Интегрированный урок (математика + окружающий мир) "Решение задач на движение. Города России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщение знаний о различных видах движения.
  2. Отработка навыка решения задач на различные виды движения.
  3. Повторение навыка сложения, вычитания смешанных чисел.
  4. Знакомство с историей городов России.

Ход урока

1. Оргмомент.

Тема сегодняшнего урока “Решение задач на движение”. Сегодня на уроке мы будем решать задачи на различные виды движения. Кроме того, мы совершим небольшое путешествие по городам России. Наверное, кто-то из вас уже бывал в тех городах, о которых мы будем говорить, знакомился с их достопримечательностями, а сегодня я немного расскажу вам об истории этих городов. Но об этом чуть позже, а начнём мы с повторения и устного счёта.

2. Устный счёт.

На доске: Найдите 3/5 чисел 65, 75, 80, 95.

30% чисел 1500, 1800, 2400.

Как найти часть числа, выраженную дробью?
Как найти 3/5 числа?
Что такое 1%?
Как найти 30%?
А теперь послушайте и вычислите цепочку?

80 увеличьте в 5 раз, найдите 18%, найдите 2/3, уменьшите в 3 раза, умножьте на 6. (96)

Проверка результатов (3-4 человека)

У кого получился другой ответ? Кто сбился, не успел вычислить до конца?

(Если есть, проверка по действиям.)

3. Повторение величин v, t, s.

Карточка v, t, s.

Какие величины изображены на карточке?

Что такое скорость?

Как связаны эти величины между собой? Как найти расстояние?

Как найти скорость? Как найти время?

Устно задачи:

1). Автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние он проедет за 3 часа? (240 км)

2). Расстояние между 2 сёлами 36 км. С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы преодолеть это расстояние за 2 часа?

(18 км/ч)

3). Расстояние между 2 городами 450 км. Сколько времени потребуется поезду, чтобы преодолеть это расстояние, если его скорость 90 км/ч? (5 часов)

4. Повторение видов движения.

Карточки – схемы движения.
Какое движение изображено?
Какую скорость находим при этом движении?
Как найти скорость сближение (удаления)?

Формулы – на доску.

Назовите величины, встретившиеся в этой формуле.

Что такое d? Что такое s? Что такое v? Что такое t?

Чем отличаются формулы?

5. Решение задачи на встречное движение.

Какой город является столицей России?

А кто знает, в каком году была основана Москва?

Первое упоминание о Москве в летописи (повествование о важных событиях по годам) относится к 1147 году. Этот год и считают годом основания Москвы. История Москвы насчитывает более 850 лет. Сначала это было небольшое деревянное поселение. Вскоре в Москве появились каменные строения. Постепенно город рос, расширялся. К Московскому княжеству присоединялись другие земли. А к концу 15 века Москва становится столицей Российского государства.

Сейчас Москва – самый крупный город России. В Москве проживают около 9 миллионов человек.

Кто знает, какой город называют “северной столицей”?

Северной столицей называют город Санкт – Петербург. И не случайно. В 18-19 веках Санкт - Петербург был столицей России. Этот город не такой древний как Москва. Недавно Санкт – Петербург отметил свой 300 – летний юбилей. Он был основан по приказу царя Петра 1 в 1703 году. Именем Петра город и был назван. В переводе с немецкого “Петербург” - “крепость Петра”. Уже в 1712 году Петербург становится столицей России.

Москва вновь стала столицей лишь 200 лет спустя, в 1918 году.

А теперь прочитайте задачу № 1.

Из Москвы и Санкт-Петербурга, расстояние между которыми 690 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Через сколько часов расстояние между ними сократится до 144 км, если скорость одного поезда 98 км/ч, а скорость другого составляет 6/7 скорости первого?

Что известно в задаче?

Что надо узнать?

Чертёж составляется коллективно.

Как вы будете решать эту задачу?

(Решение 1 ученик у доски)

6. Решение примеров на сложение и вычитание смешанных чисел

А теперь послушайте ещё об одном городе. Он был основан в 1555 году на берегу реки Царица. По названию её назвали и город – Царицын. В 1925 году город был переименован в Сталинград. Наверняка вы слышали о героической обороне этого города в годы ВОВ. Оборона Сталинграда продолжалась 200 дней. Бои велись за каждую улицу, каждый дом. Фашистский блок потерял в этой битве четверть своих сил. К сожалению, город был полностью разрушен, но в послевоенные годы он был отстроен заново. А вскоре получил новое имя. Его вы узнаете, выполнив следующее задание.

Решение примеров на сложение и вычитание смешанных чисел с комментированием, затем самостоятельно.

Л. – ( + ); В. () + (1 – );

Г. + (); Д. 7 – ( + );

О. 6 – + ; А. + ;

Р. + ;

4 5 5
                 

7. Решение задачи на движение в противоположных направлениях.

Задача № 2

Из Москвы в противоположных направлениях (в Санкт -Петербург и Волгоград) вышли 2 поезда и через 4 часа расстояние между ними стало равно 620 км. С какой скоростью двигался поезд в Волгоград, если скорость петербургского поезда 87 км/ч?

Краткое условие – 1 ученик на доске, анализ задачи.

Решение – самостоятельно.

Проверка.

А следующую задачу вы решите по вариантам самостоятельно.

Задача № 3

Из Москвы и Санкт-Петербурга в Волгоград вышли 2 поезда. На каком расстоянии они будут друг от друга через 6 часов, если:

1) Скорость первого – 95 км/ч, а скорость второго – 79 км/ч

2) Скорость первого – 84 км/ч, а скорость второго – 92 км/ч?

Проверка по вариантам.

8. Подведение итога урока.

Задачи, на какие виды движений, мы решали?
Повторение формул.
Что нового узнали о городах?
Что на уроке понравилось?
Оцените свою работу.

Презентация