Внеклассное занятие "Красавица-зима"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Показать красоту русской природы – зимы, используя для этого поэзию, изобразительное искусство, художественное слово, познакомиться с загадками, пословицами, стихами о зиме.
  2. Развивать память, мышление, устную речь у детей.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • компьютер,
  • картины,
  • плакаты,
  • снежинки,
  • рисунки детей.

Ход урока

Учитель: - Отгадайте:

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

-Ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

(Дети отвечают на вопрос.)

Учитель: - В замедленном полёте лениво падают шестигранные звёздочки. Удивительно правильной формы иглистые, чистые кристаллики. Пышно лепятся и не давят одна другую сухие пушинки. Алмазными искрами блестят снежинки на вздутой пелене пухлого сугроба. И так весь день сыплется и сыплется звёздная пороша.

Великолепен зимний пейзаж! Иней и снег кругом – настоящая русская зима! В меру подбадривает морозец.

- О зиме написано очень много стихов. Давайте, послушаем! ( Дети рассказывают стихи.)

…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и – вот сама
Идёт волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.Пушкин)

Декабрь

В декабре метёт позёмка,
Мёрзнет солнышко в окне.
-Тук-тук-тук!
-Войдите!
Ёлка
Вся в снегу пришла ко мне.
Сразу в доме стало тесно,
Жутко, весело, чудесно-
Будто весь огромный лес
Через форточку залез!

Земляничная поляна
Вдруг вошла, полна тумана.
Я один сижу на пне:
Солнце меркнет долго-долго,
Тишиною в тишине.
(С.Козлов)

Январь

Я люблю тебя, январь!
Для меня ты месяц лучший-
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь!

Солнце, снег, огонь, мороз –
Пламя белое берёз!

Догоняй меня, лови!
На коньках помчусь - засвищут
Под ногами соловьи!
(С.Козлов)

Февраль

В феврале, в феврале
Едет вьюга на метле!
По озёрам и по рекам
Белым снегом замела
Чёрной ночи зеркала!

И звезде себя не видно…
Ей, наверное, обидно
За белёсой пеленой
Быть невидимой звездой.
(С.Козлов)

Учитель: - А какие пословицы о зиме вы знаете?

  • Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • В зимний холод всякий молод.
  • В лес не съездишь, так и на печи замёрзнешь.

Учитель: - Как вы понимаете пословицы “В зимний холод каждый молод”, “Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет”.

Учитель: - Много зимних примет. Декабрь зовётся в народе воротами зимы. Издревне декабрь называли “зимник”, “студень”,Стужайло”, “студёный”. В декабре говорили: “тепло из глаз течёт”, то есть мороз прошибает до слёз.

  • Сухой декабрь – значит, быть сухими весне и лету.
  • Декабрь тёплый и сырой – к затяжной зиме и поздней холодной весне.
  • Если первый снег в декабре плотный, мокрый, тяжёлый – ожидается влажное лето, а если сухой, лёгкий – сухое лето.
  • Зима метельная – лето бурное.
  • Чем крепче зима, тем скорее весна.

Январь- первый месяц зимы - наши предки называли просинцем, потому что в это время на низком и хмуром небосводе появлялись синие ясные островки. Славяне называли январь ещё и сечнем (от слова “сечь”). В январе секли, то есть рубили леса, чтобы подготовить к весне новые земли для посевов. А в пословицах январь – году начало, зиме середина. Он как бы рассекает зиму пополам. Были у января и другие имена, данные разными славянскими народами: ледень, зимец, прозимец.

Февраль у славян имел несколько названий: межень - потому, что он межа между зимой и весной, снежень- за то, что много снега, лютень- за лютые метели, бокогрей – за то, что начинает с боков пригревать солнышко. Согласно приметам, второй день февраля весну показывает: солнечно – к красной весне, пасмурно – жди поздних метелей.

По погоде в феврале судили о погоде весной, летом и осенью: февраль холодный и сухой – август жаркий. Тёплый февраль приносит холодную весну и заморозки. В конце февраля с крыш свисают длинные и толстые сосульки – к долгой весне и хорошему лету. Ненастная погода в феврале – к хорошей погоде в августе.

-А вы какие зимние приметы знаете?

Учитель: Доскажите слово в рифму.

“Снежная история”

Словно пёрышки Жар-птицы
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький (снежок)

Мы зимой “войну” устроим,
Крепость снежную построю
Чем же будем “воевать”?
Каждый “ воин” должен знать!
Угадай скорей, дружок,
Шарик кругленький – (снежок)

Ночь. Зима. На небе звёзды.
Детки спят, совсем уж поздно,
Месяц на небе – рожок,
Выпал беленький ( снежок)

Едут сани по дороге,
Вьётся ниточкой стежок
От полозьев след остался,
Запорошил след (снежок)

Поглядим - ка мы в окно,
Аж, глазам не верится!
Все вокруг белым – бело
И метёт (метелица)

Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это - снежная (метель)

Эту зимнюю хозяйку
Все боятся, даже зайка
Не боится лишь апрель
Снежно-белую (метель)

Солнце скроет, с ветром воет,
Небо синее закроет
И позёмкой стелется
Зимняя (метелица)

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос.
(Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения.)

Учитель: Зима - весёлая пора с играми в снежки, катанием на лыжах и на санках. А вот для птиц морозные дни не такие радостные. Холодно птицам, зёрнышки и семечки глубоко под снегом спрятаны. Как тут быть? Давайте послушаем рассказ “Добрая девочка”.

“Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробышкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны”.

К.В.Лукашевич.

Беседа: - Как жилось воробышкам в суровую зиму?

-Как помогла выжить суровую зиму Маша?

Сценка.

Молодая синичка: Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?

Взрослая птица: Пинь-пинь-трр, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало. Люди покормят нас зимой, а мы будем летом спасать сады от прожорливых насекомых”.

Учитель: И что же мы с вами должны делать, чтобы птицы перенесли легче суровую зиму?

Учитель: - Надо помочь птицам, повесить на деревья кормушки. Чтобы сделать простую кормушку для птиц, понадобятся чистый сухой пластиковый или картонный пакет из под молока или сока. На одной стороне пакета примерно на 2,5 см от низа вырежи квадратное окошко со стороной 7.5 см. Второй такой же квадрат вырежи на противоположной стороне пакета. Под каждым отверстием проделай дырочку, в которую может войти ветка. Просунь ветку через дырочки, и перекладинка для птицы готова. Заполни дно кормушки белого хлеба, семенами подсолнечника, тыквы, плодами рябины. Синицы любят несолёное сало. Нельзя давать жареные семена, крошки чёрного хлеба - они вредны для птиц. Прикрепите один конец верёвки к верхушке пакета и повесь кормушку на дерево или столб.

Учитель: - В какие игры вы играете зимой?

Учитель: - А сейчас, я познакомлю вас с интересной игрой. Скатайте с ребятами из снега большие комки, поставьте неподалёку один от другого, полейте водой, чтобы стали крепче. На другой день можно играть в игру в “Снежные бабы”. Все ребята забираются на комки, а кому не хватило комков - водят. Стоящие на комках кричат им: “ Баба-баба!”, а те стараются столкнуть крикунов и занять их места. Кто не удержался – водит.

Физкультминутка.

Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.

(Дети машут руками, словно работают лыжными палками)

Учитель: Итак, мы с вами добрались на лыжах до зимнего леса. А кругом - то какая красота! Тишина и покой в лесу. Ни звука! Иней красиво опушил лес. Косматая изморозь накипает на деревьях. Грузные ветви тяжело клонятся книзу. Зима облепила хвойные деревья. В лесу лежат пышные сугробы. “Всё ярко, всё бело кругом!” Хорош лес в зимнем уборе! (Показ слайдов зимнего леса. Приложение .).

-Что вы можете рассказать глядя на величавый зимний лес? (Дети читают свои сочинения на тему “Зимний лес”.)

Итог: Что нового и интересного вы узнали о зиме?

Литература:

  1. “Круглый год” Книга-календарь с самоделками. Составители Е.Позина, Т.Давыдова. Москва ,“Стрекоза” 2009
  2. Жизнь леса. Д.П.Зуев, Москва, “Лесная промышленность”,1977