Управленческо-организационные механизмы внедрения информационных и коммуникационных технологий

Разделы: Администрирование школы


Спорить с применением компьютеров и компьютерных технологий в школе сегодня не рискнёт никто. Компьютерные классы, школьные сети, выходы в Интернет, Медиатеки – этим не удивишь. Наоборот, уже как-то неприлично, если в учебном  заведении этого нет. Однако освещение школы компьютерной техникой не может быть самоцелью, модой. Это важный шаг, но всего лишь первый  в долгом непростом процессе изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях информационного общества. 

Опыт работы Лицея не может рассматриваться ни как рекомендация, ни как панацея на все случаи педагогической деятельности. Это наше видение и наша действительность. Что-то у нас получается, что-то не получается. Но говорить я буду об опыте, который значим для нас, особенно в таком вопросе как управление процессом внедрения информационных  и коммуникационных технологий (ИКТ) в жизнедеятельность учащихся, учителей и родителей Лицея.

Технология управления определяется выполнением пяти функций: планирование деятельности, организация, мотивация педагогического коллектива, контроль и руководство деятельностью по внедрению ИКТ. Планируемая нами программа рассчитана на 10 лет и содержит три этапа. Первый этап – организация изучения информатики в Лицее, то есть место в учебном плане, учебные материалы, оснащение Лицея средствами ИКТ, подготовка учителей, обеспечение методической поддержки и контроля, определение круга решаемых задач.

Как мы выглядим на этом этапе? В Лицее два компьютерных класса, один из них мультмедийный, 8 компьютеров в библиотеке, компьютеризованны приёмная, бухгалтерия, психологический центр, кабинеты заместителей директора, медицинский кабинет, учительская, актовый зал, отдельные учебные кабинеты для работы учителя и индивидуальной работы с детьми, действует локальная сеть. Много это или мало? Для нас мало. Потому что нужен отдельный класс для проведения интегрированных уроков учителями-предметниками, особенно по казахскому, русскому иностранным языкам, физике, математики, истории, нужны интерактивные доски, иначе пока они до нас дойдут мир придумает что-то более современное. Хорошо бы, иметь в каждом классе мультимедийный комплекс.

Второй этап – ИКТ – инструмент школы. Здесь речь идёт о качественных изменениях в работе Лицея. Все учителя владеют компьютером на уровне активного пользователя. Если на первом этапе междисциплинарная учебная работа носила несистемный характер, то на  втором этапе она становится нормой для каждой образовательной области. В календарно-тематическом планировании она прописывается так же, как сегодня прописываются учебные демонстрации и лабораторные работы. Второй этап, кроме того, решительный шаг к индивидуализации обучения. Гибкая информационная среда позволяет Лицею работать не только с постоянными классами, но и с пучками индивидуальных образовательных траекторий. Здесь бы очень пригодились  и интерактивные доски, и дополнительный класс ИВТ, и компьютеры каждому учителю. А самое главное нужен заместитель директора по  информатизации, который сможет обеспечить условия для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Мы на собственном опыте почувствовали эту необходимость, так как заместитель по информатизации был в Лицее до недавнего времени, рос вместе с Лицеем и занимался развитием информационного пространства, как того требует время. А сейчас эту работу вынуждены делать все по чуть-чуть. А это как говорят в известном городе – большая разница.

Я намеренно не останавливаюсь на информационной системе управления Лицеем по одной простой причине, что эта технология аналогична  во всех и не только образовательных организациях, так как представляет собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах поставленной управленческой цели. В этой части важно понимать, что проблемы, связанные с информатизацией управления школой (лицеем,  гимназией), коснется не столько технических  и программных аспектов использования компьютера для хранения и обработки информации, сколько последовательного решения задач: структурирования педагогической и социально-финансовой информации и её потоков в лицее; разработки соответствующих технологических карт продвижения информации; овладение менеджерами школы (лицея, гимназии) всех уровней новыми технологиями принятия решения. Это важно на всех уровнях: районном, региональном, не секрет, что с появлением компьютера «бумагооборот» увеличился в десять раз.

ИКТ – это инструмент школы, повышающий качество образования и это переход к третьему этапу внедрения ИКТ – школа на остове ИКТ. За рубежом его часто называют этапом трансформации школы. Фактически речь идет о том, чтобы делать массово то, что сегодня могут делать лишь отдельные педагоги-новаторы. Возможно на этом этапе действительно удастся осуществить мечту одного из создателей издательского дома «Первое сентября» С.Соловейчика о том, чтобы каждый школьный учитель стал Учителем в полном смысле этого слова. Впрочем, проблемы третьего этапа – это проблемы полёта к Сатурну, а мы ещё только учимся высаживаться на Луну.

И тем ни менее при имеющихся возможностях и желании тоже многое можно сделать. Что такое технология? Это получение продукта при наличие сырья, инструмента, и того, кто этот продукт будет изготавливать. Сырье (информация) и инструменты (аудио, видео, DVD, компьютерная техника) и учитель с учеником есть. Изготовляй, твори, продвигай свой продукт (электронные демонстрационные материалы, исследовательские, игровые, информационные проекты, прикладные проекты, обеспечивающие образовательный процесс, газета на четырех языках, учебные пособия, решебники, тест-системы для контроля знаний по всем предметам  и т.п.) Использование Интернета в качестве своей школьной информационной среды, использование моделирования при изучении различных процессов и явлений, выходи со своим  продуктом на различные уровни предъявления: городские, областные, республиканские, международные (Москва-фестиваль исследовательских проектов учащихся, Латвия – конкурс рисунков и т.д.). Здесь ИКТ выступает как эффективное средство общения, формируется умение строить партнерские  связи, появляется деловой, заинтересованный  подход к учению-обучению, дети учатся мыслить планетарно, ведь жить они будут не в технократическом обществе, а в  информационном и высокотехнологическом. И сколько бы не говорили о принципах педагогического сотрудничества и что учителя не заменит компьютер, это всё правильно и важно. Но появилось новое поколение учителей, способных работать в единой информационной среде, подняться на качественно новый уровень методических возможностей, – создание программ, методических комплексов. Такой учитель более интересен, привлекателен как профессионал, умеющий технологизировать процесс обучения, из обилия информации выбрать необходимую, оптимально использовать время на уроке, значительно повысить процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы, сконцентрировать внимание на важнейших проблемах урока.

Сколько потребуется времени вырастить таких учителей? Лицею – 16 лет, 16 лет учителя Лицея растут вместе с учебным заведением. Здесь важен мотивационный блок, учитывающий все виды мотивации как содержательного, так и процессуального характера (работает теория ожидания и справедливости), имеется возможность поехать на НПК, семинары, выставки, например в январе этого года учителя  математики и информатики принимали участие во II международном учебно-методическом семинаре «Информационные технологии в образовательном процессе одаренных детей», постоянно учавствуют в международном семинаре «Открытый урок» в Москве, их работы размещены на сайте фестиваля.

Система рефлексии позволяет учителм осознать свой опыт не только на уровне мышления, но и  на уровне чувств, эмоций, обеспечивая сотрудничество, что немаловажно при внедрении межпредметной интеграции, особенно в рамках ведрения информационных и коммуникационных технолгий.

Организационные и управленческие меры способствовали тому, что в Лицее обеспечена возможность для использования компьютера каждым учащимся и работником Лицея; осущствлено подключение к широкополосному телекоммуникационному каналу, созданы условия для реализации моделей открытого образовния, доступ к информации через Web-сайт Лицея; создана и работает система использования имеющихся и разработки новых информационных образовательных ресурсов; создана и поддерживается связь между учебными заведениями  и отделом образования; повышается качество образования (Лицей возглавляет тройку лучших учебных заведений города), в том числе и за счет эффективного использования ИКТ в образовательном процессе.

Проблемы внедрения ИКТ вы услышали, это конечно, финансовая емкость необходимых мероприятий, второе – поддержка учителей, которые кроме мела и тряпки хотят обеспечивать одно из главнейших прав ребенка – право на качественное образование, что в нынешних условиях дается далеко не просто. Я чуть ранее сказала, что мы учимся «высаживаться на Луну», хотя уже надо лететь к Сатурну. Задача серьезная, но она, хотя бы уже не мучает, и мы знаем, как надо строить корабль, и самое главное, для чего.

Здесь уместно сделать небольшое историческое отступление. В конце XIX века физика пережила один из самых приятных моментов в своей истории. Казалось, основные законы открыты, особых проблем не предвидится. Однако, XX век фактически стал веком принципиально новой физики. Не долго осталось ждать, когда учащиеся будут приходить в школу со своими переносными ноутбуками. Тогда каким же должен быть учитель? Профессионалом – учитель, обеспеченный техникой и знающий технологии и не только современные, которые сможет обеспечить трансформацию школы на основе ИКТ.

Список литературы:

  1. А.Ю. Уваров. Чему учить на уроках информатики, Москва, 2002.
  2. А.Ю. Уваров. Пространство задач информатизации школы, Москва, 2002.
  3. А.И. Сенакосов. Опыт информатизации школы, Москва, 2002.