “Эффективность профессионального развития учителя через работу межпредметных кафедр”;
  6. Выпуск методического бюллетеня по итогам работы объединений;
  7. Разработка памяток, рекомендаций для учителей, учеников, родителей по проблемам кафедр;
  8. Обучение учителей школы правилам составления компьютерных тестовых заданий для учащихся по предмету;
  9. Обучение учителей правилам работы с компьютерными программами Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Microsoft Excel;
  10. Подведение итогов работы по каждому этапу эксперимента Награждение победителей в конкурсах исследовательских работ педагогов и “Лучшая кафедра” и другие.

В ходе экспериментальной работы педагогическому коллективу, администрации школы оказывалась психологическая поддержка по возникающим проблемам, проводилась целенаправленная работа по психологическому сопровождению:

  1. Диагностика психологической готовности педагога к осуществлению деятельности в условиях эксперимента;
  2. Изучение стиля педагогической деятельности учителя;
  3. Диагностика одаренности детей; исследование уровня комфортности учителя в коллективе;
  4. Диагностика “Компетентность учителя” (входной и выходной контроль);
  5. Определение области профессиональных затруднений педагогов;
  6. Тренинг по развитию творческих способностей учителей;
  7. Практикум “Педагог-профессионал”;
  8. Исследование и разработка коррекционных мероприятий по снижению утомляемости детей;
  9. Тренинги личностного роста среди педагогов кафедры “Здоровье”, “Информационные технологии”, “Технологии воспитания”, тренинг креативности для учителей кафедры “Одаренный ребенок”, тренинг “Создание эффективной команды” для администрации школы;
  10. Знакомство с комплексом компьютерных психодиагностических и развивающих методик EFFEKTON STUDIO “Психология в школе”;
  11. Диагностика “Оценка реализации потребностей педагогов к саморазвитию”, “Творческий потенциал учителя”; технологическая компетентность педагогов.

Каковы же результаты эксперимента?

  1. В ходе экспериментальной работы педагогическим коллективом, администрацией школы были освоены новые формы методической работы: межпредметный университет (совместные заседания предметных комиссий, кафедр), педагогические мастерские, методический праздник “Педагогический Олимп”, конкурс среди межпредметных кафедр, презентация кафедр, проблемно-деятельностные игры, методический день “Мой любимый урок”, взаимопосещение уроков: “Мы идем на нестандартный урок”, “Мы идем на интегрированный урок”, “Мы идем на урок с использованием информационных технологий”.
  2. Увеличилось количество категорийных учителей:

  1. Увеличилось количество и улучшилось качество проведенных открытых уроков:

  1. Одним из важнейших показателей профессионального роста является публикация работ учителей в различных печатных изданиях, в том числе всероссийских и международных. В этой деятельности произошли существенные изменения, число педагогов, напечатавших свои работы, увеличилось по сравнению с 2004-2005 учебным годом.

  1. Результатом роста профессионального мастерства является участие учителей в конкурсах и научно-практических конференциях.

  1. Изучение и внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, способствует росту педагогического мастерства учителя. Более 70% учителей используют в своей работе новые образовательные технологии и методики. Активно внедряют в работу информационно-коммуникационные технологии. В педагогическую практику активно внедряется метод проектов.
  2. Изучение педагогической деятельности учителя чрезвычайно актуальна и значима для решения вопросов совершенствования преподавания и системы непрерывного повышения квалификации учителей. С этой целью психологами школы систематически проводились психологические исследования, результаты которых учитывались при составлении плана работы школы в целом, межпредметных кафедр в частности.
  3. Учителя кафедр были включены в психологические тренинги, проводимые психологами, которые способствовали личностному росту педагога, развитию креативности, умениям психологической саморегуляции и познаний самого себя, что привело к сохранению психического здоровья.
  4. Как положительное влияние эксперимента можно отметить и организацию предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Учителями школы представлено 27 элективных курсов, во всех 9 классах проводятся уроки профессионального самоопределения, созданы профильные 10-е классы: социально-экономический, информационно-технологический, социально-гуманитарный, филологический. По анкетированию учащихся и родителей данный опыт был удачен. 89% анкетируемых были удовлетворены организацией и качеством обучения.
  5. В 2005/2006 учебном году школа участвовала в эксперименте по введению ЕГЭ по русскому языку. Количество учащихся, выбравших ЕГЭ – 75 человек. Сдали на “5” - 5 чел., на “4” - 35 чел., на “3” - 31 чел., на “2” - 4 чел. Таким образом, % успеваемости равен 94,6 (областной показатель 83%). Качество - 53% (областной показатель – 35%). Отрадно то, что медалисты подтвердили свои отличные знания предмета в 2006-2007 и в 2007-2008 учебных годах.

  1. Повышению качества знаний способствовало активное участие наших учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах городского, областного, международного уровней. Растет количество учеников, принимавших участие в школьных олимпиадах и конференциях. В школе создано научное общество учащихся начальных классов “Умники и умницы” и научное общество для учащихся 9–11 классов.

  1. Руководителями кафедр и предметных комиссий собран методический материал по разным проблемам. Созданы буклеты, брошюры из опыта работы.
  2. Активизировалась работа предметных комиссий по проведению предметных дней и предметных недель.
  3. Созданы условия для личностного, профессионального роста и самосовершенствования учителя.

Не смотря на положительные результаты, в ходе экспериментальной работы были трудности в:

  • Научно-методическом сопровождении эксперимента, т.е. не было научного руководителя;
  • Не все запланированные мероприятия удалось выполнить из-за насыщенности программы эксперимента различными мероприятиями;
  • Большая занятость учителей в образовательном процессе, работа в две смены не позволяла межпредметным кафедрам работать в полном составе, были трудности организационного плана в проведении тренингов личностного роста.

Какие же существуют проблемы на сегодняшний день?

  • Проблема мотивации обучения, осуществление индивидуального подхода с учетом психолого-физиологических и нейропсихологических особенностей учащихся в процессе учебной деятельности полностью не решена;
  • Накопленный кафедрой “Здоровье” богатый методический материал в недостаточной мере используется в образовательном процессе;
  • Создание методического кабинета как центра научно-методической работы учителя.

На итоговом открытом педагогическом совете по завершению опытно-экспериментальной работы педагогический коллектив признал итоги опытно-экспериментальной работы удовлетворительными.

В целях оптимизации методической работы на базе межпредметных кафедр и предметных комиссий созданы предметно-тематические кафедры с общепедагогической темой исследования с ориентацией на единую методическую тему школы. В структуре методической работы сохранили межпредметную кафедру “Технологии воспитания” для активизации деятельности классных руководителей по гражданскому воспитанию учащихся.

Задачи методической службы на 2008/2009 учебный год.

  1. Формировать методическую культуру педагогов как средство повышения качества образования.
  2. Осуществлять сопровождение педагогической деятельности информационной, научной, консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.
  3. Формировать потребности педагогов в презентации своих успехов через проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение собственного педагогического опыта работы.
  4. Отслеживать рост педагогического мастерства путем проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности.
  5. Продолжить работу по созданию организационно-методических условий для овладения педагогами теоретическими знаниями и технологиями реализации современных подходов в образовательном процессе в рамках единой методической темы “Повышение профессиональной компетентности педагогов как условие реализации развития личности учащихся и совершенствования образовательного процесса”.