Использование технологии учебных циклов в преподавании географии

Разделы: География


Технология учебных циклов разработана в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР в 1978-1989 гг., одобрена Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Ее авторами являются Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков и Г.Г. Левитас.

Для меня, как учителя географии, проработавшего в школе 30 лет, она оказалась вполне приемлемой, так как цель данной технологии – помочь учителю приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания, научить его тем ее элементам, без которых не обойтись при ее создании.

Систематическое использование комплекса системы обучения по данной технологии позволяет сформировать полноценную учебную деятельность учащихся, характеризующуюся высоким уровнем мотивации и общеобразовательных умений и навыков.

На уроках географии, проводимых по этой методике, дети заняты непрерывно, у них резко повышается уровень трудоспособности и резко понижается утомляемость, такие уроки способствуют развитию памяти. Это уроки сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми.

Изучение географии требует точной информации: терминов, фактов. Именно такую информацию эффективно изучать с помощью технологии учебных циклов.

Единицей учебного времени в школе считают урок. Весь период обучения, состоящий из одного или несколько уроков, это учебный цикл.

Как его строить – зависит от многих причин, я применяю такое строение учебного цикла, которое достаточно эффективно для преподавания географии.

Предлагаю разработку урока по физической географии соответствующей одноурочному циклу данной технологии.

Предлагаемая технология не универсальна. Она применима ко всем предметам.

Цель данной технологии помочь учителю приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания.

Методическая система должна состоять из следующих основных элементов:

  1. Целей и задач обучения
  2. Содержания обучения
  3. Форм обучения
  4. Методов обучения
  5. Средств обучения

Цели и задачи обучения это ответ на вопрос “зачем учить?”

Содержание обучения – ответ на вопрос “чему учить?”

Формы обучения – это способы организации процесса обучения, зависящие от численности учащихся и учителей. Различают индивидуальные, фронтальные и коллективные формы обучения. Это часть ответа “как учить”.

Методы обучения – это система заданий, которую должен использовать учитель, чтобы обучение было успешным.

Средства обучения – это и учебник, и настенные таблицы, и карты, и диафильмы, а также речь учителя.

Но окончательный завершенный вид методическая система преподавания приобретает у каждого учителя, и в каждом отдельном классе. Эта система может и должна претерпевать существенные изменения в зависимости от состава учеников. Ученики – главный элемент методической системы преподавания. Мы должны все время помнить о необходимости охранять здоровье детей, способствовать их общему развитию и воспитанию, учитывать механизмы восприятия детьми нашего предмета.

Единицей учебного времени в школе обычно считают урок. Однако, в течение урока не всегда удается преподать в достаточно полном объеме какой-либо законченный вопрос. Урок – это либо начало, либо продолжение, либо окончание отрезка времени, за который происходит процесс изучения некоторой порции знаний. А весь период такого изучения, состоящий иногда из одного, но обычно – из нескольких уроков, естественно назвать учебным циклом.

Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.

Как строить учебный цикл зависит от многих причин: от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения, от личностных свойств учителя и учеников.

Данная технология предлагает такое строение учебного цикла, которое достаточно эффективно и в то же время доступно любому грамотному учителю. Овладев им, преподаватель далее оказывается в состоянии развивать свое мастерство, видоизменяя и сам учебный цикл.

Ознакомившись с технологией учебных циклов, я решила использовать ее в своей педагогической деятельности в преподавании географии. Работаю уже третий год, придерживаюсь одноурочного цикла. В начале одноурочного цикла проверяю знания учащихся по предыдущему материалу и выясняю, готов ли класс к усвоению нового. Эти две задачи удобно решить с помощью диктанта, на который отводится (вместе с его проверкой) 10 минут. Разработала диктанты для 7-8-х классов. Диктант в этой технологии – это короткая работа, состоящая обычно из пяти заданий. Задания должны быть такими, чтобы ответы на них были краткими. Использую разные приемы написания диктанта. Прием первый – к началу урока на ученических столах лежат чистые листы бумаги (в половину тетрадной страницы) и такого же размера листы копировальной бумаги. В самом начале урока учитель включает магнитофон. Звучат вопросы. Ученики отвечают на них в контрольных листах, наложенных через копирку на рабочие листы, после слов “диктант окончен”, контрольные листы с ответами сдаются учителю, проверяются позже, а правильные ответы демонстрируются на доске, по копиям ученики проверяют свою работу. Правильные ответы отмечают знаком “+”, неправильные – минусами, не вполне правильные - плюс-минусами. Если у учителя нет магнитофонной записи, то диктант просто проводится под диктовку. Прием второй – к доске вызывается ученик (если в классе имеется распашная доска), он пишет ответы на скрытой части доски, а после диктанта его записи используются для проверки работы.

Способы проверки и оценки диктантов можно менять. Ученики не сдают листы учителю, а сами сверяют свои ответы и сообщают результаты учителю. Иногда это взаимопроверка. Ученики, писавшие один и тот же (диктант) вариант парами, обмениваются своими листами, ставят плюсы или минусы в листы другого ученика.

Первый год проводила диктанты каждый второй урок, сейчас провожу каждый третий урок. Диктанты составляю сразу на учебный год, вопросы в диктанте – это в основном важные географические термины, которые должны знать ученики по окончании данного класса. Один и тот же вопрос в учебном процессе повторяется 2-3 раза. “Повторенье – мать ученья” - это одна из известных педагогических истин. К.Д. Ушинский считал, что повторенье – важнейшая часть учебного процесса, повторяя ранее изученный материал, учащиеся запоминают его лучше. По данной технологии считается, что повторять материал нужно не сам по себе, а в связи с изучением нового.

Таблица результатов проведенных диктантов за 2005-2006 учебный год в 6-А классе

Номер диктанта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Результаты в процентах

95 100 91 82 80 75 75 65 64 70 74 71 68 69 60 75 78 89 90 92 89 10

Таблица результатов проведенных диктантов за 2006-2007 учебный год в 7-А классе

Номер диктанта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14 15 16 17 18 19 20

Результаты в процентах

94,4 100 93,8 66,7 66,6 78 85 70 66,6 75 60 57 75 73 57 55 72 63 80 95

Таблица результатов проведенных диктантов за 2007-2008 учебный год в 8-А классе

Номер диктанта

1

2

3

4

5

6

7

8

Результаты в процентах

80

75

73

76

67

70

78

-

Аналитическая таблица учета знаний учащихся одного класса за три года показывает, что ЗУН первых диктантов выше, чем в середине учебного года. Это и понятно, что в начале еще не так много терминов изучаемых тем, а затем материал усложняется и ЗУН понижается, но к концу учебного года картина меняется.

Второй этап одноурочного цикла – это изложение нового материала. На него отводится не более 15 минут. Учитель рассказывает материал и фиксирует на доске конспект, а дети переносят конспект в свои тетради.

Важное примечание конспектов открыто донецким учителем В.Д. Шаталовым.

Разрабатывая конспекты по данной технологии, нужно соблюдать к нему дополнительные требования, например, требование краткости.

Конспект может появиться на доске в разное время. Можно заготовить его заранее и перед изложением сказать: вот о чем мы будем сегодня говорить. Можно открыть заготовленный конспект после изложения “вот краткая запись того, о чем мы будем говорить”. А можно составлять конспект по ходу изложения с помощью системы “да-нет”, учитель добивается всеобщего участия в беседе по излагаемому материалу, на следующий урок воспроизводят тот же конспект , для учащихся 7х и 8х классов разработаны конспекты заранее.

Опытно-экспериментальная работа – это исследовательская деятельность, поэтому сравнив результаты работы в классе, где использую технологию учебных циклов с классом, где эта технология не применяется постоянно, я увидела, что результаты намного выше проведенных диктантов по одним и тем же темам учебного материала.

Так, по теме “Литосфера и рельеф Земли” качество знаний составило в классе, где постоянно используется технология 100 %, а обычном классе – 71 %, по теме “Мировой океан – главная часть гидросферы” - 93,8 % и соответственно 64,8 %, а по теме “Освоение Земли человеком” - 66,7 % и 58 %.

Опыт моей работы также показывает, что обучение с применением конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь. Именно система применения конспектов направлена на улучшение результативности учебного процесса, именно в этом классе конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации.

В классе учатся дети с различными способностями к нашему предмету, с разными характерами и темпераментами, с различной общей культурой, с разным умением трудиться. Я стремлюсь учесть их личностные особенности.

На каждом этапе обучения предоставляю всем ученикам класса равные возможности, давая им одинаковые обязательные задания. Но задания необходимо давать лесенкой трудности, и пусть каждый ученик доберется до той ступеньки, на которую он сегодня способен. А вот если он показал особо выдающийся или, наоборот, особо слабый результат, вот тут-то будут нужны особые приемы работы. Чтобы работать со слабыми или сильными учениками использую карточки с заданиями. Именно с помощью карточек легче всего индивидуализировать работу в классе, дифференцировать уровень преподавания. Технология учебных циклов срабатывает и здесь потому, что в карточке включаю такие вопросы, которые требуют доработки, а вопросы беру из анализа написанных географических диктантов. В кабинете географии имеются не только карточки, но и настенные таблицы, экранные средства обучения, карты, дополнительный справочный материал. Без этих средств обучения работать по технологии непросто, требуется много времени при подготовке к урокам и много энергии при ее проведении. В своих разработках уроков я указываю наглядные пособия, которые позволяют более эффективно проводить учебный процесс. Наглядность нужна прежде всего для достижения доступности изложения нового материала. Очень важным требованием к изложению нового материала является научность изложения. В наше время научный уровень учебников весьма высок, но изложение нового – это непросто сообщение научных фактов, но и ориентировка в предстоящей деятельности. А здесь учебники не всегда помощники. В учебниках географии очень много терминов и их нужно называть так, как они названы в учебнике. Учитель должен понимать, что важно в курсе географии запомнить, а что в учебнике дано для использования лишь мотивации учебного процесса. Учитель безукоризненно должен владеть умением анализировать текст учебника, выделяя из него главное и четко классифицируя весь остальной текст.

После изложения нового материала провожу закрепление, за оставшееся 5-10 минут в форме краткой самостоятельной работы, включающей теоретические вопросы и необходимые типовые задания. Это может быть и работа с контурной картой, и заполнение таблицы, и разгадывание кроссвордов, загадок, да и просто беседа по изученному материалу. Как видно, все четыре этапа одноурочного цикла включают в себя в сокращенном варианте принципиальное содержание учебного цикла. К тому же одноурочный цикл проводится так, что каждый ученик занят на каждом этапе и отчитывается о своей работе в письменном виде. Труден путь к успеху. Что дает нам силы? Конечно же вера в учеников, идущих с нами по этому пути. В качестве примера привожу разработку урока одноурочного цикла географии 6 класса.

6 класс.

Тема: Мировой океан и его части.

Цели и задачи продолжить формирование общих представлений о водной оболочке Земли, познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями и закрепить уже известные термины; познакомить учащихся с Мировым океаном и его основными частями, выяснить значение экологических проблем океана, продолжить формирование у учащихся умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта.

Оборудование: карта полушарий, карта России, диафильм “Значение морей и океанов”, атласы 6 класса, контурные карты.

План урока

  1. Организационное начало урока.
  2. Проверка пройденного материала – географический диктант:
  1. Назовите самые высокие горы (Гималаи)
  2. Укажите основные формы рельефа (горы, равнины)
  3. Угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности (азимут)
  4. Линии, проведенные на карте, параллельно экватору, называются …(параллели)
  5. На поверхности Земли над очагом землетрясения расположен:

а) вулкан

б) гейзер

в) кратер

г) эпицентр (эпицентр)

  1. Проверка диктанта учащихся
  2. Изучение нового материала
  3. Учитель предлагает совершить воображаемое путешествие из г. Владивостока до острова Шри-Ланка. Учащиеся называют водные объекты: моря, проливы, заливы, океан (Японское море, Восточно-Китайское море, Малаккский пролив, Бенгальский залив, Индийский океан).

    Учитель подводит учащихся к мысли о том, что они должны узнать море, океан, залив, пролив, а так как мы проплыли мимо островов, полуостровов, то выясняем и эти географические объекты. Моря, заливы, проливы, океаны – это части Мирового океана. Наша тема урока “Мировой океан и его части”.

  4. Рассказ у учителя о Мировом океане, его частях. В итоге объяснения получается краткий конспект новой темы.
  5. Мировой океан – основная часть гидросферы

    Часть Мирового океана – океан (их четыре)

    Учащиеся показывают океаны, учитель обращает внимание как правильно показывать океаны, дает краткую характеристику океанам и знакомит с Южным океаном.

    Часть океана – море (внутреннее и окраинное).

    Учитель беседует с учащимися о морях, ученики определяют где море внутреннее, а где окраинное, какие моря омывают Россию, частями каких океанов эти моря являются, какие океаны омывают нашу страну, а какое море самое близкое.

    Затем идет просмотр диафильма “Значение морей и океанов”.

    После выясняют, в чем же значение морей и океанов.

    После этого учитель говорит, что хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению акватории Океана. Особенно загрязнены воды у берегов США, Японии, где расположены крупные города, промышленные районы.

    Космическая съемка Земли показывает, что 1/3 всей поверхности океана покрыта масляной нефтяной пленкой. Признаки загрязнения вод обнаружены даже у берегов Антарктиды. В крови пингвинов, живущих в Антарктиде, был обнаружен ядохимикат ДДТ. Он был вынесен с полей через реки и моря в океан. Там он попал в организм рыб, которыми питаются пингвины. Таким образом, экологическая проблема является международным делом. Далее учитель продолжает объяснение: часть моря (океана) – залив (приводит примеры разных заливов, затем спрашивает у учащихся отличие моря от залива).

    Все части могут соединяться проливом (дает определение пролива, кратко сообщает о некоторых проливах). После этого учащиеся работают с учебником, выбирают из текста названия морей, заливов, проливов. Географические объекты заранее выписаны на доске.

  6. Работа с контурной картой: обозначение заливов, проливов, морей (в это время учитель проверяет диктант).
  7. Формирование понятий остров, архипелаг, полуостров. Учитель напоминает ребятам, что во время путешествия они проплывают мимо островов, полуостровов, материков. Знакомит с понятиями материк, остров, архипелаг, полуостров. Проводится беседа об отличии острова от материка, частями какого материка являются полуостров Аравийский и Камчатка?
  8. Продолжение работы с контурной картой. Учитель в это время объявляет результат диктанта.
  9. Работа с учебником, стр. 81 описать море по плану (Черное море), данному в книге.
  10. Д/з: учить §25, знать определения, уметь показывать по карте географические объекты, описать море.
  11. Закрепление изученного на уроке
    1. Что такое гидросфера?
    2. Что такое море?
    3. Что такое океан?
    4. Что разделяет Берингов пролив? Что соединяет?
    5. Что такое остров?
  1. Подведение итогов урока.