Урок по окружающему миру на тему "Вода и ее свойства"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Закрепить знания о полезных ископаемых и их свойствах.
  2. Познакомить с новым, самым ценным полезным ископаемым на Земле- водой.
  3. Выявить с помощью опытов основные свойства воды.

Оборудование:

  1. для учащихся: стаканы с водой, разноцветные полоски, чайные ложки, салфетки, картон;
  2. для учителя: стакан с водой, с молоком, соль, сахар, размельченный мел, промокательная бумага для изготовления воронки, стеклянная палочка и воронка.
  3. Приложение (слайды 1 – 16)

I. Организация класса.

II. Минутка природоведения.

- Начать сегодняшний урок я хочу с загадки. Вы внимательно слушайте, а потом, скажете о каком месяце года, говорится в этой загадке…

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

-О каком месяце года говорится в этой загадке? Слайд 1.

-Вообще ноябрь- это осенний месяц, а у нас, в условиях Сибири этот месяц считается зимним, так как холода наступают гораздо раньше.

-А какое время года сейчас? Слайд 2.

-Ребята! Когда я собиралась к вам на урок, то ко мне в форточку залетела синица и положила вам эту телеграмму на стол. Эта телеграмма от лесных жителей, от птиц и зверей. Послушайте, что в ней написано: «Милые ребята! За окном снег лежит, но еще не зима. То вдруг подует ветер, ударит мороз, то вдруг снег начинает таять, появляются лужи, начинает с крыш капать, мы очень обеспокоены. Помогите нам, скажите какая сегодня погода?»

-Да, ребята, у нас зима, а для начала зимы и характерны, то заморозки до -20°С, то оттепели и метели.

III. Проверка домашнего задания.

-А сейчас давайте вспомним полезные ископаемые, которые вы изучили, и их свойства.

  1. Очень прочный и долговечный камень, широко используется в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки лестниц, им мостят дороги. (Гранит). Слайд 3.
  2. Из этого полезного ископаемого с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. (Глина). Слайд 4.
  3. Имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде; он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки, основное свойство его- горючесть. (Каменный уголь). Слайд 5.
  4. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение все машины- самолеты, тракторы, корабли, тепловозы и т.д. (Нефть). Слайд 6.
  5. Бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. (Природный газ). Слайд 7.
  6. Образуется на болоте из остатков растений, которые там росли. (Торф). Слайд 8.
  7. Важное свойство этого полезного ископаемого- плавкость. Из него выплавляют чугун. (Железная руда). Слайд 9.
  8. Это полезное ископаемое белого цвета. Одно из них используется как строительный материал для покрытия дорог и улиц, а другое применяется в быту. (мрамор) Слайд 10.
  9. Это полезное ископаемое используется при изготовлении стекла. (песок) Слайд 11.

-Вот мы и вспомнили все полезные ископаемые. Кто мне скажет, что называют полезным ископаемым?

IV. Новый материал.

-Как вы думаете, какое самое ценное полезное ископаемое на земле и почему? Ответить на мой вопрос вы сможете отгадав загадку:

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

-Правильно, вода тоже является полезным ископаемым и причем ценным. Она вам всем очень хорошо знакома. Она такая привычная и повседневная. Согласитесь, но труднее ответить на вопрос, где не используется вода. Она используется во всех легких и тяжелых промышленностях, в сельском хозяйстве. Вы, ваши мамы и папы всегда пользуетесь водой. Многие животные, в том числе и человек 80% состоит из воды и кровь содержит 90% воды.

-Кажется все известно о воде, и все-таки вода, как и другое любое полезное ископаемое, имеет свои свойства. А какие мы с вами установим с помощью опытов.

-Скажите, чем вода отличается от куска дерева или камня?

А имеет ли вода какую-нибудь форму? Можно ли ее положить на стол как кусок дерева или камня?

-Почему нет?

-У вас на партах есть вода в стаканах, скажите, какую форму она имеет?

-А вот вода в бутылке, какую форму она имеет?

-Значит, ребята, какой мы можем сделать вывод, кто скажет? Слайд 12.

Вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

-Ребята, скажите, имеет ли вода цвет?

-У вас на партах лежат разноцветные полоски. Сравните цвет воды с цветом разноцветных полосок. Можно ли назвать воду синей, зеленой, желтой, красной? Вы видите вода не окрашена ни в один из этих цветов, значит какой мы можем сделать вывод? Слайд 13.

Вода бесцветна.

-Какое свойство мы определили, когда в воду опустили карандаш?

-Мы видим карандаш? Четко его видно?

-А если мы опустим ложку в молоко. Видите ее?

-Что можно сказать о воде? Слайд 14.

Вода прозрачна.

-У меня в руках духи. Ребятам на первой парте я им дать понюхать. Думаю, вы им доверяете и поверите их ответу: имеют ли духи запах?

-Если я распылю, вот, например, освежитель воздуха. Чувствуете запах?

-Имеет ли чистая вода запах? Кто может сделать вывод?

-Вода ничем не пахнет. Она без запаха.

-Скажите, каков вкус соли? Сахара? Лимона? Лука?

-Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Вам очень хорошо знаком вкус хлеба и молока.

-Попробуйте воду.

-Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой?

-А можно ли из названных вами вкусов отнести к вкусу воды?

- Так какой же мы сделаем вывод?

-Вода не имеет вкуса. Она безвкусна.

-А теперь, все о чем говорили, что наблюдали, обо всем этом подведем итог. А в помощь вам доска.

-Так какими же свойствами обладает вода?

-Но это еще не все свойства, следующий опыт вы проделаете сами. Внимательно наблюдайте, что происходит с водой, затем сделаете вывод.

- Итак, возьмите картон, ложкой аккуратно возьмите воду и вылейте ее на картон. Наблюдайте, что происходит с водой. Если кто-то пролил воду, пользуйтесь салфетками.

-Теперь чуть-чуть наклоните картон и пронаблюдайте, что произошло с водой.

-Скажите, что вы наблюдали? Какой можно сделать вывод? Слайд 15.

-Вода текуча.

-Ребята, вот лежат соль сахар, мел. В один стакан положите соли, в другой- сахар, в третий- измельченного мела. А теперь хорошо помешайте воду в стаканах. А вы наблюдайте, что происходит с кристалликами соли, сахара и что происходит с мелом.

-Изменилась ли вода? Какая она стала? Куда делись соль и сахар?

-Какой можно сделать вывод, каким свойством обладает вода? Вода растворитель.

-Какая вода стала в третьем стакане? Такую воду пить нельзя, ее надо очистить от мути. Как это сделать? Чтобы получить чистую воду, ее нужно пропустить через фильтр. Фильтры бывают различными: бумажный, ватный, песочный.

-Хорошим фильтром является обычный песок. Люди давно заметили это свойство и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

-Вот и мы сейчас профильтруем мутную воду, т.е. пропустим через фильтр. Посмотрите, я сгибаю бумагу вчетверо, обрезаю полукругом с одного угла и делаю из нее бумажную воронку. Вставляю в стеклянную воронку и подставляю пустой стакан. Осторожно выливаю воду в воронку.

-А вы наблюдайте за водой, которая будет вытекать из воронки.

-Когда вода течет, она размывает землю и уносит с собой песчинки, мельчайшие частички глины и сгнивших растений, но это почти незначительно по сравнению с загрязнением воды человеком. Ежегодно в наши моря выбрасывается 14 тонн мазута, а это ведет к гибели всего живого, находящегося в этих водах. Человечество не бережет свою мать природу, и она стала жестоко мстить ему, и уже никакие меры не могут это предотвратить. Так, например, в нашем городе, хотя вода перед подачей в квартиры тщательно фильтруется специальными устройствами, в нее проникают вирусы, инфекции, которые сейчас способствуют распространению среди людей заболеваний.

-Какое заболевание наблюдается сейчас в городе?

-Поэтому перед употреблением воду обязательно надо прокипятить, так как вирус можно убить только при высокой температуре. У нас на земле очень много воды. 78% составляют моря и океаны, из них 2% пресной воды и та загрязнена. И поэтому самая глобальная проблема- обеспечение населения пресной водой. Поэтому сейчас очень строго наказываются те предприятия, которые выбрасывают отходы в воду, тем самым загрязняя ее.

-Вернемся к нашему опыту. Какая стала вода? Почему?

-Вот видите, даже обыкновенный бумажный фильтр помог нам очистить воду.

-А еще толковый словарь поможет нам узнать: какие вещества называются растворимыми, а какие- нерастворимыми.

-Если частицы в воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр, то это растворимое вещество. Например: соль, сахар, сода.

-Если частицы плавают в воде или оседают на дно и задерживаются фильтром, то это нерастворимое вещество. Например: глина, песок, крахмал.

V. Итог урока.

-Где человек использует воду?

-Каким опытом можно доказать, что вода- растворитель?

-Что нужно сделать, чтобы очистить воду?

-В каком состоянии еще можно наблюдать воду в природе?

-Какое свойство мы определили, когда в воду опустили карандаш?

-С какими свойствами воды мы познакомились сегодня на уроке?

Слайд 16.