Интегрированный урок информатики и изобразительного искуства во 2-м классе. Тема: "Множество образов, характеров, настроений"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Формирование эмоциональной компетентности: умения распознавать эмоции, оценивать эмоциональные реакции.
  2. Формирование информационной компетентности: навыков обобщения, сравнения, группирования по заданному признаку; навыков поиска и извлечения информации по заданному основанию в книге, на сайтах Интернет; навыков обработки информации.
  3. Формирование коммуникативной компетентности: осуществлять продуктивную групповую деятельность; воспринимать основное содержание фактической информации в монологе, диалоге.
  4. Формирование компетентности разрешения проблем: осуществлять целеполагание, планирование и оценку деятельности; воспроизводить технологию по инструкции:

Подготовка к уроку:

  • программное обеспечение: “Вундеркинд”, Рaint, InternetExplorer;
  • бланки заданий для поиска в Интернет;
  • музыкальные фрагменты, репродукции картин;
  • мультимедийная презентация,
  • конверты с загадками;
  • книги “Сказки Пушкина”;
  • силуэты костюмов сказочных героев;
  • рамка с заголовком “Такие мысли помогут мне”;
  • клей, распечатанное “множество мыслей”;
  • подбор музыкального сопровождения для релаксации;
  • на доске памятки “Правила работы в группе” и “Самооценка”;
  • таблица-памятка “Важные слова: портрет, профиль, анфас, множество, элемент, эмоции, мимика”
  • коробка с конфетами и конверт с письмом Художника;
  • таблица “Разбеление и расчернение цвета”;
  • этюдник, планшет, художественный уголь, масляная пастель.

Ход урока

Урок 1

Орг. момент. Целеполагание. Настрой на урок.

Слайд “ТЕМА”

-Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня особенный. Как выдумаете, почему?

-Потому, что у нас будет одновременно и урок информатики, и урок ИЗО.

Посмотрите на тему нашего урока: “Множество образов, характеров и настроений”.

-Как вы думаете, чему он будет посвящен? Что мы называем множеством?

Но мы говорили о множестве предметов, а сегодня поговорим о множестве образов, характеров, настроений и о том, как их можно передать средствами изобразительного искусства. В голове у каждого из вас сейчас множество мыслей. Я попробую их угадать.

Слайд“МЫСЛИ”

Разделите, пожалуйста, свои мысли на 2 множества под названиями:

  1. Такие мысли всегда помогут мне.
  2. Такие мысли мне мешают.

1 группа назовет и соберет первое множество на доске.

2 группа назовет элементы множества мыслей, которые нам мешают. Плохие мысли мы выбросим и забудем о них, а это множество будет помогать нам на уроке.

(Вместе с учителем ИЗО прикрепляем вырезанные фразы в рамку на доску. Получается картина с написанными в ней “мыслями”).

- Ребята, в нашу школу пришла посылка от Художника, в которой находятся письмо и коробочка. В письме — просьба о помощи. Послушайте, о чем это письмо.

“Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

Пишет вам художник Карандаш Пастельевич Фломастеров. Нарисовал я волшебный город, но никто в этом городе не живет. Помогите мне, пожалуйста, нарисовать героев различных сказок, чтобы они поселились в этом городе. Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен”.

-Поможем, ребята, художнику? Что для этого нам нужно? (Цели урока дети ставят сами).

Нужно будет многое узнать и многому научиться. Итак, в путь за знаниями…

II. В художественном музее.

Слайды “МУЗЕЙ” Смотрим слайды с картинами художников.

Итак, мы с вами находимся в художественном музее. А это зал портретов.

-Как вы думаете, что такое “портрет”?

Слово “портрет” - означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека, т. е. нарисовать его точь-в-точь. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит его позировать. Перед художником стоит сложная задача — передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Искусство портрета очень древнее. Ещё в Древнем Египте человек пытался передавать облик богов и мифических героев. С помощью этого жанра мы можем изучать историю человечества. До наших времен дошли портреты императоров, царей, выдающихся философов, знаменитых поэтов, писателей, ученых, художников и простых людей, живших в разные времена, в разных странах. Портреты бывают одиночные, парные и групповые. Портрет бывает подгрудный, поясной, поколенный.

Художники рисуют и сами себя, глядя в зеркало, называя свои картины автопортретами.

Портреты имеют разное назначение: парадными портретами украшают дворцы, залы, музеи. На них изображены выдающиеся личности в красивых костюмах. А еще есть интимные портреты. В них больше передается не значимость человека, а его внутренний мир и характер.

-Как вы думаете, с изобретением фотоаппарата художники перестали рисовать портреты?

Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор, а он по-разному может показать одного и того же человека. Художник может заметить в человеке то, что не заметит объектив. И в каждой картине присутствует как бы живая душа, от неё даже исходит тепло.

Слайд “НАТЮРМОРТ”

1) Что можно сказать об этих картинах? Это портрет? Картины одинаковы? А множества, изображенные на них?

Слайд “СЕМЬЯ”

2) Сравните два этих портрета. Что о них можно сказать? Они одинаковы? А множества, изображенные на них? Какие множества назовем одинаковыми? Какой можем сделать вывод из наших наблюдений?

Вывод: То, что рисунки разные, не означает, что множества на них тоже разные.

Художники могут изображать на портрете вымышленных персонажей. Например, портреты героев легенд, былин, сказок.

Слайды картин художников.

  • В. Васнецов “Богатыри” К. Васильев “Русалочка”
  • В. Васнецов “Иван-царевич на сером волке” М. Врубель “Царевна - Лебедь”
  • М. Врубель “Пан”

III. Лицо человека.

1) Самомассаж.

- Что на портрете самое главное? (Лицо)

- В нашем классе сейчас множество лиц. Мы знаем, что множество состоит из элементов. Покажите мне пальчиками элементы множества лбов, бровей, глаз, носов, ушей, мочек ушей. Давайте их помассажируем. (Выполняем стоя).

А можем мы те части, которые массажировали объединить в множество?

2) Найдите и назовите лишний элемент в множестве:

-Нос, глаза, ноги, щеки, лоб, рот. Как можно назвать перечисленное множество?

3) У вас было задание- найти загадки о частях человеческого лица. Послушаем их:

Между двух светил

Я в середке один. (Нос)

Живёт мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою -

Я радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот)

4) Рисование портрета можно начинать с зарисовки отдельных частей:

01.jpg (35124 bytes)

(Рисунок 1)

IV. Как рисовать портрет.

1 Пояснительный рисунок. (Выполняется учителем).

(Рисунок 2)

1) Рисование головы.

Внимательно изучается форма головы. Голова имеет овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную. Лицо может быть круглым, квадратным.

2) Лицо делится на три части: а) лоб, брови; б) глаза, нос; в) рот, подбородок.

3) Изображение частей лица.

На верхней линии рисуются брови. Левая и правая части лица должны быть очень похожи между собой. Ниже бровей располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине глаза рисуется радужка и зрачок. Глаза у людей по форме бывают разные: овальные, круглые, узкие...Глаза по цвету тоже бывают разные: голубые, серые, зелёные. и тёмно-карие. Внимательно рассмотрите глаза. Определите их цвет, размер, форму. Не забудьте нарисовать ресницы: на верхнем веке они длинные, на нижнем — короткие.

4) Рисование носа.

Он бывает прямой, курносый, с горбинкой, длинный, короткий.

5) Рисование рта.

Рот находится ниже носа. Рисуется линия рта. Сверху пририсовывается верхняя губа волнистой линией, нижняя — дугообразной линией.

Губы у всех разные: узкие, широкие, бантиком...

Прорисовка деталей.

По сторонам овала на уровне носа изображаются уши. Затем рисуется прическа. Волосы бывают разные по цвету: русые, каштановые, рыжие, черные, седые, прямые, прямые и кудрявые, длинные и короткие. Люди по-разному укладывают волосы: делают стрижки, заплетают в косы, завивают.

Слайд “МНОЖЕСТВО ЛИЦ”

2.  Игра “Найдите ошибки”.

-У художника, который просил нас о помощи, портреты никак не получаются. Перед вами множество лиц, которые он нарисовал. Посмотрите внимательно, какие элементы художник пропустил?

Задание на компьютере.

- Знакомы ли вы с понятием “фоторобот”? Что это такое? Это портрет? Сегодня с помощью компьютера мы познакомимся с принципом создания фоторобота. Группы, подойдите к своим компьютерам и при помощи готовых элементов придумайте и создайте свой образ. Посмотрите, какое множество портретов получилось!

4.  Положение головы.

(Рисунок 3).

Вы изобразили лицо человека прямо. Такое изображение лица называется анфас. Если лицо человека рисуется сбоку, это называется профиль.

(Репродукции картин художников).

5Игра “Узнай по профилю”.

Слайд “ПРОФИЛЬ”

6.  Релаксация.

Положите голову на руки. Закройте глаза. Представьте теплый летний день. Ласковое солнышко. Только что прошел грибной дождик, и в воздухе пахнет свежестью. В небе над нами раскинулась радуга – цветной мостик. Радуга-дуга, унеси меня в луга, на травушку шелковую, на речку бирюзовую, на желтенький песок. И вот мы с вами уже плаваем в реке, плещемся в теплой водичке. Посмотрите, какого она волшебного цвета! Как играют и искрятся на водной глади солнечные блики. Вода смывает с нас усталость, дарит хорошее настроение. Откройте глаза. Теперь вы сильные, здоровые, отдохнувшие.

7.  Динамическое задание “Множество”.

Закончим наш урок динамическим заданием. Разделитесь на множества:

  1. Мальчиков и девочек;
  2. С длинными волосами и с короткими стрижками;
  3. В брюках и в юбках;
  4. Тех, кто принес дневники и кто забыл;
  5. Веселых и грустных.

Урок 2.

8.  Мимика лица.

Как известно, у человека бывают разные эмоции: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие. Разное выражение лица называется мимикой. Художник может сделать человека любым. Для этого существуют специальные схемы.

Слайд “МИМИКА”

-Посмотрите на лицо человечка. Как вы думаете: он грустит? А, может быть, он просто спокоен?

Возьмите в руку воображаемое зеркальце и изобразите себя с таким же выражением лица.

-А какое лицо у этого человечка? Как вы думаете, что чувствует этот человечек?

-Что случилось с этим человечком? Что вам помогло узнать об этом?

Улыбнитесь своему отражению в зеркальце.

V. Поговорим о героях сказок и о том, как мы к ним относимся.

- Для этого нам стоит обратиться к текстам сказок. Я попрошу некоторых ребят быть нашими послами в книжную страну. Они отправятся на поиски сказок, найдут в них описание героев и прочтут нам. Задание и адреса сайтов в помощь вы сможете найти на компьютерных столах.

1Поиск в Интернете произведений А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева” с описанием героинь сказок (Царевны-Лебедя, царицы-мачехи и Снежной Королевы).

Слайды “СМАЙЛИКИ”

2.1 Какого смайлика не хватает в множестве, расположенном в таблице?

2.2 Найди лишнее в множестве слов:

  • смелый, храбрый, отважный, трусливый, решительный;
  • обманщик, жадина, добряк, лентяй, задавака;
  • радость, удовольствие, грусть, веселье;
  • уважение, дружелюбие, симпатия, грубость, сочувствие.

3.  Сказочные герои.

(Зачитываем отрывки найденных фрагментов из сказок).

  • А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане” (Образ Царевны — Лебедя).
  • А.С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” (Образ Царевны и образ Царицы).
  • Г.Х. Андерсен “Снежная королева”.

4.  Сравнение женских образов в сказках:

Слайд В.Врубель “Царевна-лебедь”

1 Царевна-Лебедь.

-Какая она?

- Прекрасная, нежная, добрая, кроткая, изящная, мудрая...

2 Мачеха, Снежная Королева.

-Какие они?

-Злые, коварные, завистливые, ленивые…

5.  Послушайте, как композиторы в музыке передают образы своих героинь.

Фрагмент: Н. Римский-Корсаков “Царевна-Лебедь”

- Музыка нежная, плавная... Попробуйте инсценировать образ Царевны—Лебедя. Ну-ка, девочки, встаньте, покажите, как она движется. Как мимикой можно передать характер сказочной героини?

Фрагмент: Лядов “Баба Яга”

- Музыка порывистая, волнительная, звуки резкие...

Слайд В.Васнецов “Богатыри”).

6.  Сравнение мужских образов в сказках.

1.  Богатыри.

-Какие богатыри?

Могучие, сильные, добрые, мощные, спокойные...

2.  -А какими были злодеи в сказках Кащей Бессмертный, Карабас-Барабас, Соловей-разбойник?...

Злыми, жестокими, коварными...

7.  Послушайте, как композиторы в музыке передают образы своих героев.

Фрагмент А. Бородин “Богатырская симфония”

- Музыка передаёт могучую силу Богатыря, блеск доспехов. А, ну-ка, мальчики, встаньте,

покажите, как движутся Богатыри. Как мимикой показать характер героев сказок?

4.  Цвет на портрете.

-Скажите, какие цвета на портрете, на ваш взгляд, могут передать характер и настроение сказочных героев?

Яркие, светлые, нежные — добрые персонажи.

Темные, мрачные, тусклые — злые персонажи.

Цветовой круг. Разбеление и расчернение цвета.

VI. Пояснение к самостоятельной работе.

-Ребята, а сейчас вы готовы создать образы сказочных героев и заселить город?

Перед вами конверты, в которые вложены загадки. Отгадайте их. По одному человеку от группы подойдите к столу и найдите на нем силуэт вашего героя. Один человек из каждой команды нарисует его лицо на экране монитора (номер компьютера соответствует номеру команды), а остальные два человека из команды раскрасят костюм сказочного героя.

Изобразить лицо нужно крупно, чтобы хорошо были видны глаза, нос, рот, брови, прическа. Точно подберите цвет, который поможет вам передать характер персонажа и его настроение.

Продумайте цвет костюма.

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время работы звучит музыка “Где водятся волшебники”

VIII. Подведение итогов

Вы нарисовали портреты сказочных героев, жителей сказочного города. Прикрепите раскрашенные костюмы к портрету на компьютере. Вы их узнали?

Если видим на картине
Чей-то профиль, иль анфас,
Или, может быть задорный
И весёлый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
Ты всмотрись в картину эту.
Это - сказочный герой!
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Интересная картина
Называется п о р т р е т .

IX. Рефлексия.

-Какой результат мы получили? Что у вас хорошо получилось? Вы довольны собой?

Оцените свои старания и результаты в дневнике успеха.

С самого начала урока на столе учителя стоит коробка.

- В коробочке лежат конфеты, но не простые, а волшебные. Стоит только съесть конфету, и тогда в твоей власти будет не только оживить жителей сказочного города, но и пожелать чего-то такого, отчего все они смогут стать радостными. Что же вы хотели бы им пожелать?

Мы с вами совершили сегодня свое маленькое доброе чудо. Урок закончился, но чудеса в вашей жизни пусть никогда не кончаются. Творите их своими добрыми руками.

Звучит песня “Дорогою добра”