Программа воспитательной работы "Мы – россияне"

Разделы: Администрирование школы


Введение

I. Концептуальное обоснование программы

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»  воспитание рассматрива­ется как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессио­нальном становлении, создание условий для самореализации личности.
Перед школой возникла проблема создания научно обоснован­ной, методически обеспеченной, социально адаптированной системы воспитания.

Актуальность комплексной  программы:

  • необходимость усиления воспитательной деятельности в МОУ  «СОШ №8 г. Топки»
  • достаточный уровень методического обеспечения;
  • необходимость в создании единой образовательной целостной системы, направленной на адаптацию личности в современном обществе.

Каждый человек решает свои жизненные задачи в раз­личных сферах деятельности, соответствующие возрастным особенностям.
Основные сферы жизнедеятельности учащихся:

1. Сфера познания - учеба, чтение, восприятие информации.
2. Сфера отношений - познание себя, людей, взаимодействие с ними.
3. Сфера практической деятельности - труд, умения, навыки.
4.  Сфера физического развития - реализация физических возможностей.
5.Сфера игры - реализация потребностей общения, развитие фантазии, развлечение.

Направления воспитательной деятельности МОУ   «СОШ №8 г. Топки» включили в себя все сферы жизнедеятельности обучающихся, различные виды учебно-воспитательного процесса, реализация которых  осуществляется через основные блоки воспитательной системы школы.

Основная часть

Показателем оценки состояния воспитательной системы является нравственно-психологический климат, сложившиеся   отношения участников образовательного процесса, состояние среды школьного коллектива и участие педагогов и учащихся в её преобразовании.  Поэтому комплексная воспитательная программа МОУ «СОШ №8 г. Топки» направлена на создание благоприятных условий для социализации учащихся в условиях современного общества.

Отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса регулируются определенными документами, создающими правовое пространство жизнедеятельности школы. В своей деятельности педагоги руководствуются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании», указами, распоряжениями Президента РФ, решениями Министерства образования РФ, Департамента по образованию Кемеровской области, а также Уставом  школы.
Знание современного российского законодательства дает  возможность определить структуру, формы, методы воспитательного процесса школы.    

Показателем успешного формирования единого воспитательного пространства, сплоченного школьного коллектива является активная работа ученического самоуправления в рамках деятельности объединения «ШАР» (школа активных ребят). Детское объединение включает 3 школьных совета: Совет дружных ребят (1-4 классы), Совет неугомонных (5-8 классы), Совет старшеклассников (9-11 классы).

Программа воспитательной работы «Мы - Россияне» ориентирована на объединение усилий всех участников образовательного процесса в развитии и укреплении традиций школы,  формировании единого воспитательного пространства во взаимодействии с социальными структурами города, совершенствование форм ученического самоуправления.
За последние три года значительно усовершенствовалась деятельность методического объединения классных руководителей. Для успешного решения задач развития ученических  коллективов, повышения профессионального мастерства  и педагогической культуры большое место отводится инструктивно-методической деятельности.
Решить проблемы организации жизнедеятельности школьников в едином воспитательном пространстве призвана программа «Мы - Россияне».
Таким образом, сложились предпосылки для создания целевой комплексной воспитательной программы МОУ «СОШ №8 г. Топки»
При составлении программы учитывалось:

  • состояние и особенности образовательной ситуации МОУ «СОШ №8 г. Топки», которые детальным образом отражены в программе развития школы «Школа информационной культуры»;
  • мнение педагогического состава относительно направлений и содержания программы;
  • мнение учащихся относительно форм и методов воспитательного воздействия;
  • социальный заказ общества – социализация личности и ее адаптация в современных условиях.

Назначение программы – коллективный поиск современного содержания воспитательного процесса, ориентированные на культурные ценности человечества.

Цель программы:

Обеспечить благоприятные условия для развития и саморазвития личности, успешной социализации учащихся в условиях современного общества.
Руководствуясь «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в свете реализации федеральных и городских программ, данная программа призвана решать следующие ЗАДАЧИ:

  • Развитие воспитательной системы  МОУ «СОШ «8 г. Топки» согласно законодательству, регламентирующему образовательный процесс.
  • Создание благоприятных условий для воспитания  гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам человека, бережного отношения к  окружающей природе.
  • Укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в учебно-воспитательном процессе.
  • Развитие органов ученического самоуправления, детских общественных организаций.
  • Актуализация этического воспитания.
  • Обеспечение мер, направленных на  укрепление нравственного и физического здоровья учащихся, формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни.
  • Совершенствование физической культуры и спортивного мастерства у школьников.
  • Повышения роли классных руководителей в  образовательной системе школы.
  • Рационализация досуговой деятельности школьников.
  • Повышение статуса социально-психологической службы.

Реализация  целей и задач предполагает:

1. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
2. Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.
3. Последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека.
4. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.
5. Обеспечение социально - педагогической зашиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.
6. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

Этапы реализации Программы

В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 4 этапа:

1 этап – подготовительный (сентябрь 2009 – июнь 2010 года).

  • выявление проблемы, обоснование её актуальности;
  • создание творческой группы по разработке модели воспитательной системы;
  • определение приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса;
  • апробация и внедрение проектов.

2 этап – проектный (сентябрь 2010 – июнь 2011 года).

  • определение концептуальных положений и диагностических средств для мониторинга за развитием личности учащегося;
  • ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно ориентированного обучения и воспитания школьников;
  • разработка программы деятельности, корректировка;
  • прогнозирование отдельных положительных результатов.

   3 этап – практический (сентябрь 2011 – июнь 2012 года).

  • обеспечение условий для реализации программы деятельности;
  • поиск и коррекция инновационных технологий, форм и способов обучения и воспитания;
  • апробация и использование в учебно-воспитательном процессе компетентностного подхода, личностно - ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и воспитания;
  • организация социально-психологической поддержки личности учащегося в процессе развития;
  • осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов;
  • проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов;
  • моделирование системы ученического самоуправления.

  4 этап – обобщающий (сентябрь 2012 – июнь 2013 года).

  • обработка и интерпретация  данных за 6 лет;
  • соотношение результатов реализации программы деятельности с целями и задачами;
  • обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке программы;
  • разработка перспективы развития образовательного учреждения.

Педагогические теории, ведущие идеи:

  • педагогика гуманизма;
  • педагогика сотрудничества;
  • педагогика общей заботы;

Использование собственных технологий и разработок, а так же идеи  педагогов: В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Е.Н.Степанов и др.

Сеть отношений:

  • сотрудничество;
  • сотворчество;
  • соуправление.

Принципы деятельности в воспитательной системе школы

Воспитание в МОУ «СОШ №8 г. Топки» в течение  учебного года формируется на реализации следующих принципов:

  • Принцип гуманистической направленности воспитания – предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.
  • Принцип природосообразности -  предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя.
  •  Принцип культуросообразности  - заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
  • Принцип эффективности социального взаимодействия – предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
  • Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции – предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.
  • Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
  • Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.
  • Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.
  • Принцип творческой самодеятельности.
  • Принцип обратной связи.
  • Принцип здравого смысла.
  • Демократизм.
  • Дисциплина и порядок.
  • Стимулирование и вознаграждение.

Деятельность:

  • диагностическая,
  • учебно-познавательная,
  • трудовая,
  • общественно-полезная,
  • эстетическая,
  • художественно-творческая,
  • ценностно-ориентировочная,
  • спортивно-оздоровительная,
  • коррекционная.

Технологии:

  • инновационные технологии,
  • передовой педагогический опыт,
  • методика коллективной творческой деятельности.

Общность людей:

  • администрация:
  • директор школы,
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • заместитель директора по методической работе;
  • учителя и ученики;
  • школьный педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • педагог-организатор;
  • школьный уполномоченный;
  • работники ДК «Цементник;
  • работники Центра детского творчества детей и молодежи;
  • тренеры Детской юношеской спортивной школы;
  • работники детской и районной библиотек;
  • инспекторы ПДН;
  • родители.

Связь школы с внешкольными учреждениями

Макросоциум - ДК «Цементник», ЦДТ детей и молодежи, Детская юношеская спортивная школа, детская и районная библиотека,  образовательные учреждения города.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение статуса воспитания в системе образования.
  • Повышение уровня воспитанности обучающихся.
  • Снижение социальной психолого-педагогической напряженности в системе образовательного процесса.
  • Практическое взаимодействие смежных структур, способствующих воспитательной и внеклассной деятельности.
  • Формирование нравственно-духовных качеств обучающихся.
  • Интеграция основного, дополнительного образования и внеклассной деятельности.
  • Развитие оптимальной социально - досуговой составляющей воспитательной системы школы.

Модель выпускника МОУ «СОШ №8 г. Топки» (Приложение 1)

Организация воспитательного процесса (Приложение 2)

Работа с родителями:

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Ряд видов и соответственно форм деятельности ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей.

Формы совместной деятельности обучающихся, родителей и педагогов, используемые на практике: (Приложение 3)

Направления воспитательной работы

«Годовые  Кольца Праздников и Традиций» представляют собой комплексную социально-досуговую  педагогическую  технологию, основная идея которой - непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение досуга учащихся устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе.  (Приложение 4)При этом «кольцо», подчеркивает непрерывность, логическую обусловленность, связанность происходящих событий, а не ограниченность выбора возможных форм и идей. В этом смысле можно говорить о спирали,  когда сами праздники из года в год остаются теми же (и по календарю, и по основной идее), но каждый из них получает развитие, становится интереснее, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами
Традиционные дела являются так же местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги - школьники).

1. «Я И ЗДОРОВЬЕ» -  cпортивно-оздоровительное направление  (Приложение 5)

2. «ПО ТРОПЕ ЗНАНИЙ» - учебно-познавательное направление. (Приложение 6)

3.. «КУЛЬТУРА МИРА»  (Приложение 7) Систоит из разделов «РОДНОЙ КРАЙ» (эколого-краеведческое направление) и «СОКРОВИЩНИЦА ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ» (нравственно - эстетическое направление)

4. «Я И ОТЕЧЕСТВО» - гражданско-патриотическое направление (Приложение 8)

5.  «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - нравственно - правовое направление (Приложение 9)

6. «СЕМЬЯ» (Приложение 10)

7. «НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР» -трудовое  воспитание, профессиональная ориентация (Приложение 11)