Методическое пособие по научной организации труда по УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

"Память становится мыслящей". (Д. Б.Эльконин)

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, лица предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо и младший школьник еще не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что общих чертах), ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизвести своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал, на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания составлять логический план текста.

Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

усиливается роль и удельный вес словесно-логического запоминания (по сравнению с наглядно - образным);

формируется возможность сознательно управлять: своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития логического мышления.

К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится:

а) более анализирующим;

б) более дифференцирующим;

в) принимает характер организованного наблюдения;

г) изменяется роль слова в восприятии (если у первоклассников слово по преимуществу несет функцию названия, т. е. является словесным обозначением после узнавания предмета, у учащихся более старших классов слово-название уже является самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу).

Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления.

Здесь велика роль педагога, который специально организует деятельность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

В развитии восприятия младших школьников немалую роль могут сыграть и родители, организуя занятия с детьми.

Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая ребенка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.

Цели:

  • способствовать осознанному усвоению материала по окружающему миру;
  • способствовать сознательному отношению к своему здоровью, любви к природе, формировать у ребят навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Задачи:

  • усилить роль и удельный вес словесно-логического запоминания (по сравнению с наглядно - образным);
  • формировать умения сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)

Содержание:

Методическое пособие содержит памятки по основным темам курса "Окружающий мир" по учебнику О.Т.Поглазовой по УМК "Гармония" для 1,2,3 классов. Продолжаю вести работу, работая в 3 классе.

Памятки для работы в 1 классе: "В лес по грибы", "Если укусила змея", "Азбука пешехода", "Азбука ученика", Учись беречь органы чувств", "Лекарственные растения".

Памятки для работы во 2 классе: "Как сохранить здоровье", "Как беречь зрение", "Как беречь слух", "Как сохранить здоровье кожи", "Как помочь другу, если он провалился под лёд", "Как вести себя во время грозы", "Как сохранить здоровье в жаркие дни", памятка о первой помощи в разных ситуациях, "Соблюдай режим дня", "Вежливое поведение", "Я дома".

Памятки для 3 класса: "Как развивать мышцы", "Как беречь пищеварительную систему", "Как следует заботиться о сердце", "как ухаживать за кожей".

Формы организации занятий.

Работа по памяткам в основном ведется на уроках. Работа по ним ведётся из урока в урок. Дома учащиеся закрепляют знания по памяткам, что ведёт к более осознанному восприятию материала.

 Что должны знать:

Учащиеся чётко должны усвоить как вести себя в походе за грибами, встрече со змеёй, при переходе проезжей части дороги, правила поведения в школе, как обращаться с лекарственными растениями, как сохранять здоровье, как беречь зрение, как беречь слух, как сохранить здоровье кожи, как вести себя на льду, как вести во время грозы, как вести себя в жаркие дни, первая помощь в трудных ситуациях, как соблюдать режим дня, как быть вежливым, соблюдая простые правила, как вести себя дома.

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся чётко должны уметь вести себя в походе за грибами, встрече со змеёй, переходить проезжую часть дороги, соблюдать правила поведения в школе, уметь обращаться с лекарственными растениями, уметь сохранять здоровье, беречь зрение, беречь слух, сохранять здоровье кожи, вести себя на льду, во время грозы, в жаркие дни, уметь вести себя в трудных ситуациях, соблюдать режим дня, быть вежливыми в обществе и дома, иметь представление как правильно развивать мышцы, сохранить пищеварительную систему, сердце, кожу.

Литература.

1.О.Т.Поглазова "Окружающий мир" 1,2,3 кл., Смоленск. Ассоциация XX_ век. 2008г.

Продолжение методической разработки.