Отчет по самоанализу

Разделы: Администрирование школы


План:

  1. Историческая справка.
  2. Характеристика социума.
  3. Материально-техническая база.
  4. Характеристика педагогического состава.
  5. Характеристика контингента, образовательные программы и режим работы школы.
  6. Краткие итоги деятельности за последние 3 года.
  7. Современное состояние и проблемы деятельности школы.
  8. Выводы по результатам анализа выполнения программы развития школы на 2005-2008 учебные годы.
  9. Задачи совершенствования образовательной деятельности школы.

Историческая справка

Новосильская детская музыкальная школа была открыта 1 сентября 1966 года в соответствии с решением исполнительного комитета Новосильского района Совета депутатов трудящихся Орловской области №43 от 8 февраля 1966 года. С 1 сентября 1991 года Новосильская детская музыкальная школа была преобразована в МОУДОД Новосильская детская школа искусств, в связи с открытием художественного отделения. В 1995 году было открыто хореографическое отделение. В 2006 году добавились еще два отделения - фольклорное и общего эстетического образования.

Со дня основания школа играет огромную роль в формировании социо-культурной среды города. Преподаватели и учащиеся ДШИ являются активными участниками культурной жизни города и района. Следуя лучшим традициям отечественной педагогики, мы развиваем творческие способности учащихся в ходе решения образовательных задач.

Характеристика социума

Новосильская детская школа искусств расположена в центре города Новосиль, что очень удобно для всех жителей районного центра. Вблизи находятся такие объекты культуры как библиотеки – детская и районная, Дом детского творчества, общеобразовательная школа на 500 человек, районный Дом культуры. Ведется сотрудничество с общеобразовательной школой, Домом детского творчества, районным Домом культуры. Многие культурно-просветительные мероприятия проводятся совместно с местным краеведческим музеем, детской и районной библиотеками, ВДПО. Например, традиционные мероприятие для учащихся художественного отделения – поход на экскурсии в краеведческий музей, где ребята узнают о художниках-земляках, о художниках-фронтовиках, о современных творческих людях, об истории быта и костюма русского народа, о промысле местной Чернышенской игрушки. Для музыкального отделения здесь расскажут об известных земляках-музыкантах и певцах.

Учащиеся художественного отделения изучают местный народный промысел - Чернышенская игрушка. Занятия проводит по авторской программе преподаватель художественного отделения Корякина Лидия Михайловна.

Учащиеся школы и преподаватели ежегодно участвуют в городских концертах, выставках и других мероприятиях. Обязательно о жизни нашей школы мы рассказываем на страницах районной газеты «Новосильские вести».

Материально-техническая база

Для осуществления образовательного процесса школа располагает удовлетворительной материально-технической базой. Учебные занятия проходят в двухэтажном приспособленном здании. Имеется актовый зал на 70 мест, 2 хореографических класса, 2 художественных, теоретический класс, кабинеты для индивидуальных занятий по фортепиано, баяну, балалайке.

Библиотечный и аудиовизуальный фонд значителен по объему, по возможности производим ежегодное обновление учебной литературы и видеоматериалов. В 2007-2008 учебном году по президентской программе мы получили музыкальных инструментов на сумму 52000 рублей. Ежегодно обновляется фонд костюмов хореографического отделения.

Характеристика педагогического состава

Учебно-образовательный процесс осуществляют 11 преподавателей и концертмейстеров, в том числе директор учреждения. Педагогический коллектив обладает большим профессиональным опытом, стабильностью и творческими идеями. Многие педагоги проработав в школе долгое время, воспитали не одно поколение музыкантов.

Общее количество преподавателей вместе с совместителями – 11 человек. 2 преподавателя (18%) имеют высшую квалификационную категорию, 6 – первую (55%), 1 – вторую (9%). По стажу: до 5 лет – 1, от 5 до 10 лет – 1, от 10 до 15 – 3, свыше 15 лет – 3, свыше 25 лет – 3. По уровню образования: высшее образование имеют 7 преподавателей, среднее специальное – 4. Один преподаватель учится на 5 курсе ОГИИК. Возраст преподавателей: от 20 до 30 лет – 1, 30-40 – 3, 40-55 – 3, свыше 55 – 5 человек.

Три педагога имеют награду «Почетный работник общего образования РФ», в 2007 году преподаватель художественного отделения Корякина Л.М. была удостоена премии губернатора Орловской области по итогам конкурсного отбора «Лучший педагог».

Преподаватели школы не ограничиваются только педагогической деятельностью. В школе работает творческий коллектив музыкального отделения – ансамбль русских народных инструментов под руководством Медведь В.К., который выступает как на районных, так и на областных мероприятиях. Как концертмейстер постоянно выступает Демина Л.К., творческий дуэт пианистов Дёминой Л.К. и Музалевой В.И. не раз радовал слушателей наших концертов.

Преподаватель художественного отделения Корякина Л.М. долгое время занимается составлением авторских программ по керамике на основе местного народного промысла – Чернышенской игрушки, которой уделяет особое внимание в своей работе, и разрабатывает новые формы керамических изделий в сотрудничестве с учащимися. Их изделия не раз становились призерами конкурса юных художников имени А.И.Курнакова в г. Орле.

Характеристика контингента, образовательные программы и режим работы школы

В школе обучается 172 учащихся, из них 37 – на музыкальном отделении, 36 – на художественном, 16 – на хореографическом, 5 детей на фольклорном и 78 учащихся обучается на общеэстетическом отделении. Контингент учащихся за последние 3 года увеличился на 65 учащихся за счет открытия в 2006 году общеэстетического отделения.

Занятия в школе проходят в одну смену с 12-00 до 18-30. Часть занятий общеэстетического отделения проходят на базе общеобразовательной школы.

Школа осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам художественно-эстетической направленности:

  • Музыкальное искусство - срок освоения 5-6, 7-8 лет.
  • Изобразительное искусство - срок освоения 4 года.
  • Хореографическое искусство - срок освоения 5-9 лет.
  • Фольклорное искусство - срок освоения 5-6, 7-8 лет.
  • Общее эстетическое образование - срок освоения 5 лет.

Контингент учащихся школы разнообразен. Большинство родителей работают либо в бюджетной сфере, либо в частных организациях. Есть дети из малообеспеченных, неполных и многодетных семей. В последнее время мы наблюдаем активное желание родителей приобщить своих детей к миру прекрасного. Немаловажную роль в этом сыграло открытие отделения общего эстетического образования. Также бывшие выпускники школы обязательно приводят своих детей в наши стены.

Педагоги выбирают оптимальный уровень освоения учебных программ для каждого ученика в зависимости от его индивидуальных особенностей. С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса педагоги внедряют новые формы работы, постоянно повышают свой профессиональный уровень, делятся опытом с коллегами, обсуждают насущные проблемы, возникающие в ходе работы.

Краткие итоги деятельности школы за 2005-2008 годы

Учебная деятельность

Не смотря на демографический спад последних лет, школе удалось не только удержать свои позиции в прежних рамках, но и существенно их расширить за счет открытия новых образовательных программ. Контингент школы не только не уменьшился, а увеличился на 65 учащихся, это при условии, что в общеобразовательной школе района обучается около 500 человек.

В школе устойчиво сохраняется профессиональная направленность обучения. Ежегодно 3-4 наших выпускника поступают в ВУЗы и СУЗы художественно-эстетической направленности. В среднем это около 23 % от общего числа выпускников школы.

Двое учащихся художественного отделения в 2007-2008 учебном году впервые стали именными стипендиатами главы администрации Новосильского района в рамках программы «Одаренные дети». Теперь ежегодно наши ученики становятся победителями этой награды.

В 2006 году школа открыла два новых отделения – общего эстетического образования и фольклорного искусства – что расширило образовательное пространство школы и предоставило возможность более широкого выбора направления обучения поступающим. Благодаря открытию новых направлений школа смогла добиться дополнительных побед в областных соревнованиях.

В целом за три года учащимися школы было завоевано наград на областном уровне:

Учебный год

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Всего

1 место

-

1

2

3

2 место

2

2

2

6

3 место

1

4

1

6

Лауреаты

2

2

2

6

Поощрительные награды

2

2

2

6

В 2006-2007 учебном году 2 учащихся художественного отделения стали лауреатами регионального этапа Всероссийского конкурса почтовой марки «Я рисую алфавит». В 2007-2008 учебном году 5 учащихся художественного отделения отправили свои работы на международный конкурс «Подводный мир», в ответ оргкомитет конкурса прислал нам благодарственное письмо и диплом участника.

Методическая работа

В 2005-2008 гг. коллектив школы уделял много внимания проблеме изучения передового педагогического опыта работы в области дополнительного образования. Проведены тематические педагогические советы по вопросам освоения новых технологий в образовании, расширения возможностей школы, здоровьесбережения учащихся. Тема ухудшения физического здоровья школьников особенно волнует педагогов. Дети приходят уставшие после общеобразовательной школы со сниженной работоспособностью, что заставляет искать новые формы работы с детьми, гибко варьировать учебную нагрузку.

Инновационным для школы в период 2005-2008 годы стало внедрение в учебную практику программы фольклорного искусства. Это стало возможно благодаря приходу в наш коллектив молодого талантливого педагога-совместителя Пономаренко Т.С., выпускницы Орловского колледжа культуры и искусств. Сегодня Татьяна Сергеевна продолжает обучение в Орловском институте культуры и искусств. С первых дней работы дети этого педагога стали принимать участие в различных концертах, а на втором году обучения Михалева Вика и Махновская Эсмиральда стали победителями областного конкурса «Орловский родник» и «Я люблю тебя, Россия!», заняв 2 и 1 место соответственно. Ансамбль «Родничок» занял 2 место на конкурсе «Орловский родник».

Также в 2006 году было открыто отделение общего эстетического образования на базе общеобразовательной школы. Учащиеся этого отделения изучают ритмику, слушание музыки и сольфеджио, изобразительное искусство, лепку, хоровой ансамбль. Плоды работы отделения проявились в большом интересе детей и родителей к художественно-эстетическому образованию и школе искусств в целом. Дети, ежедневно наблюдая встречи с прекрасным, проявили желание углубленно изучать музыкальные инструменты, ритмику и танец, хоровое пение. На базе общего эстетического отделения созданы детские группы: вокальный ансамбль «Домисольки» (Пономаренко Т.С.), танцевальный ансамбль «Гномы» (Алёхина Т.Н.).

Программа общего эстетического образования оказалась востребованной. Если раньше школа искусств выступала инициатором общеэстетического развития детей, то сегодня родители сами хотят, чтобы их дети обучались на отделении общего эстетического развития. В 2008-2009 учебном году у нас будет третий набор на это отделение. Немаловажную роль в информировании общественности сыграли и выступления в местной прессе, и выступления детей на концертах, и обобщение опыта работы на заседаниях педагогического совета в общеобразовательной школе. Так педагоги школы отметили, что занятия ритмикой успешно влияют на динамику развития ритма и слуха. Занятия на музыкальном инструменте улучшают качество пения учащихся. Занятия лепкой, танцами, пением позволяют детям в интересной и доступной им форме выразить себя. Многие дети счастливы уже от того, что будут выступать на концерте перед большой аудиторией зрителей.

Педагогический коллектив повышает свое мастерство, посещая семинары и конференции, проводимые на областном уровне, проводя открытые уроки и работая над методическим сообщениями и докладами.

Особенно волнующей темой оказалась тема здоровьесбережения наших учащихся. Не секрет, что дети приходят к нам во второй половине дня, уставшие после занятий в общеобразовательной школе. Наша задача: не причиняя вреда физическому здоровью детей дать полноценное эстетическое образование. Так, на занятиях по ИЗО преподаватель Струкова Е.С. беседу в начале урока проводит с детьми стоя в течение 5-7 минут. Это позволяет уменьшить время нахождения ребенка на уроке в обездвиженном состоянии сидя. Или применяет физкультминутку в середине урока, которая позволяет сменить позу ребенка. Преподаватель фортепианного класса Демина Л.К. на занятиях также старается менять динамическую позу учащегося каждые 10-15 минут, чередуя чтение с листа и пение стоя, с игрой на инструменте сидя.

Творческая деятельность

Преподаватели музыкального отделения школы объединены в творческий ансамбль русских народных инструментов. Возглавляет его опытный педагог Медведь В.К. Ни одно мероприятие городского или районного масштаба не обходится без выступления нашего коллектива. На областной конкурс «Учитель на эстраде» мы также выезжаем ежегодно.

Преподаватели фольклорного и хореографического отделений молодые и активные, участвуют в мероприятиях города и области и небезуспешно.

Преподаватели художественного отделения оформляют тематические выставки, участвуют со своими учащимися в конкурсах различного уровня.

В 2007-2008 учебном году произошло вовлечение в творческую деятельность школы не только учащихся, но и их родителей в рамках Года семьи. В этом году впервые проводился «Фестиваль семейных ансамблей». В нем приняли участие учащиеся и их родители, которые когда-то сами закончили музыкальную школу, а сегодня оказывают помощь детям в подготовке к занятиям. Мероприятие прошло в теплой атмосфере, и надеемся, что оно расширит количество участников и станет традиционным в нашей школе.

Современное состояние и проблемы деятельности школы

Современное состояние и проблемы деятельности школы характеризует социально-экономическая обстановка страны в целом. Материальная база школы удовлетворительная, но требует постоянного обновления и финансовых вливаний. Коллектив школы старается создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с учащимися. Это достигается сочетанием высокого профессионализма, гибкого подхода к детям, доброго отношения к родителям, терпения, содействия развития творческих способностей детей не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Не один раз родители высказывали слова благодарности педагогам школы за обучение и воспитание их детей, за приобщение к общечеловеческим богатствам общества.

К сожалению, проблем с каждым годом становится все больше, и тем тяжелее могут быть последствия их неразрешенности:

  • демографический кризис, в результате которого сокращается количество учащихся;
  • падение престижа преподавательской профессии, связанное с экономической обстановкой в стране;
  • недостаточное пополнение молодыми специалистами коллектива школы;
  • недостаточное финансирование материальной составляющей образовательного процесса, непозволяющее в полной мере раскрыть творческие силы учащихся;
  • невысокий уровень дохода родителей учащихся.

Выводы по результатам анализа выполнения программы развития школы на 2005-2008 учебные годы

  1. Школа сохраняет и развивает свой потенциал. В ней по-прежнему сочетаются традиции и новые формы работы. Происходит расширение образовательного пространства школы.
  2. В школе сохраняется профессиональная направленность в обучении. За последние 3 года количество поступающих в учебные заведения художественно-эстетической направленности стабильно и составляет около 23 % от общего числа выпускников.
  3. Содержание образования учебных планов и учебных программ обеспечивает формирование художественного вкуса, нравственных и эстетических идеалов современного общества.
  4. Школа создает условия для интеллектуального и творческого роста учащихся, о чем говорят награды детей, полученные на различных конкурсах и фестивалях.
  5. В образовательной деятельности школы много внимания уделяется изучению индивидуальных особенностей ребенка и в соответствии с этим в работе с учениками используются вариативные учебные планы, трехуровневые программы обучения, личностно-ориентированные методики.
  6. В образовательных программах отводится значительное место изучению национальной и местной культуры. Так, в концертных мероприятиях звучит русская музыка, изучается русский костюм, фольклор. А изюминкой художественного отделения является сохранение местного народного промысла Чернышенская игрушка. Занятия ведет по авторской программе опытный педагог Корякина Л.М., по крупицам восстановивший опыт древних местериц-керамисток.
  7. В 2006 году школа открыла два новых отделения: фольклорное и общего эстетического образования для расширения выбора творческого пути учащимися.

Текущая работа по реализации перспективного плана деятельности и развития школы велась на основе согласованных с Учредителем планов учебно-воспитательной, методической и концертно-просветительской деятельности. Каждый учебный год имел свою стратегическую линию. 2005-2006 учебный год – юбилейный год основания школы: проводились мероприятия, посвященные этому событию, публиковалась серия статей в прессе, чтобы привлечь внимание общественности. 2006-2007 год – год культуры и талантов Новосильской земли. 2007-2008 учебный год прошел под эгидой 65-летия освобождения Новосильской и Орловской земли от фашизма.

Каждый педагог составляет на учебный год индивидуальный план повышения квалификации и план внеклассной работы, которые утверждаются Педагогическим советом школы. Выполнение планов контролируется руководителем методической службы школы.

Задачи совершенствования образовательной деятельности

Наша школа стремится создать гармонично развитую личность человека, который впоследствии станет талантливым художником или любителем и ценителем хорошей музыки. Сохранение и развитие лучших традиций дополнительного образования, уважительное отношение к истории родного края – важнейшая задача коллектива школы.

  1. Сохранение достижений отечественного художественного образования – профессиональных традиций, педагогического и методического опыта.
  2. Развитие сложившейся системы художественного образования с учетом меняющихся тенденций в социально-экономическом реформировании общества.
  3. Передача последующим поколениям культурного опыта родного края.
  4. Стимулирование интереса к национальной художественной культуре на основе расширения знаний об истории Новосильской земли.
  5. Активизировать непрерывное самообразование педагогов в области новых технологий образования и методик.
  6. Продолжить работу по расширению образовательного пространства школы.