Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов "Они спасают жизнь людей" (профессия – пожарный)

Разделы: Внеклассная работа


План работы по теме

1. Классный час.

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения профессии, характеристиками людей, выбравшими профессию пожарного; формировать навыки работы в коменде; воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии.

Вступительное слово учителя, входе которого выясняется, что знают дети о профессиях, связанных со спасением жизни людей. Из ответов детей видно, что им известны профессии спасателя, врачей, пожарных, водолазов, милиционеров и т. д.

Ознакомление с целью занятия.

Оборудование: иллюстрации, посвященные профессиям (пожарные, врачи, спасатели, военные, милиционер).

а) Историческая справка.

С древнейших времен человек поклонялся огню и боялся его. Один век сменялся другим, и люди стали думать, как оградить себя от столь страшного врага. Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром.

В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.

В ХIV и ХV веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры.

В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.

С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.

В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда "водоливными трубами".

В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров.

В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал, который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.

Постоянные угрозы возникновения пожаров в Адмиралтействе и во флоте побудили Петра 1 сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Для борьбы с огнем на судостроительных верфях и в портовых сооружениях полагалось иметь 5 больших и 10 малых крюков, 10 вил, 7 парусин, 50 щитов, на каждые 40 м. указанных строений - 2 бочки с водой и 1 приставную лестницу. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами. 13 ноября 1718 года выходит петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовых, мелко сидящих судов) и установке на них брандспойтов для тушения пожаров на речных судах и в прибрежных строениях.

Для обеспечения пожарной техникой войсковых подразделений, привлекавшихся к тушению пожаров в 1740 году Сенат утвердил следующие нормы: каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной; в батальонах должны были быть вилы, лестницы, большой крюк с цепью; рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, 4 ручными трубами, 2 малыми крюками.
В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения. При Сенате имелась 1 большая труба с рукавами, 2 малых трубы и 20 ведер; при коллегиях по 2 больших трубы, 4 малых трубы, по 10 ведер и необходимое число бочек для воды; при Святейшем Синоде - 1 большая труба и ведра; при всех канцеляриях и конторах - по 2 чана с водой внизу здания и по 2 - на чердаке.
17 марта 1853 года была утверждена “Нормальная табель составу пожарной части в городах”, упорядочившая организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей. Для городов с населением до 2 тыс. человек пожарным командам полагалось иметь: 2 повозки для доставки заливных труб, 7 лошадей, 2 линейки для перевозки пожарной команды, 4 бочки, не более 2 повозок для перевозки багров, лестниц и большое количество топоров, ломов, лопат, багров и крюков.
Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года декретом об организации государственных мер борьбы с огнем ("Пожарное дело", 1918, №5. C.59), в соответствии с которым до 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля.

В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.

C 1918 г. до 2002 г. пожарная охрана России функционировала в рамках органов внутренних дел (НКВД, МВД). В 2002 г. пожарная охрана России передана в введение МЧС России. В Красноярск на протяжении 2,5 веков пережил три опустошительных пожара. В 1773 году пожар почти полностью уничтоживший город. Накануне этого пожара в городе насчитывалось 350 домов с населением 2000 человек. Сгорел также и острог. В 1881 году за одну ночь в городе выгорело пятнадцать кварталов и общественных зданий. До 1856 года в г. Красноярске не было никакой пожарной охраны. К этому времени в городе проживало 6075 человек жителей. Из промышленных предприятий было три водяных мельницы, 16 кузниц, 4 мыловаренных предприятия и 12 кожевенных заводов. Первая попытка организации борьбы с пожарами была предпринята в 1812 году. С этой целью из городских доходов было выделено 600 рублей на приобретение пожарной машины. С заводским крестьянином Фролом Андреевичем Бердниковым был заключен договор на изготовление такой машины (называемой водоливной) на Невъянском заводе Пермской губернии. Но проблема организации борьбы с пожарами оставалась не решенной.В 1834 году был создан временный комитет по изысканию средств на устройство полиции и пожарной части. В июле 1858 года из Министерства Внутренних дел был получен штат, которым предусматривалось: брандмейстер, унтербрандмейстер и 14 человек рядовых служителей с годовым окладом на одного 4 рубля 50 копеек. И еще понадобилось около трех лет для того, чтобы укомплектовать штат пожарной части. 21 мая 1855 года командир Енисейского внутреннего батальона дал Красноярской городской думе список нижних чинов, выделенных в пожарную часть. Выделенные люди, в количестве 10 человек, были откомандированы к месту назначения только 14 февраля 1856 года. Современная противопожарная служба имея в своих рядах специалистов высочайшей квалификации и располагая разнообразной техникой, способна успешно бороться с любым пожаром. На страже стоят профессиональные пожарные, однако, несмотря на это, пожары уничтожают огромные материальные ценности, уносят жизни людей.

б) Класс разбивается на микрогруппы. Каждая микрогруппа рассматривает предложенную ситуацию, изучает источник и готовит свой вариант решения, который и предлагается для обсуждения на пленуме. Учитель вместе с избранными учениками оценивает успешность выполненных работ по следующим показателям: оригинальность, уважительность, точность, лаконичность. От каждой группы с представлением проекта решения выступает ученик.

Проблемная ситуация 1.

Профессия пожарных во все времена считалась одной из самых опасных. Эти бесстрашные люди первыми оказываются на местах страшных трагедий, спасая от огня не только здания, электростанции, корабли или лесные массивы, но и человеческие жизни. Нередко жертвуя собственными. В нашей стране в честь них, пожарных, погибших при выполнении служебного долга, названы 25 улиц в разных городах, 4 корабля, установлен 21 памятник и обелиск.

Может ли стать пожарным любой человек?

(В результате работы группы вырабатывают требования к человеку, выбравшему профессию пожарного. Каждая группа выполняет кластер.)

Проблемная ситуация 2.

В течение суток по России погибает в огне 25 человек. Ситуация с пожарами становится от года к году все хуже. Как справится с этой проблемой?

В скоростном режиме дать любые возможные варианты и толкования. (Учащиеся приходят выводу, что необходимо хорошо знать и выполнять требования пожарной безопасности).

5 минут на сочинение стихотворения на тему правил пожарной безопасности.

Домашнее задание для минигрупп.

Выбрать и разработать минипроект по одной из предложенных тем:

  • правила поведения при пожаре;
  • правила поведения при угрозе отравления опасными химическими или биологическими веществами;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;
  • оказание первой помощи при ЧС техногенного характера;
  • оказание первой помощи при ЧС природного характера.

2. Занятия по правилам эвакуации из школы при пожаре.

Мини группы проводят занятия с учащимися 5-х классов по правилам пожарной безопасности и правилам эвакуации из школы.

3. Мини группы выполняют электронные презентации о профессии пожарного.

4. Классный час: «История пожарной части».

5. Экскурсия в пожарную часть района Талнах.

Приложение