Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок истории в 6-м классе по теме "Средневековой город и его обитатели"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Урок с использованием технологии развития критического мышления

Задачи урока:

1.Выяснить основные причины возникновения и образования городов.

2.Показать, что город – это торгово-ремесленный центр.

3.Показать, что роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

4.Вызвать у школьников уважение к трудолюбию средневековых ремесленников.

5.Вырабатывать умение описывать исторические явления.

Основные понятия: город, горожане, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, ученик, заработная плата, шедевр, цехи, товарное хозяйство, гильдии, банк, ростовщик.

План урока

I этап. Вызов.

Учитель. Какие ассоциации связаны у вас с темой город в средние века?

Составление кластера (выделение смысловых единиц и графическое оформление их в определенном порядке в виде грозди).

Вступительное слово учителя:

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X-XI веков их число стали расти. Возникновение и рост городов – закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.

Ремесло в средневековом городе начинает очень быстро развиваться. Складываются исторические условия, которыми были порождены цехи, их роль в развитии ремесла и жизни города.

С ростом городов натуральное хозяйство начинает разрушаться и на смену ему постепенно приходит товарное хозяйство.

Взаимная связь города с феодальным миром обнаруживается в борьбе городов с сеньорами. Последствием этой борьбы является завоевание многими городами самоуправления, освобождение горожан от личной зависимости

Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архитектурой, жителями: их числом, работой, образом жизни.

Составление таблицы

Знаю

Хочу знать

узнал

Возникновение городов

Почему ремесленники и торговцы уходили из поместий?

Где ремесленники и торговцы поселялись, почему именно в этих местах?

 

Борьба городов с сеньорами

,Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри, епископы, знатные феодалы?

 

Развитие ремесла

Каковы причины возникновения в городах ремесленных цехов? Какие цели преследовали цеховые уставы? Почему рост городов вел к расширению торговли?

 

Горожане и их образ жизни

Чем были сильны горожане и какое место они заняли в обществе?

Как и чем отличался образ жизни людей в городе от жизни в деревне, в замке, в монастыре?

 

II этап. Осмысление. Работа по группам.

Урок будет проходить в формате телепередачи “Клуб путешественников”, поэтому все группы получают задания совершить путешествие в средневековой город в Западную и Центральную Европу.

Четыре команды корреспондентов получают задания:

1-я группа представить отчет- исследование о возникновении средневековых городов.

2–я группа. Подготовить репортаж о борьбе городов с сеньорами.

3-я группа. Совершить экскурсию в мастерскую ремесленника.

4-я группа. Взять интервью на улицах города о развитии городов.

Задание: Читая текст учебника $ 13? 14? Сделать маркировку текста символами.

I-это я знаю

+-новая информация

--информация не совпадающая с моим представлением

?-информация требует пояснения

!-это интересно

Работа с текстом 15 минут. Учащиеся обсуждают заполнение таблицы и сравнивают содержание таблицы со своими предложениями, сделанными на стадии вызова. Обратить внимание на информацию, требующую пояснения.

III этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведение итогов)

Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

1.Группа детей, работающая над исследованием причин возникновения средневековых городов, представляет отчет.

Подводя итоги, дети делают вывод о том, что успехи в сельском хозяйстве (росли урожаи и излишки продуктов; происходил обмен между крестьянами и ремесленниками излишками продуктов и ремесленными изделиями) и ремесле (требовались особые знания и навыки в труде; ремесленники- умельцы уходили из феодальных поместий) привели к тому, что постепенно ремесло превращалось в отдельное занятие групп людей – ремесленников; происходило отделение ремесла от сельского хозяйства; возникали новые и росли старые города; происходило разделение труда между городом и деревней.

2.Группа детей выступает с репортажем о борьбе городов с сеньорами.

В репортаже детей прозвучало, что причиной борьбы было притеснение и грабеж феодалов, что мешало развитию ремесла и торговли в городах. Формами борьбы бы