Использование ИКТ-технологий в учебном процессе МОУ ЦЛПДО

Разделы: Администрирование школы


В условиях модернизации общего образования в России существенно меняется содержательная основа учебников, учебно-наглядного материала, вводятся в практику преподавания предметов принципиально новые носители информации. Все чаще используются мультимедийные средства обучения.

Одной из самых доступных для создания мультимедийных презентаций компьютерных программ является Power point, с помощью которой можно создавать разнообразные слайд-шоу к различным темам и сериям уроков, вносить коррективы в последовательность изложения и автоматизации учебного материала, насыщать уроки дополнительной информацией, наглядными материалами, иллюстрировать учебный материал, дозировать учебную информацию в зависимости от уровня подготовленности учащихся, формировать заинтересованность и положительную мотивацию подростков на изучение предмета.

Подобные мультимедийные презентации с использованием принципа наглядности, помогают учителю не только ознакомить учащихся с новым учебным материалом, но формируют навыки наблюдательности, развивают внимание, память,  обеспечивая прочное усвоение обучающимися учебного  материала, повышают интерес к предмету. На таких уроках все учащиеся обычно заняты, каждый работает в своём, комфортном ему режиме. Это позволяет рационально организовать деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета (темы), разнообразить занятия. Рост компьютеризации школ дает учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что с одной стороны активизирует внимание обучаемых и усиливает интерес к уроку, а с другой – облегчает их работу.

Слайд-презентация по теме позволяет четче и интереснее изложить учебный материал, правильно представить и понять цель и ход работы ученика, предупредить ошибки, организовать закрепление материала и  его контроль. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока. Слайд-фильм позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закрепления, ускорять процесс выполнения заданий.

Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Рост компьютеризации школ дает учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что активизирует внимание обучаемых и усиливает интерес к уроку.  

В нашем образовательном учреждении на уроках по различным школьным дисциплинам (французский язык, биология, химия, изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, культура здоровья и т.д.) компьютер, мультимедиа проектор являются инструментами для работы с учебной информацией, а также применяются для текущего контроля знаний по предмету. Учителя-предметники пришли к выводу, что использование ИКТ-технологий на уроке позволяет сократить время при подготовке к уроку (один раз созданная мультимедиа презентация может использоваться многократно в различных вариациях – можно менять порядок подачи материала, его дозирование для классов разного уровня и т. д.), легко изменить план-конспект урока (добавить или усложнить материал, вставить задание, добавить новую иллюстрацию, карту, вопрос, тест, упражнение и т. д.), создать базу индивидуальных слайдов с заданиями, дифференцированных проверочных работ, тестов по различным темам, текстов, карт, аудио и видеозаписей (гимны, речи исторических деятелей, песни и т. д.). Эту базу можно хранить, обрабатывать, пополнять на электронном носителе.  Творчески работающие учителя составили медиатеку собственных мультимедиа продуктов (презентации, слайды, видеоролики с заданиями и т. д.), которые служат материалом для уроков и дальнейшей работы учителя в данной области.

Опыт использования данных учебных материалов позволяет сделать вывод о том, что работа обучающегося со слайд-презентацией формирует у него яркие и объемные представления об изучаемом материале. Данный вид учебной деятельности на уроке повышает уровень учебной мотивации. Кроме того, учителя французского языка Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Новокузнецка активно внедряют проектный способ обучения – привлекают учеников к сбору материала для презентаций, работе с ними в программе Power Point к последующим урокам. По итогам данной работы обучающиеся участвуют со своими проектами в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня. Обучающиеся, включившись в работу по предмету со слайд-презентациями,  используют все три уровня восприятия информации.  Ученик отрабатывает на уроке французского языка навыки работы с компьютером индивидуально или в составе учебной группы.  Учебная деятельность строится таким образом, что ученик овладевает не только знаниями по предмету, но и способами их приобретения. Именно этот вид активной и разнообразной деятельности служит повышению уровня познавательной мотивации.

К наиболее часто используемым элементам   мультимедийных средств в учебном процессе нашего образовательного учреждения относятся:

  • электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудифрагменты.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам в различных классах.  Интересны различные  энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в  таких  учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда творчески работающий учитель начинает создавать и использовать свои собственные учебно-наглядные материалы и дидактические пособия.

Так, педагог дополнительного образования Центра при реализации программы кружка «Азбука здоровья» в 6-7 классах активно внедряет иллюстративные материалы, разработанные ею с использованием Интернет-ресурсов. Учителя французского языка в 2008-2009 учебном году разработали, апробировали и внедрили мультимедиа презентации по всем темам учебника «Синяя птица» за 9 класс для подготовки к государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы в новой форме. В 2009 году данные педагоги использовали ресурсы сайта YouTub.com и разработали и внедрили дидактические материалы по обучению аудированию аутентичного текста по темам учебников 8-9 классов. Учитель основ безопасности жизнедеятельности также активно использует возможности ИКТ-технологий в своей деятельности: разрабатывает внеклассные мероприятия в рамках месячников: безопасности жизнедеятельности (сентябрь), «Наркотики – путь в никуда» (ноябрь), физкультурно-оздоровительного (февраль), экологического (март-май). Учитель химии использует комплект мультимедиа презентаций по всем темам курса.

В зависимости от дидактических целей и специфики учебного   предмета, учителя Центра используют следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажёрные (упражнения), контролирующие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедиа материалы. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные продукты, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и уроки-презентации, разработанные  при помощи компьютерной программы Power Point.

Учителя-предметники разрабатывают компьютерные слайд-презентации средствами Power Point как тематически и логически связанную последовательность информационных объектов, демонстрируемую на экране или мониторе. В ходе слайд-презентации они используют различные информационные объекты: изображения (фото, репродукции, сканированные изображения и т.д.), звуковые и видеофрагменты. Слайды представляют собой рисунки, фотографии, тексты, упражнения, задания к тексту, контрольные тесты и т.д. Педагоги при этом придерживаются мнения о том, что эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, текстов, заданий к текстам, тестовых заданий, таблиц и т.д.

Урок  закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования   для глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого  презентации происходит с помощью выведения на экран проблемных вопросов, ситуаций, видеофрагментов и др. и постепенно прихода к их решению всем классом, созданием игровой ситуации с использованием иллюстративного материала и т.д. 

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьников в дальнейшем.

Большая часть уроков с использованием ИКТ-технологий являются уроками комбинированного типа, но учителя Центра используют также уроки

1) лекции, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  в текстовой записи учащимся в удобной форме;
2) иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; 
3) наглядные пособия, помогающие пониманию, активизации изученного ранее материала и автоматизации нового с опорой на иллюстрации к текстам, сопровождающие упражнения, тесты.

При использовании на уроке слайд-презентации, как учебно-наглядного пособия, учителя используют следующие условия презентации:

1. Проецирование на большой экран (участники  следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут). Проецирование на большой экран подходит для  ознакомительных уроков, для фронтальной работы, для внеклассных мероприятий по предмету.
2. Демонстрация на компьютерах обучающихся (но управление презентацией осуществляется  только учителем). Демонстрация на компьютерах, управляемая учителем, подходит для текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.
3. Самостоятельная работа с  готовой слайд-презентацией на компьютере в автоматическом или управляемом учащимся, а не учителем, режиме. Управляемая учеником, готовая презентация подходит для повторения (активизации) материала, самостоятельной автоматизации изучаемого в процессе чтения с извлечением информации, поискового чтения с использованием справочных материалов, словарей, в ходе выполнения упражнений, самотестирования.

При составлении слайд-презентаций мы учитываем следующие требования:

  • Информация  на экране не должна напрягать зрение: четко разграничены предложения, минимум вводных слов, крупный текст.
  • Анимация должна быть строго дозирована и разумна по смыслу материала.
  • Презентация должна быть четко рассчитана по времени, не быть слишком объемной, кадры для  текста должны демонстрироваться (по времени) в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и уровнем знаний, умений и навыков владения французским языком каждого обучающегося.
  • Информация на слайдах может либо пояснять  содержимое кадра, либо расширять его.

Презентации для самостоятельного изучения и  работы лучше настраивать по щелчку мыши, чтобы не подгонять зрителя. 

Использование ИКТ-технологий на занятиях позволяет обучающимся

1) включиться в работу на трёх уровнях восприятия информации:

– визуальный (видеоматериалы)
– аудиальный (аудиоматериалы)
– тактильный (письменный), что позволяет глубже усвоить, понять изучаемый материал.

2) научиться работать с компьютером в составе учебной группы (найти материал в Интернете, обработать его и составить презентацию, оформить слайды и т. д.) и выступать на уроке с защитой результатов своей работы.

3) формировать организационные общеучебные навыки. Обучающиеся учатся выстраивать свой план работы, находить и оформлять результаты своей работы.

4) повысить познавательную мотивацию – не быть пассивным объектом воздействия, а самому активно участвовать в процессе обучения. Обучающиеся учатся выступать перед аудиторией с докладом, отстаивать своё мнение, т.е. ученик овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения и демонстрации.

Учителя-предметники используют на уроке средства Power Point параллельно с использованием материалов учебника. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее формировать осознанные умения инавыки по предмету.

Литература:

1. Пушкарёва Е. В. Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании. Сайт http://pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html.
2. Сливкина И. А. Использование информационных технологий при подготовке презентаций. http://bank.orenipk.ru/Text/prezent/moduli/lekzij2.htm.
3. Сысоев С.П., Евстигнеев Л.И. Технология Веб 2.0. Использование социального сервиса подкастов при изучении иностранных языков. – Иностранные языки в школе, 2009, №6.