Система мониторинга образовательного учреждения (на основе ИКТ-технологий)

Разделы: Администрирование школы


Современная школа переживает период интенсивных изменений. Меняется структура образования, его основные цели, содержание, происходит внедрение новых педагогических технологий и подходов. Предъявляются новые требования к образовательному пространству, профессионализму и личности самого педагога. Сама школа, как организация, также выходит на новый уровень общественных и экономических отношений в социуме. В таких условиях возникает необходимость объективно оценивать фактический уровень развития образовательной системы. В связи с этим, важное значение приобретает комплексный мониторинг, позволяющий своевременно получить полную и объективную информацию о результатах работы, осуществлять прогнозирование и коррекцию ее развития.

Комплексный и эффективный мониторинг подразумевает глубокую детализацию отслеживаемых компонентов, интеграцию деятельности всех структурных подразделений школы и активное участие каждого педагога в своевременном отслеживании изменений образовательной среды. В тоже время актуальная обстановка и динамика изменений является важной информацией для администрации и учителей при планировании работы. Это позволяет администрации принимать своевременные и обоснованные управленческие решения. Для педагога становится катализатором личного профессионального развития, выявляя возможные ресурсы для развития. При организации образовательной среды сетевая модель мониторинга значительно расширяет информационное поле, отражающее личность каждого учащегося.

Осуществление мониторинга связано с возрастающим объемом текущих данных, операций обработки систематизации и расчета, анализ и демонстрация имеющихся результатов, выработка рекомендаций и принятие управленческих решений.

В таких условиях остро встает проблема временных ресурсов, увеличение документооборота и согласование действий всех участников системы мониторинга. Решением может стать сетевая модель системы мониторинга образовательного учреждения с использованием ЭЛТ.

Эти обстоятельства порождают трудности с согласованностью действий при осуществлении мониторинга. Возрастает количество бумажных отчетов, результатов исследования и их анализа, необходимо много времени на обработку данных. Демонстрация актуального развития компонентов образовательной среды всем членам педагогического коллектива также вызывает определенные трудности. Разработка сетевой модели мониторинга позволит во многом оптимизировать этот вид работы.

Условиями реализации предлагаемой модели мониторинга является наличие школьной компьютерной сети, включающей в себя кабинетные компьютеры. Это позволит всем педагогам работать в одном документе и исключит время на сбор данных и перенос информации из других документов.

Данная система позволяет:

  • не только провести качественный мониторинг, но и сократить время, затрачиваемое педагогами на подготовку и расчет данных, необходимых для мониторинга школы;
  • создает возможность отслеживания актуального состояния компонентов образовательной среды педагогами и администрацией;
  • сокращает бумажный внутришкольный документооборот.

Описание сетевой модели мониторинга образовательного учреждения.

Мониторинг проводится по нескольким направлениям: учебно-воспитательная работа, научно-методическая работа и мониторинг здоровья. В свою очередь, которые включают электронный журнал, банк данных об учащихся, образовательные, профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия.

 


Схема модели сетевого мониторинга.

Мониторинг учебно-воспитательной работы

состоит из «Учебный процесс» и «Банка данных об учащихся».

«Учебный процесс» переводит отчетную документацию в электронный вид и автоматизирует расчеты всех показателей. Может быть, полезен как для самого педагога, т.к. автоматизирует многочисленные расчеты, так и для администрации для формирования отчетов и анализа качества обучения. (Приложение 1)

Данный документ состоит из следующих листов:

  • листы « 5 А», 5 «Б», …,11 «Б»;
  • лист «Итог».

Весь документ защищен от случайного изменения.

Для подготовки документа к работе снимается защита с документа, заполняются списки учащихся по классам и фамилии учителей предметников на листах классов. Вернув защиту, документ готов к заполнению учителями предметниками.

На листах классов активны только ячейки для занесения четвертных оценок. После заполнения четвертных оценок учащихся автоматически будет заполнен отчет по мониторингу успеваемости, как отдельного класса, так и по школе в целом.

На листах классов отражаются следующие данные:

  • качество усвоения по отдельному предмету по итогам четверти (математика, русский язык и т.д.);
  • успеваемость по отдельному предмету по итогам четверти (математика, русский язык и т.д.);
  • качество по классу;
  • успеваемость по классу;
  • количество человек и фамилии учащихся, обучающихся с одной «3», с одной «4», с двумя «3», с двумя «4», отличники, ударники, неуспевающие, неаттестованные.

Таким образом, будет автоматически сформирован отчет по классу, как для учителя предметника, так и для классного руководителя.

Лист «Итог» не имеет активных ячеек. Он полностью заполняется автоматически. На нем отражаются следующие данные:

  • отдельно сгруппированы учителя предметники по предметам, что позволяет отследить работу методического объединения;
  • у каждого педагога отображены классы, в которых он работает. В них указано количество учащихся обучающихся на «4» и «5», и общее количество учеников в классе (табл. 1, Приложениe 5);
  • отражается качество преподавания учителя по параллелям 5-9 классов, 10-11 классов и 5-11 классов (табл. 2, Приложениe 5);
  • отражается качество преподавания в параллелях 5-9 классов, 10-11 классов и 5-11 классов по предмету (например, по русскому языку);
  • качество обучения по школе, представленное в конце страницы.

В данном документе нет необходимости изменять формулы для расчетов каждый раз, когда происходят изменения в составе класса или при смене учителя предметника. Достаточно внести фамилии учащихся прибывших, убрать выбывших из списка класса или изменить данные учителя предметника на листе класса. Программа автоматически составляет отчет на листах классов и листе «Итог».

«Банк данных об учащихся» – отображает информацию об учащихся и социальном статусе их семьи, необходимую при анализе и планировании социально-педагогической работы с семьей. Заполняется классным руководителем. (Приложение 2)

При нажатии на кнопку «2» в верхней строке, раскрывается список всех учащихся школы. Далее работая с фильтрами, установленными на столбцах, легко произвести выборку по необходимым параметрам. Например, для составления отчета по неполным семьям в столбце статус семьи рассматриваем фильтр «неполная». После чего формируется список детей с неполной семьёй по школе.

Если необходимо работать только с отдельным классом при нажатии на кнопку «1» все списки классов закрываются и возможно открыть любой класс, нажав на «+» напротив него.

Мониторинг научно-методической работы.

«Мониторинг достижений» служит для осуществления мониторинга развивающей работы в школе. Данный мониторинг необходим педагогам и администрации для анализа и проектирования развивающей работы в школе. Сокращает бумажный документооборот и позволяет мобильно пополнять информацию. (Приложение 3)

Лист «Конкурсы детей» отображает личные достижения детей по различным направлениям одаренности, участие в конкурсах, полученные награды, данные педагогов-наставников одаренных учащихся. Заполняется педагогом-наставником.

Лист «Конкурсы учителей» содержит данные о достижениях учителей. Заполняется педагогом лично.

Лист «Повышение квалификации» отражает информацию о повышении квалификации педагогов. Заполняется педагогом.

Лист «Публикации, выступления, творческие группы» отражает информацию об обмене опытом педагогов на разных уровнях.

Лист «Рейтинг» производит автоматический подсчет параметров, учитываемых в рейтинге методических объединений школы, вносимых на предыдущих листах.

Лист «Кабинет» отражает функциональность кабинета, как развивающего пространства. Заполняется заведующим кабинетом. Графа рейтинг производит автоматических подсчет лучшего кабинета школы.

Наличие на столбцах фильтров позволяет проводить выборки по различным показателям, для составления отчетов завуча по НМР.

Мониторинг здоровья.

Банк здоровья – содержит информацию о состоянии здоровьесберегающей среды в школе. Информация необходима при проектировании учебного процесса среды, как для педагога, так и для администрации. Сокращает бумажный документооборот в школе и экономит время, затрачиваемое на получения общей картины здоровьесбережения в школе. (Приложение 4)

Листы 5 «А», 5 «Б» и т.д. – содержат информацию о состоянии здоровья учащихся и о мероприятиях по укреплению и сохранению здоровья учеников. Заполняется медицинским работником и классным руководителем.

Лист 2 «Педагоги» содержит информацию о состояния здоровья педагога и о работе, которую педагог проделывает для сохранения своего здоровья. Заполняется педагогом.

Лист «Кабинет» – отражает наличие здоровьесберегающих элементов в функционировании кабинета. Заполняется заведующим кабинетом.