Организация проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках музыки

Разделы: Музыка


Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса. Это связанно со многими факторами.

Каким образом выстроить художественно-творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Наверно, ориентируясь на современные педагогические технологии соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат  времени, материалов, информационных источников, поэтому формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках урока.

Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

По программе Сергеевой Критской в 6 классе III четверти, в течении нескольких уроках рассматривается тема «Музыкальные образы камерной музыки». Не смотря на то, что с этим понятием дети встречались уже не раз практически в каждом классе, где говорилось о вокальном, инструментальном жанре  камерной музыки, но имеют ли дети достаточное, целостное  представление об этом виде музыкального искусства. Ведь то, что недостаточно понято, прочувствованно, то всегда и отвергается. Только вслушиваясь в музыкальные произведения, самостоятельно проникновения в его образную сферу, замысел композитора, рефлексивного познания своих внутренних чувств, ощущений, приводит к глубине понимания.

Как решить эту проблему?

Возможно раскрыв тему посредством метода  проекта, рассчитанного  на несколько уроков и выходящего за рамки урока.

Планируя урок, выстраивая его композицию, мы всегда продумываем возможные варианты ответов учащихся, наводящие вопросы к возникшим проблемным ситуациям.

Какие могут быть пути и шаги раскрытия этой темы.

На первом уроке раскрывается на слайде тема:  «Камерная музыка»

Основополагающий этап работы в любом проекте это формулировка проблемы и цели.

Класс делится на малые группы сотрудничества, в группах сначала индивидуально, а затем  совместно обсуждается и «выдвигается» проблема и цель.

Что же такое проблема?

Проблема – (из толкового словаря) ж. греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье; задача, для отысканья неизвестного по данному.

Проблема противоречие между реальной ситуацией и желаемым результатом.

Цель (вытекает из проблемы проекта) - результат как способ решения проблемы.

Возможно,  в обсуждении учащиеся предлагают такую проблему и цель:

Проблема (ученик):

Что раскрывает понятие камерная музыка?

Цель: расширить границы познания о жанровых и стилистических особенностях камерной музыки

Как идти к решению этой проблемы?

Какие можно выделить задачи (этапы)

Задачи:

  • выяснить содержание понятия – камерная музыка
  • изучить  информацию  о жанрах, композиторах и исполнителях  камерной музыки
  • раскрыть жанровые и стилистические особенности камерной музыки

Естественно, что при планировании такого вида уроков учитель ставит и решает проблему и цель учителя:

Проблема (учитель):

Поверхностное представление учащихся об особенностях камерной музыки – как вида музыкального искусства.

Цель: сформировать  целостного представления о камерной музыке

Задачи:

  • побудить детей к самостоятельному и групповому поиску информации о композиторах, жанрах, исполнителях камерной музыки;
  • научить систематизировать собранный материал;
  • обучить умению коллективно размышлять о музыкальных жанрах, стилистических особенностях камерной музыки;
  • развить эмоционально-образное представление звучащих музыкальных произведений
  • развить индивидуально-личностное отношение учащихся к камерной музыке

Когда обозначена проблема, цель, этапы ее реализации необходимо приступить к сбору информации.

Предлагается уже сформированным группам поработать с мультимедийным диском  «Энциклопедия классической музыки» (серия «Интеллектуальный мир», фирма Cominfo)

Каждая группа получает задание ( по карточке) найти информацию по содержанию диска:

Первая группа: о жанрах камерной музыки.

Вторая группа: о композиторах  (в карточке  указаны фамилии композиторов)

Третья группа: музыкальные произведения (в разделе audio предлагается прослушать некоторые произведения).

Четвертая группа: исполнители с мировым именем.

На последующем этапе формируются группы сменного состава (от каждой ранее сформированной группы по одному человеку в новую). Учащиеся в группах сменного состава по карточкам получают новое задание: по эпохам рассмотреть творчество данного композитора, с прослушиванием указанных музыкальных произведений:

Подведение итогов работы малых групп сменного состава заключается в выступлении представителей каждой группы (раскрытие творчества композитора сопровождается звучащими музыкальными произведениями камерной музыки). Выступающим задаются  вопросы, далее выступления коллективно обсуждаются. Выяснить, что не достаточно получено знаний даже в рамках творчества одного композитора.

Можно ли считать, что в рамках урока раскрыты все запланированные этапы и решена проблема?

Имеют ли учащиеся полное представление о  камерной музыке?

Сформированные группы получают задание на дом найти дополнительный материал (используя  Интернет-ресурс) по творчеству композиторов в области камерной музыки, собрать фонотеку их музыкальных произведений, затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки).

Последующие уроки выстраиваются учителем совместно с группами. На каждом уроке в сотрудничестве ученик-учитель (группы и учителя) раскрывается творчество нескольких композиторов в области камерной музыки, по эпохам. Делается акцент на звучащие музыкальные произведения, природу их появления и  интонационно-образного содержания.

Методы использованные на уроках по проекту «Камерная музыка»:

1. Проблематизации

2. Поисковый метод

3.Метод дисскусий

4. Мыслительного экспериментирования

5. Размышления

6. Метод интонационно-стилевого постижения музыки

В рамках работы над проектом «Камерная музыка» возможно расширение рамок урока:

Формы организации внеурочной деятельности учащихся:

1. Посещение концертных площадок города (камерной музыки)

2. Творческие работы в виде презентации

3. Оформление фонотеки

4. Организация концерта камерной музыки в школе, авторская разработка сценария концерта

5. Оформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведения

6. Организация музыкальной викторины

7. Проведение КВН по теме «Камерная музыка»

Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным  планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и  интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в  значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.

Приложение «Метод проектов»