Роль родителей в формировании познавательной активности учащихся

Разделы: Социальная педагогика


Настоящее материнство и отцовство -
это труд души и только потом рук.

Мы - люди разных профессий, но главная из них - родитель! Как и в любой другой профессии, в ней необходимы определенные знания, умения и навыки, а главное, желание быть хорошим родителем. На сегодняшний день хороший родитель - это компетентный родитель!

Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней, что, в конечном счёте, меняет отношение родителей к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Родители - частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку или поставить сказку.

За последние 23 года работы классным руководителем мною выпущено 7 классов, 6 из которых обучались по системе РО Л.В.Занкова, в данное время - классный руководитель 1 класса.

Цели:

  • работа над целостным развитием личности ребенка с учетом его индивидуального комплекса;
  • осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников, поддержка инициативы и самостоятельности детей, развитие творческих способностей.

Задачи:

  • Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;
  • Предложить рекомендации в форме практикума развития познавательных процессов.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.

Какова система моей работы?

Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.

Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

Анкетирование родителей.

Посещение детей на дому.

Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

Организация родительского самоуправления.

У каждого учителя 1 класс - это особенный класс. Сначала составляется список детей. Ведутся беседы с заведующим, воспитателями детских садов, проводится собеседование и тестирование готовности ребенка к школе, при этом учитываются интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностно-социальная готовность, даются рекомендации родителям, заполняется протокол.

Принимая первый класс, я в течение года внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. С целью изучения семьи провожу разного рода анкетирования и составляю социальный паспорт класса .

Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие годы. Таким образом, с самого начала твердо определяю, к какому конечному итогу хочу прийти.

Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

учитель родителям старается дать то, что требует и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);

  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
  • учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  • учитель надеется на победу добра в душе ребёнка;
  • учитель делится накопленным педагогическим опытом.

В своей работе использую как традиционные формы работы с родителями, так и нестандартные. Хотела бы остановиться на родительских собраниях, тематика их разнообразна, например: "Цели и задачи первого года обучения", "Профилактика детского дорожного травматизма", "Жизнь ребенка и его успехи в школе", "Стили воспитания", "Отец и воспитание детей", "Книга в семье и духовное развитие ребенка" и т.д.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, представление творческих работ учащихся. Я убеждена в том, что родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать. Для каждого собрания делается подборка разных советов и рекомендаций. Например:

ПАМЯТКА

Если:

  • : ребёнка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
  • : ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
  • : ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
  • : ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
  • : ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
  • : ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
  • : ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
  • : ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
  • : ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Иногда родительские собрания проводятся в необычной форме. Это - собрания-конференции, турниры, встречи любителей природы. Так, при выпуске одного из классов провела итоговое родительское собрание в виде Турнира Знатоков, в котором приняли участие и дети, и родители. Заданиями игры были темы уроков по программе начальных классов. В первом туре игры приняли участие все пары - родитель и ребенок. Во второй тур вышли 6 семей. Эта игра показала, как   родители занимались с детьми. В перерывах между турами ребята приветствовали родителей музыкальными номерами.

Существуют самые разные нестандартные формы работы с родителями. Для того, чтобы эти формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать работу именно в начальной школе. Следует заметить, что самыми результативными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: "Золотая осень", "Встреча Нового года", 8 Марта и 23 февраля, спортивные соревнования "Мама, папа и я - спортивная семья", "Веселые старты", конкурсы "А ну-ка, мальчики!". Родители помогают нам в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсов интеллектуального характера. В последние годы в нашем классе прижились такие праздники как День святого Валентина, День Матери, День Земли. Так, ученица нашего класса Манкевич Кристина заняла III место в городском конкурсе сочинений "Мама, милая мама".

Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Мы предлагаем наиболее интересную и достаточно новую, на наш взгляд, форму работы с родителями - это семейные вечера. Семейные вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог начальной школы. Эта форма работы прекрасно сплачивает родительский коллектив. Семейные вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Огромную неоценимую помощь оказывают нам родители в подготовке детей для участия в различных конкурсах, исторических чтениях и НПК. Первый мой ребёнок, который решил заняться поисковой работой, был Серёжа Шихалев, ученик 3-го класса. Он подготовил работу "Мои родные и близкие в истории города" и выступил на школьной научно-практической конференции, а в 4-м классе, доработав свою работу, был участником городских исторических чтений по теме "История семья в истории города и района". Работая над данной темой, они с мамой Еленой Геннадьевной, открыли для себя историю своей семьи, семьи Шихалевых и Башмаковых до седьмого колена.

Следующую работу мы сделали с группой детей. Приближалась юбилейная дата Великой Победы. Дети писали сочинения о своих близких и родных, участниках Великой Отечественной войны и о том, что они узнали о страшных военных годах. Эти дети: Конев Алёша, Василевич Паша, Кривой Семён, Андреева Настя и Никита Калашников подготовили работу "Это страшное слово - война" и приняли участие в школьной конференции. На данных фотографиях мы видим фрагменты готовности детей к выступлению и стендовую защиту своих работ. На районную научно-практическую конференцию "Шаг в будущее, юниор!" с защитой своей работы ходили Настя Андреева и Семён Кривой. Были награждены Дипломом участника.

Петрик Анжела, большая любительница собак, решила рассказать о своих верных друзьях. Узнать о разных породах и видах собак, оформить работу помогла дочери её мама, Марина Николаевна, кинолог по образованию. Её работа в прошлом учебном году была представлена на Фестивале творческих и исследовательских работ учащихся "Портфолио". Работа Саши Бабицкой была презентована на районной научно-практической конференции "Шаг в будущее, юниор!". Саша за свою работу получила Грамоту. Такой высокой оценки без помощи мамы, Альбины Ибраевны, трудно было бы ожидать. Окрылённые успехом, отправили свою работу для участия на дистанционной научно-практической конференции Центра дистанционного образования "Эйдос". Саша, как участница, должна была не только представить свою работу и достойно её защитить, но и быть оппонентом работы другого участника, и также принимать участие в работе форума.

Помимо работ в этом направлении, в своей работе с учащимися и родителями, применяем и проектный метод работы не только на уроке, но и вне урока. "За птичьей песней" - так назывался наш проект, который мы разработали во 2-м классе вместе с родителями. Благодаря этому нашему проекту, мы помогли пережить холодную, лютую, сибирскую зиму нашим пернатым друзьям.

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводим анализ работы за год, отмечаем положительные моменты, выявляем лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

Провожая своих деток на следующую ступень обучения, в нашей школе праздник "Прощание с начальной школой" готовят для всех параллельных выпускных классов. Но для меня неизменно одно: каждый раз готовлю буклеты для своих выпускников: собранные за три года рисунки, сочинения, поделки, данные об успеваемости, фотографии - все это оформляется в красочный альбом. Для каждого ребёнка сочиняю пожелание-напутствие в дорогу, что и является неожиданным сюрпризом для детей. На праздник приходят все родители, подводится итог за годы совместной работы. Этой весной, после торжественной части, мы все поехали в музей деревянного зодчества Тальцы, который находится около нашего знаменитого озера - Байкал. В классе 26 детей, а в Тальцах нас всех было 58 человек. Это ли не благодарность за годы совместного сотрудничества.

Проводимая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям - особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям - получить правильное ориентирование, становление личности.

Я уже говорила, что у меня опять 1 класс. Новые дети, новые родители, а ещё и новая школа. В этом учебном году я перешла работать в начальную школу №14, которая расположена недалеко от дома, так сложились обстоятельства. Как сложатся наши отношения - это решит время. Но за эти полгода у нас уже прошло несколько классных и внеклассных мероприятий: праздники "Здравствуй, школа!", "Посвящение в первоклассники", "С днём рождения, школа!", День Здоровья с выездом всей школой в оздоровительный лагерь "Орлёнок", окончание 1-ой учебной четверти отпраздновали в детском трудовом лагере "Крылатый". Родителями была продумана спортивно-развлекательная программа и сладкий стол. Каково же было удивление и восторг у детей, когда они увидели, что кормить их будут солдатской кашей, да ещё кто - настоящие солдатские повара. Это нам организовал папа Василисы Прохоровой, который служит в воинской части в рамках шефской помощи. Перед встречей Нового 2009 года родители смогли организовать детям поездку на губернаторскую ёлку, которая проходила в областном центре, в городе Иркутске, в здании драматического театра им. Охлопкова.

Много у нас задумок впереди - это прощание с "Азбукой", 23 февраля, 8 Марта: Всё начинается сначала: Но ничто не повторяется вновь, опять как будто в первый раз в первый класс: Жизнь продолжается: