Система заданий и упражнений для организации самостоятельной работы на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В последнее десятилетие стали популярны педагогические новации, попытка обновить современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Но при введении инноваций нельзя забывать о традициях в обучении. Известно, что одной из важных задач учителя является желание активизировать познавательный интерес школьников, так как он (интерес) выступает в роли личностного мотива к учению. Мотивом к учению должно стать желание учащихся научиться добывать знания, задачей учителя – научить этому. Для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе, в процессе которой учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, будут учиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов. Организация самостоятельной работы учащихся – одна из важных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками, дает возможность развивать и совершенствовать языковую и лингвистическую компетенции. Активизация инициативы и мыслительной активности учащихся становится неотъемлемой частью современного урока. Главное на уроке – работа учащихся. Основная задача учителя – обеспечить полную нагрузку каждому из обучаемых в течение всего урока, дать возможность более рационально использовать учебное время как для ученика, так и для учителя. Всегда актуальным является использование на уроках русского языка и во внеурочное время различных видов самостоятельной работы учащихся. Предложенная нами традиционная система упражнений и заданий даёт возможность учителю экономить время на уроках и получать быстрый результат при диагностике и закреплении знаний.

  1. Один из видов такой работы – выборочные диктанты. При изучении какой-либо части речи в разделе “Морфология” предлагаем задание: выписать из текста изучаемые части речи (или только имя прилагательное, или причастие, глагол или наречие). Выборочный диктант может быть заменён слуховым диктантом. Задание: на слух определить части речи и записать их в нужную колонку. Этот вид работы дает возможность закрепить знания не только по морфологии, орфографии, но и другим разделам языкознания.
  2. Другой вид самостоятельной работы распределительные диктанты. При изучении раздела грамматики “Орфография” предлагается задание: распределить по колонкам слова с орфограммой, например, “Непроверяемая гласная в корне слова” и “Непроверяемая согласная в корне слова” (орфограмма может быть любой). Словарные слова (непроверяемые написания) можно произносить или предложить для работы тексты. Как один из вариантов этой же работы может быть следующий, а именно: распределить в две или три колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова с -н- и - нн-; слова с “ъ”, “ь” разделительными знаками и “ь” знаком показателем грамматической формы; действительные причастия, образованные от глаголов I спряжения, и действительные причастия, образованные от глаголов II спряжения; слова с орфограммой “Чередование А//О в корне слова” и “Безударная гласная в корне” и другие. Вариантов орфограмм и пунктограмм множество, следует только определить, какие ЗУН отрабатываются.
  3. Восстановительные диктанты. Это задание может быть следующим: записать под диктовку текст, восстанавливая по смыслу эпитеты, выраженные прилагательными или причастиями; дописать наречия, обозначая признак действия. Или – заменить одно из однородных сказуемых, выраженных глаголом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием. Эта работа творческого характера, она дает возможность ученикам проявить свои умения рисовать словом, увидеть, как язык работает в речи.
  4. Объяснительные диктанты. Задание: записывая под диктовку текст или выполняя работу по упражнению учебника, объяснять устно и выделять письменно (графически) каждую орфограмму и пунктограмму. При необходимости построить схему предложения. Проговаривая вслух правило, рассуждая на лингвистическую тему, ученики осваивают терминологию, учатся строить монологическое высказывание в научном стиле в рамках учебной темы.
  5. Работа с “Орфографическим лото”. Играть могут 5-7 человек. На разлинованных картах вместо традиционных цифр – названия орфограмм или пунктограмм. Ведущий (учитель или ученик) произносит слова или простые предложения, а дети закрывают их в ячейках своих карт, если слово с такой орфограммой или предложение с такой пунктограммой есть. Условие: кто первый успеет закрыть все слова или предложения на своей карточке, тот и выиграл. Затем ведущий читает слова и предложения повторно, сверяет их с орфограммами и пунктограммами, закрытыми учеником, закончившим игру первым. Это упражнение носит занимательный характер и дает определенную психологическую разрядку во время урока.
  6. Работа с перфокартой. Выбираем слова с бинарной орфограммой (А//О, Е//И в корне слова; гласная в безударных личных окончаниях глаголов I и II спряжения; гласная в суффиксах действительных и страдательных причастий и другие). Диктуя слова, располагаем их в такой последовательности, чтобы во время проверки при подчеркивании правильных ответов получилась цифра “5”. Такие работы быстро и, главное, качественно прямо на уроке может проверить любой ученик.
    У У У У У
    У
    А А А А
    У А А А А
    У У У У У
    А А А А У
    А А А А У
    У У У У У
  7. Работа с цветными (сигнальными) карточками: например, зеленая и красная. На этапе закрепления новых знаний учитель произносит словарную диктовку. Ученики поднимают вверх карточку того или иного цвета в зависимости от орфограммы в слове. По количеству поднятых вверх красных или зеленых карточек видно, каков процент усвоения знаний. Результат выполненного задания ребенок видит сразу. Можно предложить выполнить эту работу по командам-рядам, чтобы дети посмотрели со стороны, насколько хорошо усвоено ими правило. Когда дети отвечают сигнальными карточками, учитель тоже может определить, есть ли уверенность у его учеников в знаниях.
  8. Получивший распространение в последнее время вид самостоятельной творческой работы – заполнение тестов с выбором ответа. Задание: подготовить вопросы или словарную диктовку для теста по изученной теме. Например, “Подлежащее – это: а) главный член предложения; б) часть речи, обозначающая действие предмета; в) то и другое. Предложить выполнить свой тест соседу по парте. На выполнение задания отводится в среднем 10-15 минут. Затем ответы тестов проверяются здесь же, на уроке, учеником-помощником и подводятся итоги.
  9. Задания по разноуровневым карточкам. Ученикам предлагаются разные по степени трудности задания. Одни ученики могут справиться, например, только с такими заданиями: “Подчеркните главные члены предложения” (Улицы украшают деревья), а другие – с заданиями посложнее. Например, “Определите вид сказуемого” (Утренняя роса как бриллианты). Кому-то достанется карточка с орфограммой “Безударная гласная в личном окончании глагола”, а кому-то – “Безударная гласная в окончаниях глагола” и здесь же, в этой карточке, – “Гласная в суффиксах причастий”. Задание, предложенное в такой форме, дает ребенку возможность выбора, развивает умение делать самооценку.
  10. Выполнение теста за компьютером. В интерактивном режиме используем мультимедийный продукт виртуальной школы Кирилла и Мефодия или тренировочные электронные тесты “Просвещение-Медиа”. Подобное задание позволяет учителю экономить время урока, если в тестировании участвуют несколько учеников.
  11. При объяснении нового материала на стадии его закрепления учащимся даётся задание: составить опорный конспект, схему или таблицу по изучаемой теме. При составлении оригинальной таблицы, схемы или ОК разрешается пользоваться теоретическим материалом учебника или другой справочной литературой. Воспитанники должны уметь находить информацию, анализировать её и приводить в систему. Затем можно предложить ученикам демонстрацию своих работ на бумажном или электронном носителях. Класс определяет лучших составителей опорных конспектов или алгоритма действий, выставляет оценки. Запоминание материала в таком виде идет на разных уровнях, в том числе и на зрительном.
  12. Подготовка компьютерных презентаций по изученным темам к зачету на стадии актуализации знаний. Главное условие выполнения этого задания: не повторять теоретический материал учебника, то есть, не переписывать его на слайды презентации, а придумать оригинальную версию изложения и показа лингвистического текста с анимацией, музыкой и видеокомментариями. Выполнение подобного рода творческого проекта требует не только знаний в предметной области, но и хорошей технической подготовки учащихся.
  13. Задания творческого характера: составить по изученной теме кроссворд или ребус и предложить его для разгадывания одноклассникам. Выполняется это задание в нескольких вариантах: на бумажном или электронном носителе – по выбору ученика. Работы сдаются на проверку, оцениваются грамотность исполнителя, оригинальность оформления. В дальнейшем ребусы и кроссворды используются как дидактический материл на “Веселых пятиминутках”.
  14. Другая самостоятельная работа (из разряда творческих заданий): сочинение лингвистической сказки, придумывание картинки к фразеологизму. Подобная работа, закрепляя знания, умения, навыки, заставляет обучаемых мыслить творчески, дает возможность трансформировать и интерпретировать изученный материал. Лингвистические сказки можно разместить в электронном сборнике творческих работ учащихся школы или в школьной газете, подготовить и провести выставку самых лучших работ на приз “Талант в лингвистике”, инсценировать, пригласить на спектакль младших школьников, снять небольшой фильм в качестве наглядного пособия для будущих пятиклассников. Элементы игровой и театральной технологий дают учителю возможность мотивировать ребенка на успех.
  15. Самостоятельная работа с текстом. Задание: составить вопросы к тексту, отражающие полный (или частичный) лингвистический анализ. (Тексты разные по функциональной принадлежности). Вопросы должны касаться как тем орфографии, пунктуации, лексики, морфемики, морфологии, фонетики, так и тем культуры речи, строения текста, его содержания, проблематики и стилистики. Подобного рода задания помогают учащимся отрабатывать навыки по определению стиля, типа речи, темы или проблемы текста, идеи и позиции автора, отраженной им (автором) в предложенном для анализа тексте и являются одновременно подготовкой к сдаче ЕГЭ. Начинать эту работу следует с 5 класса, отрабатывая сначала умение различать понятия “Тема” – “Идея”, позже переходить к более сложным вопросам оформления текста.
  16. Еще одно творческое задание: “Аукцион знаний”. Тема аукциона объявляется заранее. Ученики готовятся к защите знаний самостоятельно. План своих действий (стратегию и тактики) они разрабатывают в микрогруппах. Вид работы и формы демонстрации знаний определяют по своему усмотрению: от презентации на плакатах или в электронном виде до театрализованных представлений со стихами и песнями. Этот вид работы со школьниками (выбор темы, распределение обязанностей, подготовка, реализация идеи, предъявление продукта деятельности, рефлексия) носит характер проектной деятельности с использованием элементов игровой и театральной технологий.
  17. Подготовка проекта по теме, которую выбирает сам ученик или команда единомышленников, представляющая творческий коллектив. Проект может быть как краткосрочным, так и долгосрочным, монопредметным и межпредметным, текущим и итоговым. Работа в проекте развивает научную пытливость ученика и умение найти себя в кооперации с другими. Переоценить возможности этого вида работы, ставшего в последнее время очень популярным, нельзя, так как этот вид самостоятельной работы способствует повышению личной уверенности каждого участника проекта, его самореализации и рефлексии. Именно в учебно-исследовательской деятельности происходит выявление, развитие и формирование познавательных интересов школьников. Работа в проекте позволяет школьникам учиться исследовательской деятельности и делать открытия, которые можно предъявлять к защите на научно-практических конференциях.

Приведенная нами система упражнений и заданий для самостоятельной работы по развитию языковой и лингвистической компетенций позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно приобретать знания, помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, дают учащимся возможность сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их на практике. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы, освоение информационных технологий постепенно увлекают учащихся, изменяют их мотивацию к учению. Они начинают проявлять интерес к деятельности и становятся активными участниками учебного процесса по приобретению разных, в том числе, и языковых компетенций.

По данной теме подготовила презентацию по обобщению опыта для участия в педагогическом совете гимназии. Предлагаю ее вашему вниманию.