Интегрированный урок "Представления, зрелища, театр в Китае"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Цели урока:

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с древним и самобытным сценическим искусством Китая: с пекинской оперой, с цирком, с народными зрелищами.
  2. Закрепление и контроль знаний учащихся по теме "Художественные ремёсла Китая.
  3. Способствовать грамотному использованию практических навыков при пользовании компьютером.
  4. Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
  5. Обеспечить установление учащимися внутри предметных и межпредметных связей.
  6. Выработать умение анализировать результаты, полученные на компьютере.

Развивающие:

  1. Развитие художественного вкуса, памяти. мышления.
  2. Формирование правильной литературной и информационной речи.

Воспитательные:

  1. Помочь учащимся осознать ценность актуальность современных средств обучения.
  2. Активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
  3. .Воспитывать навыки самостоятельной работы на компьютере.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • классная доска,
  • проектор,
  • экран,
  • выставка изделий китайских мастеров.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

1. Экспозиция. (Сообщение темы, цели и плана урока.)

Учитель: Тема сегодняшнего урока "Представления, зрелища, театр в Китае". Мы познакомимся с древним и самобытным сценическим искусством этой страны, выполним несколько заданий на компьютере по этой теме.

2. Повторение ранее изученного.

Учитель: начнём урок с проверки домашнего задания. Вам было предложено создание презентации по теме "художественные ремёсла Китая". Обратите внимание на выставку изделий китайских мастеров.

Кто готов представить свою презентацию? (Учитель вызывает 2-3 человек).

1-я ученица представила презентацию «Китайский шелк»

Некоторые слайды из представленной презентации:

(полный вид - приложение 1)

2-я ученица представила презентацию «Искусство резьбы по камню»

Некоторые слайды из презентации:

(полный вид - приложение 2)

3-я ученица представила презентацию «Керамика и фарфор. Лаки и эмали в Китае»

Некоторые слайды из презентации:

(полный вид - приложение 3)

Учитель: Вам были представлены презентации, а теперь ответьте на следующие вопросы:

  1. Что являлось главным свойством фарфора? (прочность).
  2. Какие цвета являются традиционными для лаков? (красный, чёрный).

3. Предъявление нового материала.

Вступительное слово учителя- учитель рассказывает новый материал, его выступление сопровождается показом на большом экране (через проектор) слайдов, иллюстрирующий материал.

В Китае очень популярны всевозможные праздничные народные зрелища.
Это и "Танец дракона", когда несколько человек на шестах несут большую голову"Дракона"и его длинный хвост.

Или "Танец льва". Сделанный из различных материалов "лев" приводится в  движение
двумя исполнителями: один манипулирует головой, а другой- туловищем мифического зверя.

Ходьба на ходулях- другое популярное зрелище, требующее от исполнителей  большой сноровки.
Часто оно сопровождается разнообразной музыкой и театрализованными сценками.

Огромной популярностью в Китае пользуется театральное искусство,
особенно любят кукольный театр. Куклы всегда считались олицетворением богов.
К началу второго тысячелетия в Китае возник театр теней.
Сюжеты брались из исторических сказаний и легенд.
До сих пор в Китае существует множество различных форм теневого театра.

Огромной популярностью в Китае до сих пор пользуется
древний праздник "Первой ночи", который отмечается
в дни первого полнолуния года. В наши дни его называют праздником фонарей.
У каждого дома зажигают фонари всех форм и расцветок.
Изготавливают их с большой изобретательностью.
В этот праздник повсюду проходят массовые ночные гуляния.

С некоторыми из видов искусства Китая вы познакомитесь с помощью Интернет ресурсов. Сейчас вы разделитесь на две группы (учитель делит на группы учеников) Каждой группе будет дана карточка с заданием. На поиски и ознакомление с информацией вам даётся семь минут. После обработки материала вы должны будете составить краткое выступление по каждому виду искусств.

Каждая группа получает задание:

Карточка 1.

Цирковое искусство.

  1. С какой деятельностью было тесно связано цирковое искусство?
  2. Какие предметы в представлении используют циркачи?
  3. Какой вид искусства нашёл своё отражение в Китайском цирке?
  4. Какие виды спорта легли в основу Китайского цирка?
  5. Отношение общества к профессии циркача?

Карточка 2.

Пекинская опера.

  1. Кто и когда стал родоначальником "Пекинской оперы"?
  2. Какие виды театрального искусства отразились в "Пекинской оперы"?
  3. "Четыре умения" и "Четыре приёма" в "Пекинской опере"?

4. Учитель: прежде чем вы начнете работать за компьютерами, давайте проведем физкультминутку. (учитель проводит динамическую паузу).

5. Выполнение задания на компьютере

Учитель ИТ : какие поисковые ресурсы Интернет вы знаете? (Яндекс, Рамблер, Google и др.) Выберите любую поисковую систему и найдите информацию по заданию в Интернет и скопируйте его в текстовой редактор Word. (7 минут ученики ищут материал и выполняют задание) После этого учитель предлагает каждой группе представить найденный материал.

6. Контроль и оценка уровня овладения материалом.

Учитель предлагает учащимся выполнить небольшой тест на компьютере.

Учитель ИТ: на компьютере вы видите тест (пояснение- программа была написана заранее учителем информатики Борискиной Ю.М. и установлена на компьютерах учащихся), он написан в программе Бейсик.

Как запустить на выполнение программу в Бейсике? (нажать F5).

Оценку вам выставит компьютер. Как писать подобные (тестовые) программы вы научитесь в следующем учебном году, а пока- внимательно читаем вопрос и отвечаем на него. (Время выполнения 3-4 минуты, после чего учитель отмечает в журнал оценки, выставленные компьютером по количеству правильных ответов)

Тест.

1) Какой вид спорта является основой циркового искусства в Китае?

а) акробатика
б) лёгкая отлетика
в) борьба
г) фигурное катание

2) Какие предметы в представлении используют циркачи?

а) скакалка
б) предметы домашнего обихода
в) музыкальные инструменты
г) куклы

3) Чем можно насладиться во время представления "Пекинской оперы"?

а) кофе
б) горячий шоклад
в) чай
г) кока-кола

4) В каком году "пекинская опера"обрела признание во всём мире?

а) 1935
б)1700
в) 2 в. до н.э.
г) 1980

5) Что отсутствует в "Пекинской опере"?

а) жестикуляция
б) пение
в) декорации
г) танец

7. Организационный- связующий этап.

Учитель задает вопросы классу: С какими древними и самобытными видами сценических искусств Китая вы познакомились на этом уроке? Какие больше всего понравились? (учащиеся отвечают). Домашнее задание: прочитать параграф 11 учебника, ответить на вопросы на стр.169-170. Объявляются и выставляются в дневник оценки за урок.

8. Некоторые фотографии с проведенного урока (фотоотчет):