Интегрированный урок (русского языка и литературы) в 11-м классе на тему "Уметь следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" (А.С. Пушкин)

Разделы: Русский язык, Литература


Цель урока: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • расширить представление об эпохе, созданной писателем;
    • пробудить интерес к личности и творчеству Льва Толстого;
    • повторить отличительные черты и роль однородных членов в тексте художественного произведения;
  • Развивающие:
    • открыть для себя новые страницы жизни писателя, обогатить свое представление о его личности;
    • развивать ассоциативное мышление;
  • Воспитывающие:
    • воспитывать внимательное и критическое отношение к языку художественного произведения.

Оборудование: тексты рассказа Л.Н.Толстого «После бала», репродукции и фотографии, толковый словарь С.И.Ожегова, музыкальное фоновое сопровождение, презентация (Приложение)

Методические приемы: проблемно-поисковый метод.

Тип: урок-исследование.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя, психологический настрой

– Сегодня у нас необычный урок: вы побываете на уроке словесности.
– Прежде чем мы перейдём непосредственно к теме урока, я предлагаю начать со значения слова словесность. Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей)
– А теперь я предлагаю проверить ваши ответы в словаре. (Работа со словарём)

II. Объявление темы урока, постановка цели и задач

– У нас сегодня необычный урок, поэтому, как вы понимаете, тема его тоже не должна быть обыкновенной. В качестве темы урока я взяла слова всем известного гениального русского поэта, чьё имя неразрывно связано с русской литературой, Александра Сергеевича Пушкина: «Уметь следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Как вы понимаете эти слова?
– Как вы думаете, исходя из этих слов, какие же задачи мы попытаемся сегодня решить? (Постановка цели и задач урока)

III. Повторительно-обобщающая работа

– А следовать сегодня я вам предлагаю за мыслями Льва Николаевича Толстого, человека с большой буквы, который ещё в самом начале своего творческого пути вышел за рамки писательского дела. Я думаю, вы согласитесь со мной, что произведения Толстого энциклопедичны и настолько чётко отражают все реалии эпохи писателя, что по ним можно изучать некоторые страницы русской истории.
– У Толстого много произведений и о каждом можно говорить очень долго, но я вам предлагаю вспомнить небольшой по объёму, но очень глубокий по содержанию рассказ писателя с незамысловатым названием «После бала». Давайте восстановим сюжетную линию рассказа.

(Ответы детей)

IV. Лингвистический эксперимент № 1

– Мы проведём наш первый лингвистический эксперимент: вам необходимо восстановить по памяти текст из рассказа Л.Н.Толстого «После бала», вставив вместо точек пропущенные прилагательные:

«Она была в … платье с … поясом и в … … перчатках, немного не доходивших до …, … локтей и в … … башмачках».

Ответ: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей и в белых атласных башмачках».

– Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. Затем записываем предложение, выделяем главные и однородные члены предложения.

Вывод: Однородные члены предложения помогают передать детали портрета Вареньки.

V. Лингвистический эксперимент №2

– Запишем ещё один пример из текста. В чем особенность данного предложения:

«Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки.»

  • Сделайте схему данного предложения
  • Перестройте данное предложение по той же схеме, но без союзов. Что изменилось?

(Ответы детей)

Вывод:Л.Н.Толстой употребляет предложения с однородными членами, когда передает душевное состояние своих героев.

VI. Ассоциативно-предметная характеристика героя

– Сейчас мы попытаемся дать характеристику героя, но не обычную, а ассоциативно-предметную. И опять нам понадобиться словарь. Что такое ассоциации?

Задание: Создайте устный ассоциативно-предметный портрет полковника.

VII. Акростих

– И снова словарная работа: что такое акростих?

– Предыдущее задание нам очень важно не только для более полного представления об образах главных героев произведения, но ещё и потому, оно плавно перетекает в следующее задание.

Задание: Составьте акростих по образу полковника:

П –
О –
Л –
К –
О –
В –
Н –
И –
К –

VIII. Сочинение по ассоциациям (весь класс)

– Наша работа с ассоциациями ещё не закончена, я предлагаю вам следующее задание. Оно имеет большую важность потому, что всем вам буквально через несколько месяцев сдавать единый государственный экзамен, а , как вы помните, там есть задание С, которое необходимо выполнить всем, кто претендует на большое количество баллов.

Задание: Напишите сочинение-миниатюру, отталкиваясь от слова «жестокость».

Примерное начало:

Жестокость… Что стоит за этим словом?

IX. Опорная схема по произведению

– Завершающим заданием будет задание не менее творческое, чем все предыдущие.

Задание: составьте опорную схему по целостному осмыслению произведения, показав героев и явления рассказа в их взаимосвязи. При выполнении этого задания вам необходимо проявить творческие способности. Используйте условные значки. Можете действовать по аналогии с хорошо известными вам смайликами.

(Проверка задания, ответы детей)

  На балу После бала
Иван Васильевич    
Варенька    
Полковник    

X. Рефлексия

– Какие ассоциации вызвал у вас урок? (Одно-два слова)

XI. Итоги урока

XII. Домашнее задание

– Сегодня на уроке мы следовали за мыслями великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Я вам предлагаю дома продолжить размышления на данную тему и написать мини-сочинение со следующим началом «Я бы хотел (а) следовать за мыслями…» Объём сочинения не должен превышать 150 слов.