Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе

Разделы: География


Важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, к стиранию граней между трудом умственным и трудом физическим, играет школа.

Этой цели всецело должны быть подчинено содержание, методы и организация всей школьной работы.

Осуществлению тесной связи обучения с жизнью и повышения уровня воспитания весьма содействует школьное краеведение.

Краеведческая работа открывает учащимся возможность познать свои способности, интересы и склонности, готовиться к сознательному выбору своей будущей профессии и овладеть рядом необходимых для этой профессии знаний и практических навыков.

Краеведческая работа представляет учителю широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения, преодолевать книжность, сухость, отрыв от жизненной практики в преподавании и в знаниях учащихся.

Краеведческая программная работа тесно связана с внеклассной краеведческой работой.

Построение внеклассной работы без тесной связи ее с учебной работой по программам, сможет не только привести к перегрузке учащихся, но и отвлечь их внимание от основного содержания учебных программ, что неизбежно затрудняет учащимся овладение прочными и глубокими знаниями основ наук.

В результате краеведческой работы в течение всех лет обучения в школе у учащихся должна сформировываться и система знаний о родном крае. Учащиеся должны узнать о важнейших естественных ресурсах края, его промышленности, сельском хозяйстве, людях, их труде, быте, о социально-экономическом и культурном развитии края. Эти знания должны дать ребятам ясное представление о современном «лице» края, о его отличительных способностях, его месте и значении в хозяйстве, экономике, историческом и культурном развитии нашей России.

Система знаний о крае у учащихся формируется в школе постепенно, начиная с изучения родного края на классных и внеклассных занятиях еще в первых классах.

В средних и старших классах сведения о родном крае расширяются и углубляются.

Школьное краеведение касается ряда предметов, но я остановлюсь на географическом краеведении.

Как любая система, географическое краеведение представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях.

Школьная география пронизана элементами краеведения. Рассмотрим элементы краеведения в содержании школьного курса географии 6 класса.

Программа географии в 6 классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых, способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.

Уже на первом уроке, знакомя учащихся с целью и задачами изучения курса, Я восстанавливаю в памяти детей методику организации метеорологических и фенологических наблюдений и решаю в связи с этим ряд организационных задач.

Наблюдения за погодой и окружающей природой, учащиеся ведут в своих дневниках. Изучая погоду и климат, школьники имеют возможность сравнивать данные своих наблюдений с погодой и климатом других стран, материков, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Эта работа способствует развитию познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному добыванию знаний. Кроме того, решая некоторые учебно-познавательные и практические задачи, они становятся в некоторой степени исследователями.

При изучении темы «Суточный и годовой ход t° воздуха, мы строим с ними графики хода t° воздуха по месяцам, за год. Учащиеся, видят в каком (пункте) месяце самая высокая и самая низкая t°.

График суточного изменения температуры воздуха в г. Старый Оскол, район железнодорожного вокзала, 15 апреля 2007г.

время замера (х)

16-00

18-00

10-00

12-00

14-00

16-00

18-00

20-00

22-00

Результат замера в градусах (у)

-2

-1

+3

+7

+10

+7

+6

+5

+5

Вывод: На графике видно, что температура воздуха изменяется в течение суток. Колебание температуры воздуха зависит в основном от величины угла падения солнечных лучей.

Изучая тему «Ветер» строим графики «Розы ветров», где определяем направления ветров, какие ветры преобладали и сколько дней в месяце дули.

На розе ветров видно, что за год преобладали ветры восточного и западного направления.

В 2007 году учащиеся подсчитали, что в Старом Осколе 142 дня без солнца, максимальное число без солнца приходится на декабрь и январь, минимальное – на период с мая по август.

Анализируя материал наблюдений за погодой, учащиеся сделали правильный вывод о погоде как комплексе метеорологических элементов, находящихся в определенной зависимости и характеризующих состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте.

Заканчивая изучение раздела, уделяем внимание охране атмосферы. С этой целью проводим работу по теме: «Загрязнение атмосферы выбросами транспорта». Подсчитываем количество автомобилей, проезжающих на ближайшей дороге от школы в течение 1 часа, в течение рабочего дня.

Рассчитываем приблизительное количество выхлопных газов, которые выбрасывают автомобили. Известно, что один легковой автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит до 30 г угарного газа, окиси азота, соединений свинца.

Примерный расчет:

  1. В сутках: 24*60*60=86400(с) Сутки - 24 часа 1 ч - 60 мин, 1 мин. - 60 сек.
  2. Скорость автомобиля V=50км/час или 14м/с
  3. За одну секунду автомобиль выбрасывает . (грамм газов)
  4. Определение общего количество газов

Где М - количество выбрасываемых газов

Т - время (с), затраченное автомобилем на проезд возле школы

N - количество автомобилей за определенное время

Количество автомобилей, проезжающих по дороге в течение часа около школы - 65 штук, в течение рабочего дня - 490.

Количество выхлопных газов – 68г. за 1 час, за рабочий день -510г.

В 6 классе при изучении темы «Воды суши» учащиеся изучают реки своего края. Опираясь на конкретный материал, характеризуют реку Оскол, ее притоки, рассказывают о том, что и сама река является притоком Дона.

Ребята также узнали, что любое воздействие на реку вызывает цепную реакцию. Например, вырубка леса в бассейне реки приводит к усыханию притоков, снижению уровня воды в реке. А насыпная дамба дороги Старый Оскол - ОЭМК у западной окраины села Обуховка создала подпор грунтовым потокам, и как результат привела к подтоплению в этом районе, в связи с застройкой северо-восточной части города в несколько раз увеличился расход ливневых вод в ручей Рудка, загрязненных нефтепродуктами с автомагистрали.

Изучение ручья проводим по плану:

  1. Название, если оно есть.

  2. Происхождение названия.

  3. Направление течения.

  4. Где исток и устье ручья.

  5. Ширина русла и глубина.

  6. Скорость поверхностного течения.

  7. Описание русла и берегов реки.

  8. Свойства речной воды.

  9. Использование вод ручья и экологическое состояние ручья.

В результате получаем комплексное исследование водоема:

  оценка в баллах
да – 1 б. нет – 0 б.
1. Физическое загрязнение :    

Обилее наносов на дне

Свалки отбросов на берегу

Наличие кострищ

Стихийно возникшие пляжи

1

1

1

 

 

 

 

0

2. Химическое загрязнение :    
Радужные и масляные пятна на поверхности

1

 
3. Биологическое загрязнение :    
Наличие сине-зеленых водорослей

Наличие ряски в водоеме

 

1

0

 

4. Степень повреждения на берегу    
(вытаптывание, поломка) больше 50 % 1  
5. Отсутствие околоводных птиц :    

Уток

Куликов

Трясогузок

  0

0

0

Вывод: Общее количество – 6 баллов, значит водоем сильно загрязнен.

Содержание начального курса физической географии предусматривает ознакомление учащихся с вопросом охраны и восстановления природных условий и ресурсов своей местности и предполагает активное участие школьников в этом народном деле. Поэтому мы изучали наш ж/д парк. Цель работы: Формирование умений и навыков исследования экологического состояния ближайшего окружения.

Признаки загрязнения и разрушения

Степень загрязнения

1. поломанные деревья.

1 балл

2. поломанные кустарники.

0 баллов

3. сухие деревья.

2 балла

4. сухие кустарники.

0 баллов

5. суховершинные деревья.

2 балла

6. трутовики на стволах.

1 балл

7. гниль на древесной растительности (а так же дупла, расщепление ствола).

1 балл

8. виды не свойственные данному сообществу.

-

9. отсутствие растительности на почве, вытапливание.

1 балл

Вывод: Общее количество - 8 баллов, значит, исследуемая территория имеет слабую степень загрязнённости.

При изучении географии родного края используются различные методы и приемы обучения. Широко применяются рассказы, беседы, практические работы. Особое внимание должно уделяться работе с картой. Она должна проводиться на всех этапах урока.

Весьма важным условием в организации краеведения является введение в учебный план уроков краеведения. Началом этой работы является организация наблюдений за природными (факторами) явлениями, сбор краеведческого материала.

По мере накопления опыта и развития интереса к самостоятельным наблюдениям учащихся в последующих классах работа углубляется.

Я считаю, что педагогическая эффективность географического краеведения может быть достигнута только в том случае, когда оно представляет собой систему в учебно-воспитательной работе.