Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сценарий урока "Урок нравственного выбора. Художественный стиль речи"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  • Общеучебная: определить особенности  художественного стиля речи;
  • Развивающая: работа  по формированию у учащихся  коммуникативных умений и навыков:
    • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
    • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
    • выражать и аргументировать собственное мнение;
    • последовательно и логично излагать свои мысли;
    • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • Воспитательная:  в любой жизненной ситуации поступать по совести.      

Тип урока: сообщение новых знаний.

Эпиграф урока:

«Каждый выбирает по себе –
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе». (Ю. Левитанский)

Оборудование:

  • Текст А. Владимирова «Косуля».
  • Презентация «Художественный стиль речи» (Приложение 1)
  • Презентация «В мире животных» (Приложение 2)
  • Алгоритм «Как писать сочинение» (Приложение 3)
  • Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд.– М.: Просвещение, 2003. – 350с.»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (готовность к уроку) Слово  учителя о  режиме работы, реализации целей урока – урока нравственного выбора.
2. Эмоциональ
ный настрой
Презентация «В мире животных» (Приложение 2)
3. Мотивация 1. Обсуждение видеосюжета (диалог):

– Что вы испытывали, когда смотрели сюжет?
– Скажите, ребята, можем ли мы прожить без животного мира?
– Какую роль животные играют в нашей жизни?
– Как люди относятся к ним?
– Почему  в разговоре о  природе мы невольно затрагиваем  вопросы экологии?
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы не причинять никому зла?
– Бывали ли у вас случаи безжалостного отношения к животным?
– Как вы думаете, что является порождением агрессии?
– Возможен ли выход? Какой?

4. Актуализация знаний 4.1. Словарная работа.  С помощью толкового словаря  объяснить лексическое значение следующих слов:
  • Альтруизм
  • Милосердие
  • Гуманизм
  • Филантроп
  • Мизантроп
  • Невежда
  • Невежа

Материал для учителя.

Альтруизм – в переводе с франц. – «другой». Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них личными интересами.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снтсхождение из сострадания, человеколюбия.
Гуманизм – в переводе с лат. – «человеческий». 2. Человечность как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности.
Филантроп в переводе с греч. – «люблю». «человек». Тот, кто занимается филантропией. Филантропия – Человеколюбие.
Мизантроп – тот, кто ненавидит людей, чуждается их, человеконенавистник.
Невежда – необразованный человек.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

  4.2. Беседа:

– В какой лексической взаимосвязи находятся слова «альтруизм», «гуманизм»? (Синонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «филантроп» – «мизантроп»? (Антонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «невежа» – «невежда»? (Паронимы).
– Приведите примеры слов с самой главной  «гуманной» приставкой со-(Сострадание, сочувствие, сопереживание, союз, сотоварищ, соединение, сотворчество…)

5. Объяснение нового материала 5.1. Знакомство с материалом презентации «Художественный стиль речи» (Приложение 1)

Вариант. Работа по учебнику. С. 310-311. (упр.  543 с. 338-339, упр.549 с. 343-344. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (отрывок)

5.2. Комплексная работа с текстом

Слово учителя. Всё,  что нас окружает,  является предметом изображения  художника слова.  В устах писателя слово живёт, благоухает, приобретает некоторую загадочность, волшебство…
Совсем недавно мы говорили о добром отношении человека к животному миру на материале текста публицистического стиля. Сегодня разговор продолжим с опорой на текст художественного стиля. Итак, слушаем и анализируем.

5.1. Выразительное чтение текста. (У каждого ученика имеется один экземпляр текста)

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. –(4)Откуда в наших местах косули?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно косулю видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, косуля? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал Степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно