Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сценарий урока "Урок нравственного выбора. Художественный стиль речи"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  • Общеучебная: определить особенности  художественного стиля речи;
  • Развивающая: работа  по формированию у учащихся  коммуникативных умений и навыков:
    • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
    • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
    • выражать и аргументировать собственное мнение;
    • последовательно и логично излагать свои мысли;
    • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • Воспитательная:  в любой жизненной ситуации поступать по совести.      

Тип урока: сообщение новых знаний.

Эпиграф урока:

«Каждый выбирает по себе –
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе». (Ю. Левитанский)

Оборудование:

  • Текст А. Владимирова «Косуля».
  • Презентация «Художественный стиль речи» (Приложение 1)
  • Презентация «В мире животных» (Приложение 2)
  • Алгоритм «Как писать сочинение» (Приложение 3)
  • Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд.– М.: Просвещение, 2003. – 350с.»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (готовность к уроку) Слово  учителя о  режиме работы, реализации целей урока – урока нравственного выбора.
2. Эмоциональ
ный настрой
Презентация «В мире животных» (Приложение 2)
3. Мотивация 1. Обсуждение видеосюжета (диалог):

– Что вы испытывали, когда смотрели сюжет?
– Скажите, ребята, можем ли мы прожить без животного мира?
– Какую роль животные играют в нашей жизни?
– Как люди относятся к ним?
– Почему  в разговоре о  природе мы невольно затрагиваем  вопросы экологии?
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы не причинять никому зла?
– Бывали ли у вас случаи безжалостного отношения к животным?
– Как вы думаете, что является порождением агрессии?
– Возможен ли выход? Какой?

4. Актуализация знаний 4.1. Словарная работа.  С помощью толкового словаря  объяснить лексическое значение следующих слов:
  • Альтруизм
  • Милосердие
  • Гуманизм
  • Филантроп
  • Мизантроп
  • Невежда
  • Невежа

Материал для учителя.

Альтруизм – в переводе с франц. – «другой». Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них личными интересами.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снтсхождение из сострадания, человеколюбия.
Гуманизм – в переводе с лат. – «человеческий». 2. Человечность как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности.
Филантроп в переводе с греч. – «люблю». «человек». Тот, кто занимается филантропией. Филантропия – Человеколюбие.
Мизантроп – тот, кто ненавидит людей, чуждается их, человеконенавистник.
Невежда – необразованный человек.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

  4.2. Беседа:

– В какой лексической взаимосвязи находятся слова «альтруизм», «гуманизм»? (Синонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «филантроп» – «мизантроп»? (Антонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «невежа» – «невежда»? (Паронимы).
– Приведите примеры слов с самой главной  «гуманной» приставкой со-(Сострадание, сочувствие, сопереживание, союз, сотоварищ, соединение, сотворчество…)

5. Объяснение нового материала 5.1. Знакомство с материалом презентации «Художественный стиль речи» (Приложение 1)

Вариант. Работа по учебнику. С. 310-311. (упр.  543 с. 338-339, упр.549 с. 343-344. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (отрывок)

5.2. Комплексная работа с текстом

Слово учителя. Всё,  что нас окружает,  является предметом изображения  художника слова.  В устах писателя слово живёт, благоухает, приобретает некоторую загадочность, волшебство…
Совсем недавно мы говорили о добром отношении человека к животному миру на материале текста публицистического стиля. Сегодня разговор продолжим с опорой на текст художественного стиля. Итак, слушаем и анализируем.

5.1. Выразительное чтение текста. (У каждого ученика имеется один экземпляр текста)

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. –(4)Откуда в наших местах косули?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно косулю видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, косуля? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал Степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу...
(30)Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает : никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (37)Стой, стой, миленькая,стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...
(43)Солнце жгло прокаленную землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал перед самым селом.
– (45)Вкусно, миленькая? – спросил он.      
– (46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень. (По А. Владимирову)

6. Практическая работа 6.1.  Осмысление  прочитанного

Беседа с классом:

– Понравился  ли текст?
– О чём говорит автор?  Перескажите.
– Как бы вы озаглавили  данный текст? Объясните почему.
– Определите ключевое  слово  текста.
– Известны следующие  виды проблем:

  • Нравственные
  • Психологические
  • Экологические
  • Социальные
  • Философские

– Попробуйте  определить характер проблемы данного текста.
– Какое впечатление на вас производит главный герой Николай Савушкин?
– Как к нему относится автор? Приведите примеры из текста.
– Что заставило Савушкина отказаться от своей преступной мысли – убить  косулю ради спасения дочери?
– Как бы вы поступили на месте Николая?
– Какую роль в тексте играет  описание природы?
– Чему нас учит А. Владимиров?

7. Закрепление 7.1. Установочный вопрос:

Элементы композиции сочинения-рассуждения приведите в соответствие, т.е. восстановить в строгом порядке.   (записаны на доске)
Аргументы – Авторская позиция – Комментарий – Проблема – Заключение – Выражение собственного мнения.

Задание по группам (письменно)

1 группа. Сформулировать тему текста и  его  проблематику.
(Проблема родительской любви ,  проблема нравственного отношения человека к природе;  проблема нравственного выбора – убить или отказаться от убийства?)

2 группа. Сформулировать  комментарии к тесту.
На чём заостряет внимание автор?

3 группа. Определить авторскую позицию.
(1) нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого: 2) всё живое связано нитями общей любви, общего родительского долга).

4 группа.   Продумать  аргументы.
(Ответы учащихся, проверка их работы, комментарий, оценки)

8. Обобщение 8.1. Слово учителя:

– Урок нравственного выбора. Бывали ли случаи у вас, ребята, когда надо было выбирать?
– Как поступали вы? К кому обращались за помощью? Роль ваших родителей перед проблемой нравственного выбора? А  как поступали друзья? Вам часто приходилось  помогать, выручать?
– Как вы думаете, что такое КОДЕКС ЧЕСТИ?

9. Домашнее задание На выбор:
Написать сочинение-миниатюру  «Что такое кодекс чести?»
Как я понимаю слова поэта Ю. Левитанского: 

«Каждый выбирает по себе –
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе»?

10. Рефлексия 10.1. Слово учителя.

– На доске  ДЕРЕВО  НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА. На его ветвях  растут  разноцветные листочки. Сделайте свой нравственный выбор:
Если вам понравилось на уроке и вы получили  положительный заряд эмоций, наклейте зелёный листок.
Если  вам понравилось, но ещё сомневаетесь в себе, выберите жёлтый листок.
Если вам  нужна  помощь и поддержка, наклейте  красный листок.

11. Завершение урока Спасибо за работу. До новых встреч!

Приложение 4