Разработка занятия по изобразительному искусству на тему "Почему у глухаря глаза и брови красные"

Разделы: МХК и ИЗО


Возраст учащихся: семь лет.

Место проведения занятия: музей ненецкой культуры МОУ ДОД "Детская школа искусств №2"

Тема: "Почему у глухаря глаза и брови красные".

Тип занятия: комбинированный.

Цель: "Вдохновить учащихся к творческой деятельности. Совершенствование навыков работы восковыми мелками. Воспитание нравственного отношения у детей к природе родного края".

Образовательные задачи:

  • отрабатывать навыки работы восковыми мелками при изображении глухаря;
  • раскрыть внешний вид глухаря через сказку;
  • дать общее представление о видах птиц ЯНАО, используя загадки и зрительные образы птиц.

Развивающие задачи:

  • впечатлить учащихся на творческую деятельность;
  • способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные задачи:

  • формировать эстетический вкус и нравственное отношение к природе;
  • содействовать повышению значения книги в учебном процессе и в жизни школьников.

Материалы и оборудование.

Для учащихся - бумага формат А3, простой карандаш, восковые мелки, мольберты.

Для преподавателя - компьютер, презентация по теме урока, запись голосов птиц.

Структура занятия.

  1. Организационный момент - 1 минута.
  2. Объяснение нового материала - 12 минут.
  3. Самостоятельная работа - 20 минут.
  4. Физкультурная минутка - 2 минуты.
  5. Анализ работы учащихся - 3 минуты.
  6. Подведение итогов урока - 2 минуты.

Ход занятия

(СЛАЙД №1 с отображением темы занятия)

Преподаватель. Здравствуйте, ребята! Желаю всем доброго дня. Сегодня у нас необычное занятие. Кто догадался, чем оно необычно?

Ученик. Занятие проводится в музее.

Преподаватель. Да, необычно оно тем, что мы его проведем здесь в музее ненецкой культуры нашей школы искусств. Мы не зря здесь оказались. Кто выскажет свои предположения, на какую тему у нас с вами будет идти сегодня речь, и что мы изобразим в рисунках?

Ученик. Мы будем говорить о природе нашего края, о ненцах, о животных.

Преподаватель. Правильно, тема будет связана с родным для нас краем, Ямало-Ненецким автономным округом, и мы раскроем одну из прекрасных его сторон. А сформулировать точно тему нам помогут загадки.[1]

Презентация.

1. Кукушка

Кто в лесу у нас гадает,
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее ... (кукушка)

(СЛАЙД №2 с изображением кукушки)

2. Сова

Ненецкая литературная загадка автор П. Явтысый. [2]

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки - от неё:
(Сова)

(СЛАЙД №3 с изображением полярной совы)

3. Утка

Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)

(СЛАЙД №4 с изображением утки)

4. Рябчик

Он от мороза в снег зароется
И от охотников он скроется.
А если на глаза он им покажется -
Вдруг зарябит у них в глазах,
А он уж далеко окажется.
(Рябчик)

(СЛАЙД №5 с изображением рябчика)

5. Гусь

Крылатый, горластый - красные ласты.
В воде купался - сух остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки.
(Гусь)

(СЛАЙД №6 с изображением гуся)

6. Глухарь

Кто средь птиц лесных "глухой",
А не подпустит ближе.
Кто красуется, как царь,
Брови - красно - рыжи.
(Глухарь)

(СЛАЙД №7 с изображением глухаря)

Преподаватель. Теперь догадались, о ком пойдет речь?

Ученик. Будем говорить о птицах.

(СЛАЙД №8 со всеми угаданными птицами на фоне карты ЯНАО)

Преподаватель. Все эти птицы живут у нас на Ямале. Каждая по-своему хороша. Каждая имеет свои особенные характерные черты. Из тех птиц, которые вы угадали, какая есть в нашем музее?

Ученик. Глухарь.

(СЛАЙД № 9 с изображением глухаря)

Преподаватель. Вот мы его сегодня и нарисуем, и узнаем о нем много интересного.

А тема нашего занятия: "Почему у глухаря глаза и брови красные"

(СЛАЙД №10 с акцентом на тему занятия)

Действительно, почему у глухаря глаза и брови красные? Кто из вас знает? Кто догадывается?

Ученик. (Предполагается отрицательный ответ учащихся)

Преподаватель. Кто нам может помочь узнать?

Ученик. Вы нам поможете, родители, компьютер, энциклопедия, книга.

Преподаватель. Нам может помочь книга. Про книгу говорят, что она источник знаний. В книгах можно найти много интересного и полезного. В книге "Северные родники" есть литературная сказка Василия Лебедева "Почему у глухаря брови красные?" [2] Прочитав, её мы сможем узнать об этом?

Ученик. Да, сможем.

Преподаватель. Давайте вспомним, может вам мамы, бабушки, дедушки рассказывали, почему у глухаря глаза и брови красные?

Ученик. (Предполагается отрицательный ответ учащихся)

Преподаватель. А я знаю сказку о глухаре и рябчике.

Отрывок из сказки "Глухарь и рябчик". [3]

Мне рассказывал мой дедушка, моему дедушке - его дедушка, его дедушке - его дедушка, а его дедушка... Вот как давно это было!

В незапамятные времена прилетели из тёплых краёв утки и гуси и стали рассказывать про заморское житьё-бытьё. Кто слушал, кто не слушал, а глухарь с рябчиком слушали, и очень им хотелось повидать неведомые края.

Пришла осень, хвоя на лиственницах пожелтела, стали утки с гусями в дорогу собираться.

- Возьмите и нас с собой! - попросились глухарь с рябчиком.

- Нет! - сказали гуси и утки. - Вы больно тяжелы, далеко не улетите. Зимуйте в тайге, а весной мы прилетим и расскажем, что видели, о чём слышали.
Заплакали глухарь с рябчиком. Так горько и долго плакали, что не только глаза, но и брови у них стали красными.

Пожалели друзей утки и гуси, дали им по перышку, чтоб теплей зимовать было.

С той самой поры у всех глухарей и рябчиков глаза и брови красные и перьев на них с три вороха.

Преподаватель. Вот вы прослушали отрывок из сказки. Ответьте на вопрос, отчего же у глухаря глаза и брови красные?

Ученик. Глухарь и рябчик много плакали.

Преподаватель. Почему глухарь и рябчик плакали?

Ученик. Их утки и гуси с собой не взяли на юг.

Преподаватель. Как утешили друзей утки и гуси?

Ученик. Подарили им свои перья.

Преподаватель. А вы помогаете своим друзьям в трудной ситуации?

Ученик. Всегда помогаем.

Преподаватель. Молодцы!

(СЛАЙД № 11 с изображением глухаря)

Преподаватель. Посмотрите на глухаря. Какие перья ему дали утки, а какие гуси?

Ученик. Зеленые перья - утки, а перья крыльев - гуси.

Преподаватель. Какие особенности есть еще во внешнем виде глухаря?

Ученик. Большой красивый хвост, мощный клюв.

Преподаватель. Обратите внимание на форму клюва, крыльев, хвоста, туловища птицы. Кто попытается её описать?

Ученики пытаются рассказать о форме птицы.

Преподаватель. Вот мы и определили, как выглядит глухарь, это вам поможет нарисовать его правильно.

(СЛАЙД №12-13 с изображением глухаря художниками)

Преподаватель. Обратите внимание на экран, и вы увидите, как художники изобразили глухаря. Одни нарисовали его таким, как он выглядит на самом деле, передав с точностью всё его величие и красоту, а другие применили для его изображения фантазию. А как каждый из вас нарисует эту удивительную птицу, мы увидим в конце занятия.

Возьмите в руку простой карандаш и приступайте к работе. Голоса птиц, которые вы сейчас услышите, помогут вам оказаться в лесу, где живет глухарь.

(Включается запись с голосами лесных птиц)

(СЛАЙД № 14 с темой занятия)

Во время самостоятельной работы преподаватель напоминает ученикам, как работать простым карандашом и цветными восковыми мелками, следит за их осанкой, рассказывает интересные факты из жизни глухаря, проводит физкультурную минутку.

Физкультурная минутка

Текст стихотворения

Описание движений

Чудеса у нас на свете -
Стали птицами все дети.
Как сова на сук присели.
Словно утки, полетели:
Покружились над лесами,
Помахали всем крылами.
Как глухарь теперь не слышат.
Дружно вытянули шеи
И как гуси, зашипели - "Ш-ш-ш!"
Как кукушка, сосчитали -
"Ку-ку, ку-ку, ку-ку!"
И обратно детьми стали.
Потянулись, улыбнулись.
И к работе вновь вернулись.
Подняться.
Приседание.
Руки в стороны. Качать руками.
Размахивать руками.
Выполнить движения в соответствии с текстом.
Закрыть ладонями уши и поворачивать голову.
Наклониться вперед, голову поднять.
Издать звук: "Ш-ш-ш!"
Издать звук: "Ку-ку, ку-ку, ку-ку!"
Выполнить движения в соответствии с текстом.

По завершению самостоятельной работы, преподаватель проводит анализ детских работ и подводит итог занятия, работы учащихся помещаются на импровизированную выставку.

Преподаватель. Молодцы! Вы все успешно справились с работой. У каждого получился особенный рисунок, кто-то проявил фантазию, кто-то нарисовал реального глухаря. Напомните мне, как выглядит глухарь?

Ученик. Красные глаза, брови, красивый хвост, перья уток и гусей.

Преподаватель. Ребята, если вам надо что-то узнать, где вы сможете узнать об этом?

Ученик. В книге.

Преподаватель. Я хочу вам сказать, что есть такая Красная книга, куда заносятся растения и животные. Как вы думаете, зачем их заносят в эту книгу?

Ученик. Они исчезают и их охраняют.

Преподаватель. Некоторых животных и растений осталось так мало, что они нуждаются в защите, поэтому и придумали такую книгу, где собраны все исчезающие и малочисленные виды животных и растений. У нас на Ямале тоже есть такая книга. И туда занесён глухарь. Я предлагаю в нашей студии завести красную папку (показывается красная папка), где мы будем собирать рисунки исчезающих животных и растений. Открыв такую папку, мы будем знать, что они нуждаются в нашей защите.

Дома нарисуйте загадку той птицы, которая понравилась вам больше всех сегодня на занятии. И обязательно прочтите литературную сказку Василия Лебедева "Почему у глухаря брови красные?". Следующее занятие мы начнем с просмотра ваших работ.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за интересную беседу и красивые рисунки. Я буду очень ждать вас на следующем занятии.

Используемая литература и источники.

  1. Детское творчество и развитие - http://detkam.e-papa.ru/zagadki/.
  2. Федорова Л.В. Северные родники - Сыктывкар,1995 год.
  3. Оленный народ - Виртуальный музей коренных оленных народов Прибайкалья - http://www.etnografia.ru/aborigen/1_tofa/culture/skazka.htm.