Методические рекомендации подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Разделы: Математика


Слово "test" в переводе с английского языка означает испытание. Проверка знаний выпускников средней школы представляет собой экзаменационную тестовую работу, которая состоит из двух частей. В первой части 16 заданий, во второй - 5. На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут). На выполнение первой части работы 1 час (60 минут). По истечении этого времени учащиеся сдают первую часть работы и приступают к выполнению второй части, на выполнение которой отводится оставшееся время - 3 часа (180 минут).

Как показала практика последних лет, объективность мониторинга знаний учащихся в форме теста (в определенной мере), соответствует действительности.

Как девятикласснику лучше подготовиться к сдаче итоговой аттестации?

Опыт работы многих учителей математики показывает, что обычное "натаскивание" при решении большого количества вариантов тестов прошлых лет не дает желаемого результата. У учащихся не формируется устойчивое знание предмета. На экзамене, при выполнении задания, ребенок стремится вспомнить, автоматически воспроизвести соответствующее решение задания в памяти, а не ищет подходов к его выполнению. Научить учащихся основным приемам, рассуждениям, подходам к решению тех или иных заданий, применять, пусть даже небольшой, собственный запас знаний - главная задача учителя.

Подбирая тестовые задания к определенной теме школьной программы, учителю желательно использовать принцип "от простого к сложному".

При выполнении заданий учащимися, в одной ситуации, необходимо указывать уровень сложности задания, при этом добиваться четкого соблюдения регламента времени. В ином случае, объявлять уровень сложности задания только после его успешного выполнения, при этом следует обратить внимание учащихся, на то, что они самостоятельно выполнили задания из второй части работы. Такой подход при спланированном подборе заданий придает учащимся уверенности в собственных силах, повышает их самооценку.

Навыки сдачи теста желательно отработать до автоматизма. Необходимо научить учащихся:

  • начинать выполнение работы с просмотра всех 16 заданий первого уровня. Отметить для себя те задания, которые не вызывают затруднений. Эти задания необходимо выполнить первыми.
  • постоянно контролировать время выполнения каждого задания.
  • оценивать степень сложности того или иного задания, разумно оценивать свои возможности при решении заданий.
  • выделять варианты решений по степени их разумности и соответственно сужать выбор между ответами до минимума.
  • применять при необходимости подстановку данных ответов в задание, которые приведут к верному результату.

Есть несколько причин низкого качества выполнения тестовой работы учащимися.

Одна из них - быстрое возникновение физической и умственной усталости, из-за большого и непривычного для учащихся времени, отводимого для решения тестов.

Другой причиной можно считать потерю большого объема времени, при выполнении заданий из первой части с подробными обоснованиями каждого шага рассуждений.

Третья причина - отсутствие у большинства учащихся навыков устного счета.

Итак, учащимся нужно объяснить, что для успешного написания экзаменационной работы в форме ЕГЭ, необходимо рационально организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в выборе посильных заданий, в их оформлении. Такие действия учителя помогут выпускникам подготовить себя психологически к процессу тестирования, укрепят в учащихся чувство уверенности в себе.