Марчук Владимир Васильевич – художник города Березовского

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

Каждый образованный современный человек должен знать традиции, культурные ценности не только страны, в которой он живет, но и своего региона, своей «малой родины». Именно на достижение этой основной цели и направлен региональный компонент предмета «Изобразительное искусство». Безусловно, это хорошая идея.

Но перед учителями нашего города возникает проблема: если о художниках Кузбасса имеется информация, то о мастерах родного города отсутствует, кроме известных имен. Поэтому и возникла такая идея – создать сборник-каталог, рассказывающий о художниках города Березовского.

Целью данной работы является описание творчества художника, работы которого не раз демонстрировались нашим городским краеведческим музеем, Марчука Владимира Васильевича.

Данная работа имеет практическое значение, кроме того, что это первый шаг к составлению каталога художников города Березовского, еще и пополнение материала краеведческого музея, организация и проведение классных часов в школах, посвященных творчеству художника Владимира Марчука.

В ходе работы велось сотрудничество с самим художником Марчуком Владимиром Васильевичем, городским краеведческим музеем.

Приложения

Приложение 1 - презентация «Марчук Владимир Васильевич - художник города Берёзовского».
Приложение 2 - работы В.В. Марчука.

I. Жизненный путь художника

Привлекает разнообразие жанров, в которых работает художник, ведь Владимира Марчука по праву можно назвать мастером портрета, пейзажа, натюрморта, а также различной живописной техники.

С чего начинается художник? Есть в этом своя не разгаданная тайна. Путь в искусство у каждого складывается по-своему, но, наверное, всегда это связано с яркими впечатлениями детства, которые откладываются в душе, формируя в человеке художника.

Родился Владимир в 1967 году в п. Карактай Ташкентской области в семье хлебороба. Детство его прошло в Казахстане в городе Жанатас. Была у мальчика мечта – стать моряком. Для ее воплощения он поехал учиться в Новосибирск, где успешно поступил в речное училище, и скоро плавал по реке Оби на теплоходах. Потом бала служба в армии. Во время службы судьба забрасывала его в Туркмению, Азербайджан. В самом конце службы он даже участвовал в раскопках руин после землетрясения в Спитаке. Так события молодости Владимира оказались связанными с разными уголками нашей многонациональной Родины, имеющими свой национальный колорит и свою самобытность. И, конечно же, места эти не могли не оказать влияния на формирование личности молодого человека, расширение его кругозора.

Опыт, приобретенный в результате многих путешествий, встречи и общение с разными людьми, а также стремление Владимира выхватить из гущи событий и запечатлеть (чтобы сохранить) что-то или кого-то, иногда просто картинку природы,- все это определило его истинное призвание – быть художником.

В 1989 г. Владимир приезжает в город Березовский, где живут его родные, и поступает учиться в Кемеровское художественное училище. Затем он окончил Красноярский художественный институт и поступил на работу в Кемеровское областное училище, где преподает рисунок, оставаясь жителем города Березовского. Здесь у него появляется семья: жена Елена, тоже художница, сын и дочь.

С 1994 года художник совместно с другими авторами и своей супругой принимает участие в разных выставках Кемерово, Березовского и других городов области. Он активно откликается на приглашения к сотрудничеству. Например, он написал для музея несколько картин с видами Черниговского разреза и городского водоканала. Некоторые свои работы передал музею в дар.

II. Творчество художника

1. Пейзажи

В творчестве художника есть работы, посвященные родному краю. Здесь и деревенский пейзаж, и предметы крестьянского быта, и сибирская природа.

Прекрасна и сурова природа Сибири, но художник, работая над пейзажами, применяет цветовые тона показывающие мягкость и лиричность, выражающие состояние покоя и умиротворенности природы.

Сюжеты его работ непритязательны, но на каком бы пейзаже, ни остановился взгляд зрителя, его неизменно поражает красота и спокойствие колорита, который волнует, вызывает сильное ответное чувство. Поскольку художник обладает необыкновенной способностью увидеть и передать на холсте то, что для многих остается за семью замками. В пейзажах Марчука нет равнодушия, в них всегда переживания художника: радостное чувство, которое охватывает человека в ясный летний солнечный день среди ромашкового поля или тихая грусть первого выпавшего снега. Живописец говорит словами одного из своих любимых художников Константина Коровина, который однажды сказал: «… а самое важное – это вот написать эти мокрые крыши, эти сумерки, выразить эту печаль, тоску, взять тон этой площади, со скученными домами, где в лужах отражаются огни окон. Как хорошо, даже печаль отрадна».

Летние пейзажи отличаются живописностью, точностью тонких колористических сочетаний, целостностью видения окружающего. (Приложение 2, рисунки 1, 2). Сам художник говорит так: «Обязательно пропускать впечатления через призму своих ощущений и этим определять в искусстве свою художественную индивидуальность». И продолжает: «Придаю большое значение цвету как эмоциональному ключу живописного произведения. При этом особое внимание обращаю на тональное отношение в живописи: сила света в освещенной части предмета, в полутени и тени, соотношение светосилы между светом и тенью».

В пейзаже «Стволы, освещенные солнцем» (Приложение 2, рисунок 4) художнику удалось передать очарование быстрого сибирского лета. Зритель улавливает особую интонацию притихшей листвы, ритмичности стволов деревьев. Это ощущение тишины и покоя создается и теплым колоритом полотна, построенного на охристых, умбристых, светло-желтых цветовых оттенках. Глубокая синева неба светится сквозь деревья, отражаясь среди травы, кустов. Яркими бликами вспыхивают солнечные пятна на поляне. Благодаря композиционному строю, плотности живописи и верному тональному звучанию полотно приобретает монументальный характер. Манера письма свободным, пастозным мазком дает возможность как бы осязать действительность, благодаря чему зритель сопереживает радость напоенного влагой солнечного, летнего дня, освеженного недавно прошедшим дождем.

Художник стремится значительно усложнить свои пейзажи не только композиционно, показывая их многоплановость, глубину, но ищет совершенные живописные решения, задумывается о взаимоотношении воздушной среды и предмета. В пейзаже «Осенний пруд», (Приложение 2, рисунок 5) тонкость цветовых отношений доводится до предела. Это можно проследить и в работах «Бабушкино крыльцо», «Вечереет». (Приложение 2, рисунки 3, 6). Есть в этих полотнах и некоторая недосказанность и поэтичность, они неизменно вызывают чувство душевной гармонии. «Осенний пруд» богато нюансирован теплой гаммой. Легкий звенящий туман окутывает осенний лес. Глубина неба еще близка к летнему, отражаясь в небольшом пруде. Написанный с виртуальной легкостью небольшой куст черемухи в центре полотна не воспринимается так одиноко, потому как среди тонких тональных нюансов осенних деревьев и кустов, словно огнем вспыхивает красная рябина. Сибирская пышная красавица-пихта словно разделяет рябинки друг от друга. В этом произведении мы видим особую музыкальность, которая достигается колористической оркестровкой. Она звучит, то бурной мелодией с ее современными ритмами, то возвышенной классической тональностью, нежной и утонченно-напевной. Лиричность, характерная пейзажам, не смотря на небольшие размеры полотна, поражает масштабностью, каким-то пушкинским восприятием осени.

Владимир Васильевич говорит: «У каждого художника процесс создания произведения индивидуален. Кто-то пишет свои произведения непосредственно с натуры. Натура для художника – источник изучения жизни. Но природа имеет столь мимолетные мгновения, что момент можно зафиксировать только на фотоаппарате и в памяти, восприятии художника. Так и в пейзаже «Вечереет» - по мере работы над полотном, композиция, цветовая гамма изменялись, дополнялись, формируясь, в конечном счете, в мимолетный поэтический образ тихого зимнего заката». (Приложение 2, рисунок 6).

 В пейзаже «Припорошило» - тихое зимнее утро. Свежевыпавший пушистый снег лежит на земле. (Приложение 2, рисунок 7). Колористическое решение сводится к гармонии двух-трех цветов – голубого, фиолетового, зеленовато-охристого, которые мягко взаимодействуют между собой. Работа производит впечатление написанной на одном дыхании.

«Весенний ручей» - ранняя весна в природе, пасмурный день, снег, деревья, прошлогодняя трава – художник предельно лаконичен в средствах. (Приложение 2, рисунок 8). Несколько легких активных вертикалей деревьев, и склоненных почти горизонтально, тоненькие былинки, торчащие из-под снега, и за линией снежного бугра, как звучный цветовой аккорд, - зеленеющие на тяжелом снегу ровненькие елочки. Создается не только пейзаж-картина, но и графический этюд, полный непосредственности, натурной зарисовки: колористическое решение и материальность, а графическая условность становится главным средством выражения состояния природы.

2. Натюрморты

Познакомившись с основами живописи еще на уроках изобразительного искусства, мне было интересно сравнивать натюрморты Владимира Васильевича, написанные широкими, густыми мазками («Банки из-под варенья», «Подсолнухи», «Огоньки»), с тщательно и тонко прописанными в стиле голландских живописцев («Дары природы», «Золото осени», «Осенний натюрморт» и др.)

Мир вещей, которые изображает Владимир Васильевич, прост – стеклянные банки, бутыли, фрукты, ягоды, белая скатерть, которая так по-разному решается в каждом из натюрмортов. На первый взгляд, кажется, что вещи написаны так, как их случайно поставили на стол. Но это чувство обманчиво, натюрмортам Марчука присуща классическая законченность в распределении основных цветовых масс. Так, например, в «Осеннем натюрморте» (Приложение 2, рисунок 9) предметы выстроены почти в ряд, в них как бы присутствует элемент пересчета. Однако ритм создается цветовыми пятнами. Художник делит плоскость холста по горизонтали надвое, внизу ярко голубеет скатерть, на которой размещены предметы, верхняя часть полотна, более плотная по тону и более сложная по живописи – от розовато-краплачных до фиолетово-зеленных оттенков. Она служит фоном для контрастного восприятия кусочков тыквы, бутылей из разного материала, красного и желтого яблока, веток ягод красной калины. Теплые блики на скатерти от яблока и тыкв, смягчают контраст предметов и фона. Поражает четкость линий и объемная тональность ажурной салфетки. Этот смелый контраст живописных пятен не может не вызвать активного эмоционального отклика. Автор прибегает к тому же композиционному приему и в «Плоды осени», «Осенний натюрморт с тыквой». (Приложение 2, рисунок 10). Правда в отличие от первого художник представляет натюрморты в теплой колористической гамме. Вещи на столе как бы погружены в тень, от чего цвет предметов становится приглушенным, усложняется игрой прозрачных рефлексов. И лишь на поверхности фруктов, тыквы и глянце стеклянной бутыли играют зайчики прорвавшихся солнечных лучей. Общий теплый колорит усиливает интенсивность цвета.

Прозрачность красок и легкость письма натюрмортов, с тщательно и тонко прописанными мазками, плавность и перетекаемость цвета, тонально - колористическая гармония наталкивает на мысль о сочетании всех этих качеств в творческой индивидуальности художника. Сам художник сказал так: «В творчестве нужно найти свое собственное, только тебе присущее, то, что ты открыл в себе в результате многих лет поисков и мучений».

3. Портреты

Члены семейного рода – главные герои портретной галереи Владимира Васильевича. Его работы – это личное отношение художника к членам своей семьи, выразительные, наполненные дыханием жизни.

Впечатляет аллегорическое полотно «Древо жизни», в котором Владимир Марчук рассказывает о своем происхождении. (Приложение 2, рисунок 11). Это вполне реалистичный групповой портрет родных художника. Они изображены на фоне могучего дерева. Как и положено генеалогическому дереву у его корней – портреты деда и бабушки, а над ними, на месте ветвей, - дети и внуки… Как дерево с ветвями произрастает от корней, так и род Марчуков ведет свое происхождение от двух простых крестьян.

«Портрет сына Никиты». (Приложение 2, рисунок 12). Как и у всех художников, работающих в жанре «портрет», любимые персонажи Владимира Васильевича – это его родные. Портрет сына написан вскоре после окончания института. Все навыки «школы» еще имеют яркие проявления, и только палитра стала несколько ярче и откровеннее в своих красках. И это не случайно, нет той учебной задачи «передать всю сложность цвета и сложность цветовых отношений», а есть попытка передать через простоту красок, через их незамутненность, через нарочитую простоту цвета и, как бы, несгармонированность цветовых отношений то ощущение, которое мы получаем при рассматривании карамели. Чистота и наивность детских ощущений и яркость детских впечатлений – вот то что приходит на ум при рассматривании этого портрета.

«Семья» (Приложение 2, рисунок 13) - дипломная работа автора, которая является групповым портретом, что традиционно для голландского искусства, и совсем по-рембрандтовски картина воспринимается не как тщательно продуманный по композиции портрет, а как обычный жизненный эпизод, с простой, естественной композицией. Сочная, насыщенная живопись с удивительной силой передает цветовую гамму полотна, в которой одновременно несколько жанров: пейзаж, натюрморт и конечно, портрет. Художник настолько живо показывает каждое лицо в его индивидуальной характеристике, что зритель видит тихую, спокойную семейную сцену, когда накрывается на стол скромный ужин.

 Выделяется портрет Лешки. (Приложение 2, рисунок 14). Один из семи персонажей картины. Выполнен и этюд мальчишки для большой работы «Семья». В картине он играет второстепенную роль, но в этом этюде образ озорного сорванца прозвучал наиболее убедительно. Городской мальчик приехал на летние каникулы к дедушке. Неутомимый характер прочитывается в его загорелом лице. Наголо стриженый, никогда не унывающий, по-детски наивный, он как бы на миг замер, облокотившись на калитку. Кажется, еще мгновение он вспорхнет и помчится дальше по своим шаловливым делам.

Солнечный свет, отражаясь от деревянной постройки, движется, переливается по лицу мальчика. Краски лица – светоносны. Широко открытые глаза, как бы ворота души. Впереди у этого маленького человека большая жизнь и хочется думать, полная прекрасных событий.

В портрете, который в этюде назван «Дядя Коля», содержанию вполне соответствуют выразительные средства – смелые пастозные и вместе с тем глубокие мазки «лепят» суровое, но доброе лицо с грустными, задумчивыми глазами. Старый мужчина изображен как бы наедине с собой, весь в своих мыслях. Мы видим его глаза, но не можем с ними встретиться взглядом, все же герой портрета оказывается открытым для сочувственного вживания в тихий мир его дум. Нет ничего, что могло бы нарушить его задумчивость, ни тихая беседа родственников, ни возня ребенка. Отрешенный от всего, он весь в себе, в себе не только сегодняшнем.

Большое внимание Марчук уделяет портретам своей жены Елены. Любовно, внимательно автор описывает ее облик различными техниками (масло, карандаш), в стиле ретро, а так же в стиле художников Энгра, Боровиковского. (Приложение 2, рисунки 15, 16). Попытка приблизиться к уровню мастерства «великих» было желание многих художников разных эпох, будь то копирование их произведений или уподобление виртуозной кисти мастера.

Эти работы полны восхищения красотой молодой жены, ее нежностью. Владимир Васильевич тщательно и тонко прописывает мазками светотеневые нюансы, создающие впечатление почти полной материальной осязаемости человеческого тела – молодой красивой и нежной кожи девушки, и фактуры шелка, парчи, драгоценных камней в украшениях. Объединяет все портреты Елены мудрое спокойствие, задумчивость. Может быть, некая скованность и застылость привлекает своей наивностью. (Приложение 2, рисунок 17).

Портрет требует от художника не только уверенности руки, но и глубины анализа человеческих чувств и характера. Оттого так притягивает автопортрет Владимира Марчука. (Приложение 2, рисунок 18). Это исповедь. Перед нами лицо человека, смотрящего на жизнь широко открытыми глазами, с некой тревожностью и недоверием. Да, он открыт и с нами зрителями в прямом контакте, глаза в глаза, но руки пересекающие формат полотна говорят о закрытости и отстраненности человека. Солнечный свет освещает левую сторону полотна, словно играя яркими зайчиками по лицу мужчины, от чего смотрится лучезарным. Резкий контраст – тень с другой стороны, в чем вижу некую аллегорию: свет и тьма, день и ночь. Следующий автопортрет выполнен карандашом. (Приложение 2, рисунок 19). Руки, почти полностью закрывающие лицо автора, смотрящего на мир на половину открытым взглядом, что полностью нас убеждает об отстраненности человека. Здесь можно говорить о портрете психологическом, становящемся концентрацией внутреннего существа автора. Но психологизм в живописи, конечно, не тот же, что в литературе. На холсте перед нами только отблеск мыслей и чувств нашего героя, позволяющий нам о чем-то догадываться и сопереживать.

Дружеские шаржи Владимира Марчука – это юмористические портреты коллег художника, отражающие не только сходство с портретируемыми, но и подчеркивающие их внутренний мир, характер и настроение. (Приложение 2, рисунок 20).

Заключение

Многогранен и многожанровен талант художника. Несмотря на то, что художник работает в серьезной, реалистическом манере, в своих работах допускает и элементы фантазии. Пробует себя и в других жанрах: стиль фентези, дружеские шаржи своих коллег по художественному училищу.

В 2007 и 2008 годах в городском краеведческом музее проводилась первая и вторая персональные выставки работ Владимира Марчука, на которых были представлены его портреты и натюрморты, живопись и графика. Несомненно, выставки эти привлекли внимание горожан, ведь В.Марчук почти единственный в городе профессиональный художник, готовый поделиться с окружающими своим творчеством. Он с большим удовольствием встретился с автором данной статьи, с легкостью, увлечением отвечал на вопросы. (Приложение 2, рисунок 21).

Как бы хотелось посетить мастерскую художника. Это было бы интересно и учащимся образовательных школ и художественной школы города. К сожалению, как тот сапожник без сапог, наш художник не имеет мастерской. Городская детская библиотека лишь на малый промежуток времени уделила внимание, предоставив Владимиру Васильевичу комнатку под мастерскую. Но сменились приоритеты и художника попросили освободить помещение. (Приложение 2, рисунок 22).

Владимир Марчук молодой художник. Он в самом расцвете творческих сил. Произведения Владимира Васильевича никого не оставляют безучастным, потому что пишет их человек с горячим и трепетным сердцем, истинно любящий Родину. В них всегда переданы глубокие человеческие чувства. Работы Марчука постепенно захватывают зрителя, они рассчитаны на длительное эмоциональное воздействие. Желаем Владимиру Васильевичу вдохновения и творческих успехов!