Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Обобщить знания о частях речи, приобретенные при изучении русского языка;
  2. Дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  3. Развивать наблюдательность, мышление, познавательную активность;
  4. Воспитывать уважительное, бережное отношение к родному языку, умение работать в команде, доброжелательность, самостоятельность учащихся.

Подготовительная работа: класс делится на 4 команды, в каждой команде выбирается капитан.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие детей учителем, приветствие детьми гостей.

II. Тема урока.

1. Вступительное слово.

- Урок русского языка сегодня проведем в необычной форме. Наше занятие пройдет по принципу известной телепередачи “Своя игра”.

(слайд 1)

2. Объяснение правил игры.

- Перед вами игровое поле (слайд 2).

Вашему вниманию представлены четыре основные темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог и двадцать вопросов, на которые вам предстоит дать ответы. Вопросы под номерами 1, 6, 11, 16 оцениваются в один балл, вопросы 2, 7, 12, 17 – в два балла и т.д. За каждый правильный ответ команда получает жетон с определенным количеством баллов. Среди вопросов есть музыкальная пауза (Глагол – 14), вопрос – аукцион (Имя прилагательное – 6, команды ведут торг (от 1 до 5 баллов): команда, которая даст 5 баллов за вопрос, имеет право дать на него ответ), “Кот в мешке” (Имя прилагательное – 10: команда, выбравшая данный номер отдает вопрос другой команде).

Команда, набравшая большее количество баллов, будет считаться победительницей (на игре присутствуют ассистенты, которые будут вести подсчет баллов).

3. Ход игры.

- Прежде, чем мы начнем, каждая команда – участница должна доказать свою “состоятельность” - способность участвовать в игре.

На столах лежат карточки со слогами. Задание: составить из данных слогов название своей команды. Команда, ответившая первой, имеет право первой выбрать вопрос.

“Зна – то – ки”

“Гра – мо – те – и”

“Ум – ни – ки”

“Знай – ки”

- Желаю командам успехов. А помогать вам сегодня будут внимательность, сообразительность и дружная работа в команде.

4. Примеры заданий (слайды 3 – 22).

Имя существительное:

“1” - Распределите слова на две группы. Расскажите правило.

мыш.., доч.., сыч.., вещ.., мяч.., гараж.., мелоч.., крепыш..

“2” - На своём примере расскажите всё об имени существительном (например: собака – это имя существительное, отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, одушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, женский род).

“3” - Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

гл…зной, исп…ряет, к…шачий, д…рить

“4” - Определите род имен существительных. Обоснуйте свой ответ.

озеро, голубь, полотенце, кастрюля, снег, радость

“5” - Подберите к данным словам слова с парными согласными, которые надо проверить.

Образец: находить – находка

грибной, ошибочный, морковный, прорубить

Имя прилагательное:

“1” - Вопрос – аукцион

Определите части речи.

Девочка Катя вышла на лесную поляну.

“2” - Дополните правило:

Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы ______________________________________. Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос ________________________________.

“3” - Кот в мешке

Подберите к данным словам подходящие по смыслу слова – признаки:

  • Арбуз –
  • Листья –
  • Медведь –

“4” - Замените выделенные слова словами – признаками.

  • Воротник из песца
  • Шуба из лисы
  • Платок из пуха

“5” - Вставьте нужные окончания в имена прилагательные. Обоснуйте свой ответ.

  • Почтов… ящик
  • Зимн… забавы
  • Весёл… мелодия
  • Шёлков… платье

Глагол:

“1” - Дополните правило:

Глагол – это _____________________________, которая обозначает ______________________ и отвечает на вопросы ______________________________. Например, _______________________.

“2” - Назовите слова, обозначающие действия предмета.

У меня друзей немало,
Я их всех нарисовала.
Маша машет. Паша пашет.
Коля колет. Петя полет.
Валя валит. Катя катит.
Света светит. Соня спит.

“3” - К данным словосочетаниям подберите близкие по значению слова – действия.

  • Держать язык за зубами –
  • Бить баклуши –
  • Водить за нос –
  • Витать в облаках –

“4” - Музыкальная пауза

“5” - Раскройте скобки. Сформулируйте правило.

(Не)разгрызёшь орешка – (не)съешь и ядрышка.

Без труда (не)выловишь и рыбку из пруда.

Предлог:

“1” - Назовите предлоги.

а, к, л, ро, без, из, ов, жи, за, под, уш

“2” - Вставьте на место пропусков нужные предлоги.

  • Мы бежали … тропинке.
  • … нашей Лайки появились щенки.
  • … нам … праздник пришло много гостей.

“3” - Дополните:

Предлоги со словами пишутся _________________________.

Предлоги служат для ____________________________.

“4” - Вставьте нужные предлоги.

  • Дошел … школы.
  • Нашёл … лесу.
  • Упал … дерева.
  • Летали … водой.

“5” - Вставьте противоположные по значению предлоги.

  • Над деревом –
  • В комнату –
  • Из самолета –
  • От берега –

III. Подведение итогов.

- Наша игра подходит к концу. Я благодарю всех участников, гостей, ассистентов за четкую и быструю работу.

А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы. Команда, занявшая I место, показала отличные знания по русскому языку. Поприветствуем ребят!

(слайд 23)