Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сценарий урока "Урок нравственного выбора. Художественный стиль речи"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  • Общеучебная: определить особенности  художественного стиля речи;
  • Развивающая: работа  по формированию у учащихся  коммуникативных умений и навыков:
    • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
    • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
    • выражать и аргументировать собственное мнение;
    • последовательно и логично излагать свои мысли;
    • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • Воспитательная:  в любой жизненной ситуации поступать по совести.      

Тип урока: сообщение новых знаний.

Эпиграф урока:

«Каждый выбирает по себе –
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе». (Ю. Левитанский)

Оборудование:

  • Текст А. Владимирова «Косуля».
  • Презентация «Художественный стиль речи» (Приложение 1)
  • Презентация «В мире животных» (Приложение 2)
  • Алгоритм «Как писать сочинение» (Приложение 3)
  • Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд.– М.: Просвещение, 2003. – 350с.»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (готовность к уроку) Слово  учителя о  режиме работы, реализации целей урока – урока нравственного выбора.
2. Эмоциональ
ный настрой
Презентация «В мире животных» (Приложение 2)
3. Мотивация 1. Обсуждение видеосюжета (диалог):

– Что вы испытывали, когда смотрели сюжет?
– Скажите, ребята, можем ли мы прожить без животного мира?
– Какую роль животные играют в нашей жизни?
– Как люди относятся к ним?
– Почему  в разговоре о  природе мы невольно затрагиваем  вопросы экологии?
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы не причинять никому зла?
– Бывали ли у вас случаи безжалостного отношения к животным?
– Как вы думаете, что является порождением агрессии?
– Возможен ли выход? Какой?

4. Актуализация знаний 4.1. Словарная работа.  С помощью толкового словаря  объяснить лексическое значение следующих слов:
  • Альтруизм
  • Милосердие
  • Гуманизм
  • Филантроп
  • Мизантроп
  • Невежда
  • Невежа

Материал для учителя.

Альтруизм – в переводе с франц. – «другой». Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них личными интересами.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снтсхождение из сострадания, человеколюбия.
Гуманизм – в переводе с лат. – «человеческий». 2. Человечность как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности.
Филантроп в переводе с греч. – «люблю». «человек». Тот, кто занимается филантропией. Филантропия – Человеколюбие.
Мизантроп – тот, кто ненавидит людей, чуждается их, человеконенавистник.
Невежда – необразованный человек.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

  4.2. Беседа:

– В какой лексической взаимосвязи находятся слова «альтруизм», «гуманизм»? (Синонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «филантроп» – «мизантроп»? (Антонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «невежа» – «невежда»? (Паронимы).
– Приведите примеры слов с самой главной  «гуманной» приставкой со-(Сострадание, сочувствие, сопереживание, союз, сотоварищ, соединение, сотворчество…)

5. Объяснение нового материала 5.1. Знакомство с материалом презентации «Художественный стиль речи» (Приложение 1)

Вариант. Работа по учебнику. С. 310-311. (упр.  543 с. 338-339, упр.549 с. 343-344. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (отрывок)

5.2. Комплексная работа с текстом

Слово учителя. Всё,  что нас окружает,  является предметом изображения  художника слова.  В устах писателя слово живёт, благоухает, приобретает некоторую загадочность, волшебство…
Совсем недавно мы говорили о добром отношении человека к животному миру на материале текста публицистического стиля. Сегодня разговор продолжим с опорой на текст художественного стиля. Итак, слушаем и анализируем.

5.1. Выразительное чтение текста. (У каждого ученика имеется один экземпляр текста)

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. –(4)Откуда в наших местах косули?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно косулю видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, косуля? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал Степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похо