Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок истории в 6-м классе по теме "Средневековой город и его обитатели"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Урок с использованием технологии развития критического мышления

Задачи урока:

1.Выяснить основные причины возникновения и образования городов.

2.Показать, что город – это торгово-ремесленный центр.

3.Показать, что роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

4.Вызвать у школьников уважение к трудолюбию средневековых ремесленников.

5.Вырабатывать умение описывать исторические явления.

Основные понятия: город, горожане, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, ученик, заработная плата, шедевр, цехи, товарное хозяйство, гильдии, банк, ростовщик.

План урока

I этап. Вызов.

Учитель. Какие ассоциации связаны у вас с темой город в средние века?

Составление кластера (выделение смысловых единиц и графическое оформление их в определенном порядке в виде грозди).

Вступительное слово учителя:

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X-XI веков их число стали расти. Возникновение и рост городов – закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.

Ремесло в средневековом городе начинает очень быстро развиваться. Складываются исторические условия, которыми были порождены цехи, их роль в развитии ремесла и жизни города.

С ростом городов натуральное хозяйство начинает разрушаться и на смену ему постепенно приходит товарное хозяйство.

Взаимная связь города с феодальным миром обнаруживается в борьбе городов с сеньорами. Последствием этой борьбы является завоевание многими городами самоуправления, освобождение горожан от личной зависимости

Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архитектурой, жителями: их числом, работой, образом жизни.

Составление таблицы

Знаю

Хочу знать

узнал

Возникновение городов

Почему ремесленники и торговцы уходили из поместий?

Где ремесленники и торговцы поселялись, почему именно в этих местах?

 

Борьба городов с сеньорами

,Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри, епископы, знатные феодалы?

 

Развитие ремесла

Каковы причины возникновения в городах ремесленных цехов? Какие цели преследовали цеховые уставы? Почему рост городов вел к расширению торговли?

 

Горожане и их образ жизни

Чем были сильны горожане и какое место они заняли в обществе?

Как и чем отличался образ жизни людей в городе от жизни в деревне, в замке, в монастыре?

 

II этап. Осмысление. Работа по группам.

Урок будет проходить в формате телепередачи “Клуб путешественников”, поэтому все группы получают задания совершить путешествие в средневековой город в Западную и Центральную Европу.

Четыре команды корреспондентов получают задания:

1-я группа представить отчет- исследование о возникновении средневековых городов.

2–я группа. Подготовить репортаж о борьбе городов с сеньорами.

3-я группа. Совершить экскурсию в мастерскую ремесленника.

4-я группа. Взять интервью на улицах города о развитии городов.

Задание: Читая текст учебника $ 13? 14? Сделать маркировку текста символами.

I-это я знаю

+-новая информация

--информация не совпадающая с моим представлением

?-информация требует пояснения

!-это интересно

Работа с текстом 15 минут. Учащиеся обсуждают заполнение таблицы и сравнивают содержание таблицы со своими предложениями, сделанными на стадии вызова. Обратить внимание на информацию, требующую пояснения.

III этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведение итогов)

Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

1.Группа детей, работающая над исследованием причин возникновения средневековых городов, представляет отчет.

Подводя итоги, дети делают вывод о том, что успехи в сельском хозяйстве (росли урожаи и излишки продуктов; происходил обмен между крестьянами и ремесленниками излишками продуктов и ремесленными изделиями) и ремесле (требовались особые знания и навыки в труде; ремесленники- умельцы уходили из феодальных поместий) привели к тому, что постепенно ремесло превращалось в отдельное занятие групп людей – ремесленников; происходило отделение ремесла от сельского хозяйства; возникали новые и росли старые города; происходило разделение труда между городом и деревней.

2.Группа детей выступает с репортажем о борьбе городов с сеньорами.

В репортаже детей прозвучало, что причиной борьбы было притеснение и грабеж феодалов, что мешало развитию ремесла и торговли в городах. Формами борьбы было и восстание и откупы и долгие войны. Результатом этой борьбы дети назвали создание органов самоуправления в свободных городах. В Германии глава городского совета – бургомистр, в Англии и во Франции – мэр.

X – XI вв.- города под властью сеньоров;

XII – XIY вв. – борьба городов с сеньорами;

XIY – XY вв. – последствия борьбы: самоуправление в свободных городах.

Дети совместно с учителем составляют схему структуры городского самоуправления

Мэр

Городской совет

Суд Казна Войско

Издает законы Устанавливает налоги

3. Группа корреспондентов проводят экскурсии в мастерские ремесленников в разгар рабочего дня.

Дети отвечают на вопросы:

В каком помещении находятся мастерские?

Какие орудия труда применяются в ней?

Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?

Кто хозяин мастерской? Почему?

Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?

Экскурсоводы отмечают, что мелкое производство это небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий. А, изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, т.к. выполнялось вручную. Подмастерья получали плату за свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера. В мастерской не было разделения труда.

Каждый ремесленник принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту. Цехи это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности. Они решали вопросы о цеховых уставах, о собраниях мастеров, о выборах старшин и их действиях. Если вначале цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах, то постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.

Появляются центры международной торговли – ярмарки (Шампань, XIII в.)

Развивается денежное дело. Накапливаются богатства в руках менял, ростовщиков, банкиров. Натуральное хозяйство постепенно начало разрушаться, возникало товарное хозяйство- производство товаров для обмена посредством денег.

4. Группа корреспондентов берет интервью на улицах средневекового города.

Дети отмечают, что в городе люди очень неоднородны. Есть богачи – патриции и очень много бедняков. Образ жизни они вели разный и занятия у них были разные.

Городские богачи: купцы, владельцы городских земель и больших домов они держали в своих руках управление городом. Средний слой: цеховые мастера, мелкие торговцы, владельцы лавок владели мастерскими и лавками, принимали участие в самоуправлении. Городские бедняки: нищие, чернорабочие, “вечные” подмастерья ничего не имели и к управлению не допускались.

Отвечая на вопросы корреспондентов, “жители” подробно останавливались на вопросах своей жизни в городе: говорили о занятиях горожан, о защите города, о ширине улиц, о домах, о благоустройстве городов, о номерах домов. Поднимали проблемы освещения, водопровода, канализации. Рассказали и о рыночной площади, о соборе, ратуше. Показали иностранцам общественные здания.

Наши корреспонденты выяснили, что в городах жили люди разных профессий (не только ремесленники и торговцы), они были административными и политическими центрами. Также города были центрами культурного взаимодействия и культурной активности в эпоху Средневековья.

Город создавал новый образ жизни, новых людей, новые ценности. Именно в городах возникала интеллигенция. Горожане были любознательными и жадными до зрелищ людьми.

Учитель задает вопросы, которые позволяют проанализировать текст повторно.

Толстые вопросы (требуют односложного ответа):

Чем объясняется рост городов во второй половине средневековья?

Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?

Каковы были результаты победы городов над феодальными сеньорами?

Тонкие вопросы (требуют подробного, развернутого ответа):

Назвать причины ухода ремесленников из поместий феодалов.

Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?

Вредны или полезны были цехи?

Синквейн (составлен вместе с учащимися)

Средневековый город.

Городской свободный воздух.

Борьба за свободу.

Образ жизни горожан.

Развитие.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Составить мини-эссе по теме: “Средневековый город”

(8 предложений).

$ 13 – 14.