Занятие по спецкурсу "Славянская культура" "Пасхальный благовест"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить с праздником Пасхой, показать его красоту, нежность и святость.

Задачи: воспитывать в детях желание семейного единения и любви к семейному очагу, радость духовного труда; воспитывать любовь к Родине.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети встречают гостей хлебом-солью.

Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом – солью встретить вас.

2. Введение в тему

Учитель:

Из века в век, от корня к кроне,
Минуя время и глупцов,
Потомки бережно откроют
Преданья старых мудрецов.

Сегодня мы продолжаем изучать культурное наследие наших предков. Тема нашего занятия “Пасхальный благовест”.

3. Работа по теме

1. Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник отмечают в эти дни верующие и неверующие люди?

– Православные христиане называют этот день “праздником праздников и торжеством торжеств”. Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа.

Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других “ветвей” христианства Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны, пробуждения природы.

Празднование Пасхи – многовековая традиция, и мы не будем “изобретать велосипед”, а просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.

2. Ребята, расскажите, что вы узнали о Пасхе. (Рассказы детей.)

3. Послушайте детские воспоминания Ивана Шмелёва, русского писателя, о кануне Светлого Христова Воскресения. “Усталый Ваня готовится ко сну, а перед сном...

Я рассматриваю подаренные мне яички. Вот хрустально– золотое, через него – всё волшебное. Вот – с растягивающимся жирным червячком: у него черная головка, черные глазки – бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное – костяное... И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в ободочке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго – долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко…”

– Что рассматривал Ваня перед сном?

– Какие это были яйца?

4. а) В 1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо “белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами”. С тех пор пасхальный императорский заказ стал традиционным, а владелец фирмы получил почётное наименование Поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет – Оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Каждый год на страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом, а после смерти императора Александра III мастера фирмы стали ежегодно изготовлять два пасхальных яйца – для вдовствующей имериатрицы Марии Федоровны и для жены Николая II Александры Федоровны. Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз.

б) А теперь давайте “посетим музей”, в котором экспонируются ювелирные изделия Карла Фаберже – некоторые из пасхальных яиц царской семьи. Помогут нам “экскурсоводы”. (Рассказы детей.)

5. А сейчас посмотрите на нашу выставку. Ваши работы, конечно же, отличаются от пасхальных яиц Фаберже, но они не менее изысканные, красочные, привлекательные. Вы – молодцы!

6. Ребята, давайте заглянем в известный нам дом, посмотрим, что там происходит.

(Звучит музыка, дети выходят в костюмах.)

Дочь и сын ждут родителей, которые пошли в церковь; сын читает Библию, дочь поёт “Вербочки”. Родители заходят в дом, христосуются.

Мать: Христос Воскресе!

Отец: Христос Воскресе!

Дети: Во истину Воскресе!

Мать и Отец: С праздником вас, дети!

Отец: Ровно в полночь ударили в соборе в большой колокол, в других церквях ответили, и звон разлился по всему городу. На улицах слышатся езда экипажей и людской говор.

Мать: На улицах темно, но церковь наша горит тысячами огней и внутри и снаружи. Как же мы обрадовались, когда появились священники в блестящих ризах и запели: “Христос Воскресе из мёртвых!” (эту строчку она поёт). Вот уж именно из праздников праздник!

Сын: Матушка! Батюшка! А я вот, что прочитал в книжке! Послушайте!

Алла. Платонова:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Исчезла ночи мгла,
Сияет светом свод небес,
Поют колокола.
Поют о празднике любви,
О чуде из чудес:
Восстал Господь из недр земли!
Христос, Христос Воскрес!

– А какие стихи знают ребята?

(Дети рассказывают стихи на фоне музыки.)

Отец и Мать: Молодцы, ребята!

Дочь: Батюшка! Матушка! А можно нам теперь играть?

7. – Ребята, расскажите о пасхальных развлечениях.

(Рассказы детей).

8. Игры детей с яйцами.

9. Хоть и называют Пасху “торжеством торжеств и праздников праздник”, но буйно веселиться в эти дни не принято. Поэтому, кроме катания яиц, можно поиграть и в словесные игры, которых существует великое множество.

а) В Русском языке есть множество слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой. Замените нужную букву и превратите кошку в мышку (кошка – мошка – мышка), муку в реку (мука – рука – река).

б) Анаграммы – загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

– Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои–
И целый лес ты мною свалишь...  (Липа – пила)

– Я дерево, в родной стране
Найдешь меня в лесах повсюду,
Но слоги перестань во мне –
И воду подавать я буду. (Сосна – насос)

– Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни.
А с конца меня прочтут
Тигру я с родни. (Ток – кот)

Итоги занятия

“В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем исчезая,
Песнь воскрешения запел”.

Пасхальная неделя продолжается. И у вас ещё есть время посетить Томский областной художественный музей и Томский областной краеведческий музей, которые вас ждут, чтобы пополнить ваши знания об этом празднике.

На нашем занятии прозвучали стихи: Платоновой Ал., Пожарской М., Максимович Ч., Зубовского Ю., Майкова А., Гончаровой Е., песня на стихи А.Блока (в исполнении ученицы), музыка из коллекции “Шедевры инструментальной музыки”. Большое спасибо всем участникам и гостям нашего праздничного занятия.

За ваше участие в занятии всем вам призы: яйца, открытки.

Материал для справок:

  1. Пасхе предшествует семинеделъный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определённых видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей). Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.
  2. В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые, верующие и колеблющиеся собираются в храмах на молитву. “Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто относится к вере с презрением и насмешкой. Многие заряжаются каким-то особенным торжественным настроением, словно ждут чего-то”,– так писал об этом моменте православный священник Александр Мень.
  3. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, – пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные яйца.
  4. Наступает полночь, – Великая Суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением, начинается крестный ход.
  5. Но праздник Пасхи – это не только молитвы. У этого праздника всегда была и “развлекательная” сторона. Во -первьгх, застолье. После семинедельного поста снова можно позволить себе любую пищу, – какую душа пожелает. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Устраивались (и сейчас устраиваются) всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.
  6. На Пасху принято было “христосоваться” – поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашенные яйца – символ жизни.
  7. В этот день главное место на праздничном столе занимают традиционные, давно известные и любимые многими блюда русской кухни. И в центре стола – кулич.
  8. Есть особое творожное блюдо, которое готовят только раз в году -это пасха. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Сырой творог долго не хранится, поэтому пасхи из него лучше делать маленькие, а варёная пасха может оставаться свежей всю неделю.
  9. Красить яйца во все цвета радуги – тоже пасхальная традиция. Наши предки знали много рецептов безвредной для здоровья краски: луковая шелуха, молодая зелень озимых всходов, шпинат, цветы ольхи, кора вишни, свёкла, кора дуба, шафран и т.д.
  10. Существуют расписанные пасхальные яйца – писанки. Для писанок можно взять деревянные заготовки или настоящие куриные яйца. Можно украсить яйцо и аппликациями из цветной бумаги или разноцветной фольги.
  11. Яйцо пасхальное с моделью первого сибирского экспресса. Петербрг. 1900г.

Мастер Михаил Перхин. – Золото, платина, серебро, бриллианты, рубин, оникс. хрусталь. Чеканка, гильошировка, гравировка, скань, эмаль, зернь, резьба по камню.

Серебряное пасхальное яйцо, увенчанное литой фигурой двуглавого орла и декорированное многоцветной эмалью и сканым орнаментом, было изготовлено в честь завершения грандиозного строительства транссибирской магистрали. В средней части изделие украшено гравированным изображением карты Российского государства с железной дорогой и надписью: “Великий Сибирский железный путь в 1900г.”. Внутрь яйца вкладывается заводная модель поезда из золота и платины: паровоз с рубиновым фонарём и бриллиантовыми фарами и пять вагончиков с окнами из горного хрусталя. На вагончиках гравированы надписи, которые можно разглядеть только в лупу: “прямое сибирское сообщение”, “для некурящих”, “для курящих”, “для дам”, указаны также класс вагонов и число мест. Подставкой для яйца служат литые фигуры грифонов, основание выполнено из красивого поделочного камня – молочно белого слоистого оникса. Изделие подарено Николаем II императрице Александре Федоровне в 1900 году.

  1. Модель Московского Кремля. Петербург. 1904г. – Золото, серебро, оникс, стекло.

Литье, чеканка, гравировка, гильошировка, эмаль, масло, резьба по камню. Выполняя это необычное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля – одновременно величественного и сказочно нарядного. Задача сделать его точную копию не ставилась, поэтому перед нами своеобразная вариация на тему кремлёвских стен, башен, храмов. В центре модели помещено пасхальное яйцо, в стилизованном виде изображающее Успенский собор Московского Кремля со сверкающим золотом куполом и затейливо украшенными застекленными окнами. Оно декорировано гравировкой, имитирующей квадры белого камня, и сверху покрыто эмалью. По традиции яйцо имеет сюрприз: в одном из тройных окон видна часть интерьера собора, написанная на овальной стеклянной пластине, вертикально укрепленной внутри. Красиво и своеобразно условное изображение стен и башен, выполненных из цветного золота и серебра и украшенных прозрачными эмалями. Дважды повторена Спасская башня с миниатюрными курантами и эмалевыми гербами Российской империи и города Москвы. Модель укреплена на массивном основании из белого слоистого оникса и имеет внутри музыкальный механизм.

  1. Яйцо пасхальное. Петербург. 1902г. Мастер Михаил Перхин – Золото, платина, бриллианты, рубины, чеканка, скань, оконная эмаль.
    Это изящное яйцо было подарено Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху в 1902 году. Литья и цветки клевера выполнены из тонкой золотой проволоки и заполнены нежно-зеленой эмалью, которая светится, подобно витражу. Благодаря своей прозрачности эта эмаль получила название “оконная”. Секретом ее изготовления владели немногие ювелирные фабрики, в том числе фирма Фаберже. С мягким мерцанием эмали сочетается блеск бриллиантов и рубинов, которыми усыпаны некоторые лепестки и тонкие извивающиеся ленточки.
    Яйцо помещено на подставку из цветного золота в виде причудливо изгибающихся стеблей клевера, выполненную в стиле модерн.
  1. Яйцо пасхальное с моделью яхты “Штандарт”. Петербург. 1909г. Мастер Генрих Вигстрем.– Золото, серебро, бриллианты, жемчуг, горный хрусталь, лазурит. Чеканка, гравировка, эмаль, резьба по камню.

Красотой и прекрасным сочетанием материалов, обработанных с удивительным мастерством, отличается пасхальное яйцо, подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1909 году. Оно выточено из прозрачного горного хрусталя, великолепно отшлифовано и украшено фигурками гербовых орлов из лазурита. Из этого эффектного поделочного камня глубокого синего цвета выполнена и подставка в виде двух сплетенных дельфинов. Художественное впечатление дополняет тонкая золотая оправа, украшенная бриллиантами и многоцветной эмалью. Внутри яйца вложена золотая модель яхты “Штандарт”, укрепленная на волнистой пластине из горного хрусталя, имитирующей воду. Модель воспроизводит императорскую яхту, построенную в Копенгагене в 1896 году.

  1. Яйцо пасхальное с моделью крейсера “Память Азова”. Петербург. 1891г. Мастер Михаил Перхин. – Золото, платина, серебро, бриллианты, рубины, аквамарин, гелиотроп, бархат. Литье, чеканка, гравировка, резьба по камню.

Созданные ювелирами фирмы миниатюрные копии кораблей, дворцов, памятников с большой точностью повторяли оригиналы. Золотая, частично платиновая модель корабля воспроизводит внешний вид и оснастку крейсера “Память Азова”, построенного в Санкт – Петербурге в 1886 году. Модель укреплена на прозрачной зеленовато– голубой пластине с вырезанными рельефными волнами. Она выполнена из аквамарина, название которого в переводе с итальянского означает морская вода, и имеет золотую оправу с петлей. При помощи этой петли корабль вынимается из яйца – футляра, обитого внутри бархатом. Яйцо выполнено из гелиотропа и богато украшено золотыми чеканными завитками в стиле рококо, усыпанными бриллиантами.

  1. Яйцо пасхальное. Петербург. 1913г. Мастер Генрих Вкгстрем. Художник -миниатюрист Василий Зуев. – Золото, серебро, бриллианты, пурпурин, сталь, стекло, кость. Литье, чеканка, гильошировка, эмаль, гравировка, воронение, акварель.

Некоторые предметы, изготовленные фирмой Фаберже по особым заказам, посвящены знаменательным событиям в истории России и царской семьи или различным памятным датам. Это пасхальное яйцо выполнено к 300-летию дома Романовых, и поэтому на его поверхности изображеньы18 миниатюрных акварельных портретов представителей правящей династии. Торжественное нарядное изделие насыщенно элементами государственной символики: его поверхность, покрытая мерцающей опаловой эмалью, украшена узором в виде гербовых орлов, царских венцов и корон. Круглое основание из пурпурина воспроизводит государственный щит, а серебряная золоченая подставка представляет собой гербового орла. В яйце укреплен вращающийся стальной шар в виде глобуса, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария. На одном из них цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 года, на другом – в границах 1913 года.

  1. В России непременной принадлежностью праздника были игры с пасхальными яйцами – катание и битьё. Катали яйца по специальному жёлобу -чьё дальше укатится. При битье выигрывал тот, у кого скорлупа яйца оставалась неповреждённой, он забирал себе надбитое яйцо соперника.
  1. В Англии распространен обычай надевать на Пасху новое платье. А если это невозможно – хотя бы какую – либо новую часть одежды, чаще всего перчатки.
  1. В Бельгии и Нидерландах для детей есть своя игра “Охота за яйцами”. Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов и деревьев, дети наполняют ими маленькие корзиночки и, опустошив собственный сад, спешат к родственникам и знакомым, которые их приглашали.
  1. Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее.
  1. “Пасхальный звон”

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола...
Весна идет в венце земном,
Благоуханна и светла.
Живым огнём её привета,
Сияньем солнечных лучей
Земля воскресшая согрета,
И снова бархатом одета
Вся ширь проснувшихся полей.
И в час лазурный, в час полдневный,
Среди цветов как сладко нам,
Встречаясь вновь с весной – царицей,
Молиться ясным небесам.
Пожарова М.

  1. “Христос Воскресе!”

“Христос Воскресе! ” – поют колокола.
И весть та радостна, светла.

Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.

“Христос Воскрес!” -поет земля,
Моря, и горы, и поля...
И им в ответ звучит с небес:
“Воистину Воскрес”
Максимовкч М.

  1. “Пасха”

Колоколов певуч и звонок гул.
Подснежник беленький весне – принцессе Застенчиво шепнул:
– Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!, – ответила весна. Причудливо шумел ветвями лес,
Очнувшийся от ледяного сна,
Чарующе-ясна
Синела даль небес,
Земля в предчувствии пленительных чудес
Тянулась к солнцу, бодростью сильна, И пели радостно поля, луга, леса:
– Христос Воскрес!
– Воистину Воскрес! (Зубовский Ю)

  1. “Пасха”

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ налит.
Заря глядит уже с небес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Майков А.