Урок по технологии развития критического мышления "Начало парламентаризма в России"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей становления российского парламентаризма, роли представительного органа в системе власти в Российской империи;
  • Обеспечить развитие у учащихся умения выделять узловые моменты своей и чужой деятельности как целого;
  • Содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

Стадия вызова.

Вступительное слово учителя: Сто с небольшим лет прошло с тех пор, как в России появился парламент. (Называется тема урока) Слово парламентаризм и будет ключевым на нашем уроке. Пропишем в назывном порядке личностные представления о нём.

Стадия осмысления.

- Российская империя начала ХХ века являла собой клубок острейших социальных, национальных, политических противоречий. Считая самодержавие наилучшей, исторически оправданной, формой правления, Николай II под воздействием революционных событий в стране вынужден был проводить реформы.

6 августа 1905 года издаётся Манифест о создании законосовещательной Думы. Но народ бойкотирует выборы в такую Думу. Тогда 17 октября 1905 года император подписывает Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка".

- Какие изменения в политической жизни российского общества должны были произойти согласно этому документу?

(Учащиеся знакомятся с текстом документа, ищут ответ на вопрос)

- Итак, после обнародования Манифеста, Россия из самодержавной монархии должна превратиться в парламентарное государство с представительным законодательным органом - Государственной Думой; подданные Российского императора, приобретая гражданские и политические права, становятся гражданами. Легализуется деятельность существующих партий, появляются новые.

- Неотъемлемым признаком любой партии является наличие программы, в которой изложены цели деятельности и способы их достижения. Группы должны обсудить и записать основные пункты своих программ. Каждая из групп выражает взгляды определённого политического течения: консерваторов, либералов или радикалов.

Учащиеся работают в левых колонках "Предположения" "бортовых журналов". Группы знакомят друг друга с результатами своей деятельности. Затем учащиеся получают информацию о политических партиях России и их программах и пополняют "бортовой журнал", внося сведения в правую колонку "Новая информация".

Познакомившись с программами, выстраивают ряд из названий политических партий таким образом, чтобы степень их умеренности усиливалась слева направо.

- В марте 1906 года прошли выборы в 1 Государственную Думу - нижнюю палату российского парламента. Верхней палатой был определён Государственный Совет. Половина членов Госсовета назначалась императором, половина избиралась, причём ? мест было у помещиков. Поскольку, по мнению чиновников, Дума может оказаться "склонной к крайностям", то предполагалось превратить Госсовет в буфер между императором и Думой. Сами выборы были не всеобщими. Исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие, ряд нацменьшинств; не равными. Один выборщик приходился от землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90; не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхстепенными. Тем не менее, большинство мест в нижней палате парламента получили сторонники либеральных взглядов.

- Группы, выберите по 2 своих представителя в качестве депутатов в 1 Государственную Думу. (По два представителя от каждой группы садятся в центр)

- Господа депутаты, одним из важнейших вопросов для России является земельный вопрос. Предложите свой вариант аграрного законопроекта: 2 группа - от имени кадетов, 3 группа - от парламентской группы трудовиков (крестьянских депутатов, находившихся под сильным влиянием эсеров), 1 группа - от имени правительства выскажите своё мнение по поводу данных проектов. (Слушаются прения)

- Как вы думаете, чем закончатся дебаты в Государственной Думе по данному законопроекту? (Выслушиваются версии учащихся)

- Давайте проверим наше предположение? (Предлагается фрагмент текста о разгоне Думы)

- Почему, на ваш взгляд так произошло?

- В чём особенность (слабость) российского парламентаризма? Сравним с западной моделью. (Для сравнения предлагаются 2 схемы "Структура высших органов власти")

Вносятся дополнения, изменения, поправки в кластер.

- Перейдём к особенностям оформляющегося в России парламентаризма. (Учащиеся делают выводы: правительство не ответственно перед парламентом, зависит от монарха, император может распускать неугодную ему Думу; выборы - не всеобщие, не равные, не прямые; большинство партий находится в оппозиции к самодержавию; права и свободы граждан - нарушаются исполнительной властью и т.п.)

 Стадия рефлексии.

Учитель просит учащихся высказаться об уроке, о себе на этом уроке, об одноклассниках, учителе. Можно использовать начало любой из фраз:

- Самое интересное было:.

- Я бы мог (ла), но не спросили:

- Мне понравилось:

- Мне бы хотелось:

- Если бы я был учителем:

- Мне показалось интересным (необычным), что:

Приложение.