Дидактические игры на уроках химии и биологии

Разделы: Химия, Биология


Порядком уставшее от всевозможных реформ образование России теперь целенаправленно устремилось международное образовательное пространство. Для этого, конечно, необходимо понять, что на самом деле требуется от образовательного процесса?

Определены следующие тенденции:

  1. Расширение сферы знаний и умений:
  2. Повышение культуры учащихся:
  3. Максимальное развитие способностей:
  4. Формирование гуманистической системы ценностей:
  5. Сохранение и укрепление здоровья детей.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Еще в 80-х годах были заложены основы новой очеловеченной педагогики - “Педагогика сотрудничества”. Уже тогда я поняла, что за этим направлением в педагогике – будущее. Трудно было первое время отказываться от авторитаризма в образовании. Но общество меняется. За несколько лет объем технологических знаний удваивается. Учитель не успевает за таким темпом развития науки. Правда, последние годы учителю дана большая свобода даже в выборе учебных программ, не говоря о методах, формах и способах обучения. Учитель сейчас волен выбирать любые средства для достижения поставленной цели. Важнее, чтобы эта цель определена. Сейчас мы живем в непонятном обществе. Оно не определилось еще, какого гражданина хотело бы видеть в будущем? Оказывается, образовательный процесс продолжается, но нет четкого представления; кого оно формирует? В обществе отсутствует идея. Безыдейное общество – это страшно. В ней начинают процветать негативные формы поведения людей.

Столько всевозможных статей мне приходится читать последнее время. Но ни в одном из них я не нахожу понятия “государственный заказ”. Какие люди нужны государству? Думаю, не обманщики, воры и мошенники, хочется верить, что будущее – что-то светлое. Иначе теряется сам смысл жизни.

Химия и биология, на мой взгляд, особые предметы в школьном расписании. Я их называю “ предметами жизни”. Когда школьники впервые оказываются в химико-биологическом кабинете, у большинства из них возникает повышенный интерес. К урокам биологии, стойкий интерес остается почти до конца обучения. Что касается химии, то интерес к нему начинает падать после окончания опытов и начала теоретических занятий. И только учитель может помочь учащимся поддержать постоянный интерес к предмету, разнообразив методы и формы учебной деятельности, активно организовав учащихся на уроке. И обязательно постоянно доказывать, что химия – царица наук естествознания.

Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, которым руководит учитель. И от его подготовки, от его творческого отношения к своему делу будет зависеть результат урока. Преподавание- это наука и искусство. Нельзя один раз и потом навсегда стать настоящим учителем. Настоящий он совершенствуется постоянно, работает над собой, повышает уровень творческих возможностей урока.

Ведь химия – волшебница, мастерица на придумывание всевозможных чудес. Вот и надо использовать на уроке химии такие методы, которые позволили бы поддерживать постоянный интерес к предмету. Пока учитель стоит перед детьми в классе, он должен оставаться им интересным. А если всего этого нет, то дети начинают бояться химии, считая его трудным предметом.

Работая в школе более 30-ти лет, я научилась вплетать в строгую классно-урочную систему необычные уроки, конечно, в начале на свой страх и риск. А затем сама перестала бояться экспериментировать. Например, в моем арсенале методов активизации учебного процесса и повышения стойкого познавательного интереса к предмету уже имеются десятки самых различных дидактических игр.

Познавательный интерес – важнейший стимул учения и труда. Он служит основой сознательной деятельности человека и включает этапы:

  1. Поиск;
  2. Воспроизведение;
  3. Запоминание;
  4. Переработка и реализация информации в мышлении;
  5. Воображение и действие.

У человека нормального должна обязательно присутствовать способность к самопознанию и самосовершенствованию, но не только. Человек нормальный должен стремиться к творческому преобразованию внутреннего и окружающего мира.

Познавательная активность человека меняется в течение жизни. Для учащихся 8-11-х классов характерна самостоятельная активность, которая характеризуется следующими признаками:

  1. Cтремление узнать больше;
  2. Желание определить причинно-следственные связи узнаваемого;
  3. Возникновение инициативы в постановке задач и вопросов;
  4. Поиск (самостоятельный) путем решения поставленной задачи;
  5. Устойчивая изобретательность и постоянство интереса;
  6. Выделение главного в изучаемом;
  7. Участие в спорах и обсуждениях по изучаемому;
  8. Желание высказать и отстоять свою точку зрения;
  9. Интересен сам способ получения знаний;
  10. Осознание интереса к знаниям.

Эти признаки были выделены преподавателем Сев. Кав ГТУ, г. Ставрополь Ж.Ю. Ионовой. Не могу не согласиться с этими признаками. Дальше автор статьи приводит различные методы активизации познавательного интереса учащихся. Я же в данной разработке буду говорить о тех средствах, которые в своей работе использую я.

Химия - сложная, тяжелая для восприятия и запоминания наука. Не скажу, что все темы дети слушают внимательно и с интересом. При изучении сложного материала внимание учащихся рассеивается, дети начинают зевать, отвлекаться. Самое время активизировать внимание на уроке. Лирическим отступлением, интересным рассказом, каким – либо артистическим приемом или просто игрой. Не просто игрой, а предметной игрой.

Игра – как один из методов психологического воздействия на ребенка существует давно. Но за 70 лет социалистического прагматизма из советской педагогики полностью была выхолощена игровая методика. К примеру, я училась в 70-ые годы 20-го века. Но ни на одном из занятий по методике моих предметов я не слышала о “ дидактических играх”. Впервые о их существовании я узнала на курсах повышения квалификации в 1988г. в г. Махачкале. Лекцию о дидактических играх читал Асадулаев Гаирбек Асадулаевич (не помню откуда). Но по приезду домой я изготовила себе несколько игр. А дальше – больше. Сейчас в арсенале химико- биологического кабинета имеется более 20-ти игр. Попробуем разобраться, как воздействует игра, как метод, на ребенка?

Детство и игра неотделимы. Ребенок живет в игре, живет, причем, “взаправду”, одновременно познавая мир. Н.К. Крупская писала: “Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организаторские способности, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства”.

Современные дети, к сожалению, играют все реже и реже.

Причины тоже известные:

  1. Сократился набор игр, известных детям.
  2. Времени свободного у детей стало меньше.
  3. Но самая главная причина- отсутствие подготовленных людей, знающих не только сами игры, но и психологию детей.
  4. Современная педагогика уже давно приобрела личностно- ориентированный характер. Но, на мой взгляд, ведущую роль коллектива в воспитании личности отметать в сторону было нельзя. Уже более 15-ти лет я нигде не слышу и о необходимости формирования детского коллектива, хотя это необходимый фактор для развития и реализации личности.

А.С. Макаренко писал, что “самой реальной формой по отношению к личности являются удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию – добровольно, и во- вторых, чтобы коллектив добровольно вмещал эту личность”.

В последние годы мы сильно увлеклись односторонним развитием личности, формированием личностных качеств человека. Конечно, отказ от коллективного способа воспитания личности уже принес свои плоды. Возникли разобщенные детские группы, где нет общей идеи, вокруг которого можно было бы сплотиться. В этих группах нет общих интересов, традиций, занятий (помимо урока) и, конечно, общих игр.

На этапе “расцвета коллектива” детей (А.С. Макаренко) все члены его начинают находиться в ответственной зависимости. Вот тогда специально подобранные обучающие и развивающие игры могут способствовать формированию умений навыков, а также чувства ответственности перед коллективом.

Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры.

Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, быть дисциплинированными, предъявлять к себе и другим высокие требования. В любой игре детей сплачивает чувство локтя, командность, взаимопомощь и дружба и при этом проявляется высокая общественная активность.

Итак, все, что было сказано выше, касается игр вообще. Дальше речь идет о тех играх, которые можно использовать в процессе урока. Я их собрала огромное множества. Являясь одной из форм самостоятельной, познавательной деятельности учащихся учебные игры носят название дидактические.

Все дидактические игры можно классифицировать:

Дидактические игры.

  1. Классно-урочные игры ;
  2. Внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:

  1. Строгие правила, которые лучше не нарушать;
  2. В игре должен принимать участие весь класс;
  3. Игры с возрастом должны усложняться.

Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес. А то, что не интересно не способствует развитию памяти.

Дидактические игры способствуют реализации ведущих функций обучения: Образовательную, воспитательную и развивающую - на основе принципов педагогики сотрудничества. И одновременно достигается решение сразу нескольких задач.

  1. Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
  2. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
  3. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным дифференциальным.

В результате использования игрового метода стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление. В ходе игры выявляются личностные черты характера учащихся, усиливается мотивация к изучению данного предмета. Какие виды деятельности могут включать учебные дидактические игры?

  1. Распознавание объектов, явлений, свойств.
  2. Сравнение объектов, явлений, свойств.
  3. Характеристика объектов, явлений, свойств.
  4. Раскрытие, обоснование понятий.
  5. Практическое применение объектов, явлений, свойств.
  6. Овладение терминами.
  7. Выработка умения анализировать, различать, абстрагировать и обобщать.

Ну, а теперь дадим характеристику некоторых игр.

Простейшие кратковременные игры.

1. “Скороговорки” – в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать одну – две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5-7 минут.

2. “Загадки” – несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.

3. “Найдите соответствие” – на одной стороне доски записываются химические знаки, формулы, атомные массы, латинские названия под номерами ---- на другой стороне русские названия под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые химические понятия.

4. “Химическая разминка”.

а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.

Игры средней трудности.

Это игры более сложные и наиболее длительное время:

1. “Ассорти” – множеством карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.

2. “Чужой среди своих” – несколько (4-6-8) карточек скреплены ниточкой или раскладушка с формулами, картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются формулы, объекты процессы и указывается чужой.

3. “Лото” химическое или биологическое Основные классы неорганических соединений – можно использовать на обобщающем уроке: “Растения”, “Животные” и т.д.
4. “Домино” – на знание формулы веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений; органические вещества.
5. “Химические карты” – тоже для закрепления знаний по основным классам неорганических соединений.

Наиболее сложные дидактические игры по химии.

1. “Лото” – химические реакции на общих карточках – по 6 уравнений химических реакций, где вместо одного из веществ вопросительный знак. На карточке – фишке ответ: формула вещества и название. Игру можно использовать после обобщения темы “Основные классы неорганических соединений”.

а) ботаническое – на знание систематики растений;
б) зоологическое – на знание систематики животных;
в) анатомическое – на знание человеческого организма.

2. “Химические шашки” – игра по правилам настоящих шашек. Только вместо косточек карточки с формулами. Уничтожение карточки только в случае возможности химического взаимодействия веществ обозначенных на карточке. Уравнения записываются и оформляются, как положено в тетради.

3. “Домино” – костяшки с формулами соединяются только в случае возможности взаимодействия крайних соприкасающихся веществ. Уравнения записываются.

4. “Химические карты” – выброшенная карта одного игрока бьется картой другого игрока только в случае взаимодействия обозначенных на картах веществ. Обязательно записываются уравнения возможных реакций.

Эти игры можно использовать на специальных игровых уроках для закрепления пройденного материала.

Есть еще одна игра, которую можно использовать для любого предмета, на любом уроке – это кроссворды. Не так часто, как хотелось бы, но я тоже использую кроссворды с химическим и биологическим содержанием.

И еще одна игра, которую мы использовали раньше при проведении предметных недель – “Счастливый случай”. Больше подходит для игры в КВН. Наконец игра “ О, счастливчик” или “Кто хочет стать отличником”- вызывала огромный интерес у моих ребят при проведении “Недели птиц”.

Таким образом “игры по предметам” или “дидактические игры” в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.

Использованная литература:

  1. Кон- “Психология старшеклассника” г. Москва. Просвещение – 1982г.
  2. И.С.Гаврилычев – “Организация игр”
  3. З.Леонова – “Игра, как средство формирования коллектива”. “ Воспитание школьников” - №3-1987г. с.48.
  4. Г.Сегенюк” Познавательные игры в группе продленного дня” “Воспитание школьников”- №5- 1988г. с.35.
  5. Т.А. Акимова “Интеллектуальные игры с химическим содержанием” “ Химия в школе” -№5- 1996г. с.71.

Приложение.