Повторительно-обобщающий урок "Олимпийские игры" в 5-м классе по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание, Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции.

Задачи урока:

  • Закрепить знание основных понятий, терминов, дат
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, использовать знания в нестандартной ситуации  
  • Развитие памяти, внимания
  • Пропаганда физической культуры и занятий спортом

Оборудование: Карты: «Древняя Греция (до середины 5 в. до н.э.)», «Древняя Греция в 5 в. до н.э.», таблицы с изображением древнегреческих атлетов, таблица- кроссворд, таблица к историческому диктанту, сигнальные карточки, таблички с греческими именами у каждого ученика, импровизированные медали.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя: В течение многих уроков мы знакомились с историей Древней Греции: природными условиями, общественным строем, образом жизни и занятиями жителей, культурой и достижениями древних греков. А теперь мы должны подвести итог нашим знаниям по этой теме.

Сегодня у нас необычный урок: урок – Олимпийские игры. И вы – не обычные ученики, а атлеты, участники состязаний на Олимпийских играх в Древней Греции. Сегодня, проверяя ваши знания по истории Древней Греции, мы будем состязаться в беге, прыжках, борьбе, метании копья и диска, гонках колесниц.

В конце урока нас ждет подведение итогов и награждение победителей Олимпийских игр.

У каждого из вас на груди табличка с греческим именем, так я буду обращаться к вам сегодня на уроке. Скажите, почему все имена – только мужские? (Женщинам в Древней Греции не разрешалось принимать участие в Олимпийских играх и даже присутствовать на состязаниях)

В старину в античном мире
Двадцать пять веков назад
Города не знали мира
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны.
Можно в смелости и в силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет
Самый лучший пятый класс.
Самый быстрый, самый сильный,
Самый ловкий в мире класс!

3. Обобщающее повторение.

1. Разминка

Перед началом состязаний атлеты уделяют большое внимание разминке. Разминка необходима для согревания мышц, чтобы не получить травму во время состязаний, чтобы показать хороший спортивный результат. А нам разминка необходима, чтобы включится в работу и показать хорошие знания.

Игра «Историческая цепочка»

Учащиеся по цепочке называют географические названия и имена, связанные с историей Древней Греции. Например: Спарта, Крит, Троя, Эгейское море, Солон, Зевс и т.п. (Условия игры: ответы даются быстро, тот, кто запнулся – выходит из игры, побеждает ученик, назвавший последнее слово).

Итак, начинаем нашу разминку!

Левой, правой, не зевай
И никто не отставай:
Взмах рукой и шаг ногой
Думай, думай головой!

2. Бег на различные дистанции.

О скорости бегунов в Древней Греции рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить – так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке. Бегун должен обладать быстротой и выносливостью.

Бег бывает очень разный,
Но всегда такой прекрасный.
Быстрый, медленный и средний,
Бег с препятствием, барьерный.
И выигрывает тот,
Кто ни в чём не отстаёт.
Только страсть, тяжёлый труд
Вас к победе приведут.

Итак, наш первый вид состязаний – бег на различные дистанции.

Работа с настенной картой. Показать и назвать:

  • полуостров в Европе, на котором более трех с половиной тысяч лет назад жили греческие племена
  • море, которое согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя
  • остров, на котором согласно греческому мифу, в лабиринте жил Минотавр
  • город, который, согласно мифам, удалось взять грекам благодаря деревянному коню.
  • кратчайший морской путь, который после гибели Трои предстояло преодолеть Одиссею, чтобы вернуться домой
  • место, где проходили состязания атлетов.
  • страна, откуда были родом цари Филипп и Александр
  • область, в которой Солон отменил долговое рабство
  • границы державы Александра Македонского
  • главные государства, образовавшиеся после распада державы Александра Македонского
  • город, в котором умение воровать приветствовалось
  • место сражения греков с персами, именем которого названо одно из состязаний в беге.

3. Прыжки во времени.

Один из видов состязаний в Древней Греции – прыжки в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.

В олимпийскую программу
Входят также и прыжки
Есть тройной прыжок в длину
Есть с шестом и в высоту.
Ну, готовьтесь, и сейчас
Мы покажем экстра-класс!

Мы тоже совершим прыжки, но не в длину, а во времени.

Работа с линией времени.

Решите задачи:

1) Древние греки гордились тем, что разгромили персидский флот в Саламинском проливе. Отпраздновали ли потомки победителей, жители современной Греции, знаменитую дату – 2500 лет, прошедших со дня Саламинской битвы? Или им еще предстоит это сделать?

2009 + 480= 2489 (еще предстоит отпраздновать)

2) Мог ли Солон присутствовать на 1-х Олимпийских играх?

776 – 594= 182 (нет, Солон не мог жить 182 года назад)

4. Метание копья.

Наш следующий вид состязаний - метание копья.

В этом состязании атлету необходима собранность, точность и сила.

Исторический диктант.

Учитель зачитывает определения, ученики записывают понятия в тетради:

  • автор «Илиады» и «Одиссеи»
  • отец истории
  • власть народа
  • греческий корабль
  • город-государство
  • коренные жители Афин
  • македонская армия
  • школа, где мальчики занимались гимнастикой

По окончании диктанта учитель показывает ответы на таблице:

Гомер

Геродот

демократия

триера

полис

граждане

фаланга

палестра

Организуется взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадками, проверяют работы друг друга.

5. Физ. минутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Мы умеем отвечать (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко- легко подышим (глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руках у вас (подтянуться 10 раз)

6. Борьба.

Вот спортивная борьба.
Очень сложна и трудна.
Вам не выиграть у тех,
Кто сильней и крепче всех!

Следующий вид наших состязаний – борьба.

Выиграть схватку может тот, кто ловок и силен, владеет различными приемами. Побежденным считался тот, кого трижды прижали к земле спиной или плечом.

Я предлагаю вам ответить на 3 каверзных вопроса и надеюсь, что вы не окажитесь в числе побежденных.

Каверзные вопросы:

  1. Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх.
    Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешали участвовать?
  2. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!» Что означали слова Перикла? Кого греки называли педагогами?
  3. Слово «фара» означает «освещающий путь фонарь в передней части автомобиля или велосипеда». Это слово произошло от названия одного небольшого острова в Средиземном море. Что это за остров? Какая связь между автомобильными фарами и его названием?

7. Метание диска.

В этом состязании принимали участие только самые сильные атлеты, потому что диски были каменными или бронзовыми и весили более пяти кг. И я предлагаю вам выполнить сложное задание:

 Решите кроссворд «Боги Древней Греции»

По вертикали:

 

 

По горизонтали:

1. Бог торговли. (Гермес)

 

 

2. Бог кузнечного дела. (Гефест)

3. Бог моря. (Зевс)

 

 

4. Бог грома и молний. (Зевс)

5. Богиня мудрости и справедливой войны. (Афина)

 

 

5. Бог царства мёртвых. (Аид)

7. Бог виноделия. (Дионис)

 

 

6. Богиня красоты, любви. (Афродита)

8. Поднятие тяжестей.

Во время раскопок был найден камень с надписью: Бибон поднял меня над головою одной рукой. Вес камня- 143,5 кг. Двумя руками такой камень поднимут многие современные тяжеловесы, но одной- вряд ли. Однако, я думаю что вы легко справитесь со следующим заданием.

Игра «Историческая перестрелка»

Учащиеся должны дать самое короткое определение следующим понятиям: долговой камень, ареопаг, лаконичная речь, оратор, стратег, трагедия, комедия.

9. Гонка колесниц.

Олимпийцы, олимпийцы,
В спорте нет для вас преград!
Колесницы, колесницы,
Выходите все на старт!

На Олимпийских состязаниях колесницам предстояло 12 раз обогнуть ипподром. Это было очень опасное состязание. Нередко колесницы переворачивались, возничие получали увечье и раны. Однажды на скачках лошадь сбросила возницу, но продолжала бег и пришла к финишу первой. Владельца упряжки объявили победителем.

Вознице необходимы были ловкость, смелость, умение управлять лошадьми. И я надеюсь, что в нашем состязании никто из вас не выпадет из колесницы.

Работа с тестами. У учащихся – по 3 сигнальные карточки с буквами «А», «Б», «В».
Учитель зачитывает тест – ученики поднимают карточку с правильным ответом

Тесты:

  1. Греки верили, что боги живут
    А) на вершине горы Олимп +
    Б) в Олимпии
    В) в подземном царстве
  2. Природные условия Аттики были благоприятны для выращивания:
    А) пшеницы, ржи, овса
    Б) финиковых пальм
    В) оливок и винограда +
  3. Илоты это
    А) свободные граждане
    Б) рабы в Спарте +
    В) переселенцы
  4. Олимпийские игры проводились:
    А) в Южной Греции, в городке Олимпия +
    Б) в Северной Греции, у горы Олимп
    В) по очереди в самых красивых городах Греции
  5. Царь Леонид возглавлял спартанцев
    А) в Марафонской битве
    Б) в битве при Фермопилах +
    В) в Саламинской битве
  6. Простой народ в Аттике называли
    А) демос +
    Б) архонты
    В) ареопаг
  7. Главная площадь Афин
    А) Акрополь
    Б) Керамик
    В) Агора +
  8. Круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор это
    А) палестра
    Б) скенэ
    В) орхестра +
  9. Постоянные жители Афин, которые за право жить в Афинском государстве должны были платить налог в казну
    А) переселенцы +
    Б) рабы
    В) граждане
  10. Обсерватория – это
    А) школа для мальчиков
    Б) здание для наблюдения за небесными светилами +
    В) школа для взрослых мужчин
  11. театр в Греции возник из празднеств в честь
    А) верховного бога Зевса
    Б) бога виноделия Диониса +
    В) покровительницы земледелия Деметры
  12. Сколько подвигов совершил Геракл ?
    А) 5
    Б) 10
    В) 12 +

4. Подведение итогов.

Вот и подошли к концу наши Олимпийские игры. Вы хорошо потрудились и достойны награды. Победителей состязаний в Древней Греции награждали оливковыми венками. Победителей современных Олимпийских игр награждают медалями.

Учитель награждает учащихся импровизированными медалями (получивших оценку «3»-бронзовой медалью, «4»- серебряной, «5»- золотой).

Вопрос классу: Какие качества необходимы спортсменам для успешного участия в различных состязаниях?

Все, кто занимается физической культурой и спортом меньше болеют, отличаются долголетием, обладают красивой и стройной фигурой. И я желаю вам подружиться со спортом.

Гаснет огонь олимпийский,
Значит, прощаться пора.
Всем вам, друзья-олимпийцы
Я пожелаю добра,
Мира и радость победы
В спорте, учёбе, труде.
Кем бы и кто бы ты ни был,
Будь олимпийцем везде!