Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Солнце и жизнь на Земле" (8-й класс)

Разделы: Физика, Информатика

Класс: 8


Учебный предмет (дисциплины, близкие к теме): физика – тема “Тепловые явления”, интеграция с литературой, биологией, историей, астрономией, информатикой.

Для поддержания интереса к физике целесообразно проводить уроки в нетрадиционной форме. В настоящее время в образовательный процесс учителями активно внедряется метод проектов. Как показывает опыт, данный метод является эффективным методом обучения.

Предлагаем разработку итогового урока – метода проекта.

Поисковая работа.

Коллективная работа способствует развитию творческих и коммуникативных способностей, развитию познавательного интереса и положительному настроя у учащихся к изучаемому предмету, умению самостоятельной деятельности учащихся. Метод проектов основан, как правило, на групповой деятельности учащихся и ценен как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по группе и перед общим делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением.

Итоговый урок проходит в форме конференции – защиты своей части исследовательской работы. На данном уроке осуществляется обобщение и закрепление материала, который может быть полезен на различных предметах: астрономии, биологии, истории.

Надеемся, что методы, приемы и формы обучения, предложенные на данном уроке, обогатят методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Цель проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности:

  • навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
  • умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
  • навыков работы в группе.

Основополагающий вопрос: Какое значение в моей жизни играет Солнце?

Продукты проекта: шесть презентаций, выполненных в программе Power Point.

Тип итогового урока: урок обобщения и оценки знаний.

Форма итогового урока: урок – конференция.

Задачи:

  1. Образовательная:
    – обобщение основных знаний о Солнце в области истории, биологии, астрономии, физики;
    – отработка умения выполнения презентации в программе Power Point.
    – отработка умения работать с различными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, интернет – ресурсами и умения  выделять главное.
    – приобретение навыков проектной деятельности.
    – овладение обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований.
    – формирование у учащихся различных способов кодирования и декодирования информации.
  2. Воспитательная:
    – развитие представления о значении Солнца на Земле.
    – формирование знаний о динамических процессах, происходящих на Земле под влиянием Солнца.
    – развитие способности к коллективной работе, стремления внести посильный вклад в общее дело.
  3. Развивающая:
    – развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоциональной, волевой и потребностно – мотивационной областей;
    – совершенствование умственной деятельности: выполнение операции анализа, синтеза, классификации, способности наблюдать, делать выводы.
    – формирование информационной компетентности, развитие креативных способностей, критического мышления.

Оборудование к уроку:

– Мультимедийный проектор.
– Компьютер.

Защита творческих проектов.

Этап урока Приемы и методы время
1 Организация начала урока – проверка готовности учащихся к конференции;
– организация внимания.
2 мин.
2 Защита творческих проектов каждой из 6 групп. Эксперты оценивают каждый проект. – демонстрация готовых презентаций 41 мин.
3 Подведение итогов – эксперты анализируют работу каждой группы. Ученики высказывают свое впечатление от проделанной работы. 2 мин.

Организация работы в группах.

После выявления интересов учащихся к истории, биологии, физике, астрономии, ученики были объединены в шесть групп. На 1 (подготовительном) этапе под руководством учителя прошло формирование групп и выбор темы исследований. Был составлен план работы над проектом, обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Определились с формами представления результатов. На 2 (аналитико-практическом) этапе каждая группа по индивидуальному плану работала в течение двух недель (внеурочная деятельность). Итоговый 3 этап – защита проектов. Каждой группе на защиту проектов представляется 5 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Проект оценивают и ученики и учитель. Рекомендуется заранее разработать оценочные листы проектов.

Первая группа астрономов.

Творческое название работы: “Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно”.

Проблемный вопрос: Сколько звезд на небе?

В звездную ночь вдали от населенных пунктов можно различить около 3000 звезд. Вся небесная сфера содержит около 6000 звезд, видимых невооруженным взглядом. Тысячи лет назад яркие звезды условно соединяли в фигуры, которые называли созвездиями.

А можно ли достать с неба звезду? Расстояние до солнца 150 млн. км.

Расстояние до ближайшей звезды альфа Центавра достигает 4 световых лет. А до других отдаленных звезд расстояния в 10 – 100 световых лет…

Приложение 1– презентация по данной теме, выполненная в программе Power Point.

Вторая группа астрономов.

Творческое название работы: “И на Солнце бывают пятна”.

Проблемный вопрос: Что мы знаем о Солнце?

Солнце – газовый шар, не имеющий четких границ. Однако мы видим его резко очерченным, потому что практически все излучение Солнца исходит из фотосферы. Вся фотосфера Солнца состоит из светлых зернышек, которые называют гранулами. Размеры гранул невелики, 1000–2000 км (около 1" дуги), расстояние между ними – 300–600 км. На Солнце наблюдается одновременно около миллиона гранул. Каждая гранула существует несколько минут.

Солнце – это не просто ближайшая звезда, но и большой источник энергии, имеющий очень сложное строение.

Приложение 2 – презентация по данной теме, выполненная в программе Power Point.

Группа историков.

Творческое название работы – “Земля против Солнца”.

Проблемный вопрос: какова история основных этапов формирования воззрения о мироздании.

Группа рассмотрела и проанализировала воззрения древних людей о мироздании (древних индийцев, египтян, греков), изучила две системы строения мира, рассмотрела открытия астрономов, и пришла к выводу, что именно Солнце – центр Солнечной системы, которая является всего-навсего элементарной частицей необъятной Вселенной.

Приложение 3 – презентация по данной теме, выполненная в программе Power Point.

Группа биологов.

Творческое название работы: “Что мне золото, светило бы солнышко”.

Проблемный вопрос: “Возможна ли жизнь без Солнца?”

Группа собрала и проанализировала информацию о том, как Солнце влияет на жизнь животных растений и людей. Солнце – главный источник света на Земле. Но без него не было бы и тепла. Так же солнце является первоначальным источником и других видов энергии. Солнце – жизненно важные часы для растений. Солнечный свет – одно из главных условий фотосинтеза. В жизни большинства животных свет играет важную роль. Животные ориентируются с помощью зрения, приспособлены к определенной освещенности. Издавна Солнце оказывает всевозможное влияние на человека: физическое и духовное. Жизнь без Солнца невозможна!

Приложение 4 – презентация по данной теме, выполненная в программе Power Point.

Группа литераторов.

Творческое название работы: “Как воспевают Солнце”.

Проблемный вопрос: Что из себя представляет Солнце?

В разные времена у разных народов Солнце называли по разному, но у всех людей оно имело очень важное значение для их жизни! В древнем Египте главным Богом являлся Бог солнца – Ра. В славянской мифологии солнечные божества так же назывались по разному: Сварог, Дажьбог, Хоре, Ялори. Так же Солнце воспевалось и в народном творчестве.

  • Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет.
  • Что без крыльев летит и без огня горит.
  • Что выше леса, краше света без огня горит и т.д.

Приложение 5 – презентация по данной теме, выполненная в программе Power Point.

Группа физиков.

Творческое название работы: “Зеленые лучи Солнца”

Проблемный вопрос: Бывает ли закат зеленым?

Многие считают это явление мифом. Другие думают, что оно реально, но причина его неизвестна. Те, кто видел его, гордятся этим фактом. Это явление – зеленый луч, появляется в тот момент, когда заходящее Солнце полностью скрывается из виду, последний проблеск выглядит поразительно зеленым. В местах, где горизонт низок и далек, зеленый луч продолжается всего несколько секунд. Его можно увидеть и на восходе Солнца.

Приложение 6 – презентация по данной теме, выполненная в программе Power Point.

Рефлексия.

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. Рекомендуется заранее разработать оценочные листы проектов (Приложение 7).

Подведение итогов.

Литература:

  1. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Intel “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е издание, испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2006.
  3. Педагогические технологии обучения в условиях реализации государственного стандарта образования. Сб. Педагогические технологии. Физика. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007. 64стр.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000