Поиск оптимальной методики обучения действию умножения на основе непрерывного формирования мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т.п.)

Разделы: Начальная школа


Уверенный навык умножения однозначных чисел – одно из важнейших базовых умений при освоении математики в начальной школе. Это бесспорно. Более чем 20-летний опыт преподавания в начальной школе позволяет мне дать несколько полезных рекомендаций молодым учителям, а, главное, обязывает меня предостеречь их от непростительной ошибки поспешного введения на уроках знаково-символической записи действия умножения и его результатов. И уж во всяком случае, не спешите с заданием типа: «К завтрашнему дню выучить первый столбик…» К сожалению, надежда на механическую память ребёнка при усвоении таблицы умножения – величайшее заблуждение многих моих коллег. Нередко и родители первоклассников-второклассников с гордостью произносят: «Мы всё лето учили таблицу умножения!» Большего вреда для интеллектуального развития ребёнка и представить себе трудно.

«Плохой учитель сообщает истину, хороший – учит её находить!» – говорил немецкий мыслитель-педагог А. Дистерверг. В этой статье я предлагаю оптимальную методику обучения действию умножения, руководствуясь этим бесспорным утверждением.

Работу над усвоением этой темы разбиваем на тринадцать этапов. Сколько уроков уделить каждому этапу – это решает сам учитель.

  1. Нахождение суммы одинаковых слагаемых.
  2. Узнавание сумм одинаковых слагаемых на сюжетных картинках. Представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.
  3. Замена сложения одинаковых слагаемых умножением (введение нового символа «·» ).
  4. Решение задач на нахождение произведения как суммы одинаковых слагаемых. Нахождение значений выражений. Решение простых одношаговых задач на дифференциацию арифметических действий умножения и сложения.
  5. Нахождение значения произведения как суммы одинаковых слагаемых.
  6. Ознакомление с названиями компонентов и результатов действия умножения.
  7. Закрепление знания названий компонентов при умножении.
  8. Составление таблицы умножения числа 2 на 1-9.
  9. Решение задач.
  10. Составление таблицы умножения числа 3 на 1-9.
  11. Ознакомление с переместительным свойством умножения.
  12. Составление таблицы умножения чисел 1-9 на 2.
  13. Составление таблицы умножения чисел 1-9 на 3.

Расскажу о некоторых дидактических материалах в помощь ученику.

Cюжетные картинки.

Задания к этим сюжетным картинкам.

1. Запиши выражение для вычисления общего количества предметов на картинке (в виде суммы одинаковых слагаемых).

Эти сюжетные картинки на одном уроке раздаются самим учителем; на другом уроке ученик выбирает себе карточку (из веера картинок, из вазочки, из варежки, из мешочка).

2. С участием этих же карточек устроим конкурс «Юный художник», где младшим школьникам предлагается скопировать карточку на свой лист. Одновременно пойдёт беседа о сумме одинаковых слагаемых при подсчёте количества предметов, собранных в одинаковые группы.

3. «Сочини задание для друга». Поначалу такая проблема ставила детей в тупик. Получать и выполнять задание от учителя или по учебнику – это одно, а самому оказаться в роли сочинителя – это уже совсем другой уровень мышления. Сейчас-то мои дети привыкли к подобным упражнениям и выполняют его с удовольствием, обмениваясь созданными задачками.

Когда мы ввели термин «умножение», пояснили, что значит «умножить», ознакомили с новым символом «·», ещё не один урок нам понадобится, чтобы чётко уложить в сознание детей эту пока ещё чуждую для них информацию. И тут опорой для нас снова послужат сюжетные картинки.

Выбери числовое выражение, соответствующее данной сюжетной картинке.
Дорисуй недостающие группы предметов, cоответствующие данному выражению.
Дорисуй недостающие группы предметов, cоответствующие данному выражению.
Нарисуй картинку в соответствии с этим числовым выражением.

Предлагаю сочинить подобные «задания для друга». Дети обмениваются заданиями, оценивают друг друга. Мои дети осуществляют эту взаимопроверку вполне дружески, корректно.

На этой предварительной стадии привыкания к новому действию непременно предложите и такие карточки-задания:

Задолго до того, как вы произнесёте слова «таблица умножения», полезно научить наших детей уверенно считать группами по 2, по 3

Вы создадите с ребятами последовательность

2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18; 20 (*)

в2

Заботясь о здоровьесберегающих технологиях урока, мы прыгаем парами от нулевой отметки до отметки 2 (карточка на полу) – и так до отметки 20, громко объявляя результаты подсчёта суммы парами. А при выполнении задания 2·6 пара прыгает от нулевой отметки 6 раз до карточки 12.

Придумываю самые различные упражнения для понимания и запоминания этого числового ряда.

Например:

  1. 2; 4; 8 Какое число пропущено?
  2. 20; 16; 14 Какое число пропущено?
  3. Число 16 – которое по счёту в этой (*) последовательности?
  4. Ответы на упражнения типа:
    2·5 =
    2·9 =
    2·7=
    2·10=
    2·4=
    мы находим, пользуясь знанием уже знакомой детям последовательности (*).

Произведение типа 2·9 находим из данной последовательности как девятое по счёту от начала, так и предшествующее последнему числу из (*).

Такой же родной и знакомой должна для детей стать и последовательность, родившаяся из подсчётов тройками

3; 6; 9; 12; 15; 18; 21; 24; 27; 30

Вношу разнообразие в формы подачи материала для усвоения нового действия умножения. Перечислю некоторые из тех упражнений, которые повышают мотивацию к получению новых знаний на уроках математики.

Аквариум. Из аквариума с помощью магнитной удочки дети «вылавливают» рыбок. К рыбкам прикреплены задания для устного счёта:

в4 

Карточки с выдвижными ленточками для выбора ответа.

13

Если ответы подобраны верно, то на обороте карточки выстраиваются по вертикали слова-поощрения: «молодец», «умница» и т.п.

«Умный шнурок». На картонке записано несколько примеров для устного счёта

14

Шнурочком надо правильно соединить числовое выражение в верхней строчке с соответствующим значением на нижней строчке карточки. Если соединения правильны, на обороте не останется ни одной, не покрытой шнурочком, цветной линии.

Кстати, заметьте: мы несколько уроков ещё не знаем, что такое таблица умножения, и что её надо вызубривать; не заглядываем на обложку тетрадочки по математике. Дети пользуются лишь усвоенным ими понятием умножения как результатом сложения нескольких одинаковых слагаемых.

«Умножаем» пока только этим методом!

Собери открытку. На разграфлённом листе бумаги в каждом квадрате написано число; у ребёнка набор разрезанных частей открытки с примерами для устного счёта. Если все вычисления выполнены верно, складывается красочная сюжетная открытки

У меня накоплены также задания такого типа.

Найди значение выражения и приставь карточку к соответствующему выражению.

Если ваш класс оборудован компьютерами, там вы найдёте массу других обучающих упражнений. Замечательные задания придуманы с использованием программы Hot Potatoes. Заботясь о детях, больше используйте в своей практике здоровьесберегающие технологии.

Разумеется, перечислить в одной статье все формы и методы подачи такого сложного материала, как действие умножения, невозможно. Надеюсь, мои советы, предостережения, дидактические материалы к урокам по данной теме пригодятся читателям.

Могу со всей ответственностью сказать, что для моих учеников уроки по теме «Умножение» превратились в увлекательное путешествие по стране математических знаний.

Приглашаю вас на свои уроки!