Новый герой в произведениях древнерусской литературы (по "Повести о Горе-Злочастии")

Разделы: Литература


Читать памятники древнерусской
литературы исключительно полезно,
когда душа просит необычного.
Д.С.Лихачев

Цели уроков (2 часа):

  • Знакомство с концепцией человека в процессе эволюции древнерусской литературы.
  • Определение круга проблем, которыми интересовалась древнерусская литература.
  • Выявление новаторства в создании характера героя.
  • Определение влияния православной религии на сознание русского человека.

Задачи:

  • прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника;
  • обучать навыкам сопоставительного и сравнительного анализа работы с текстом;
  • развивать аналитические умения и устную речь.

Ход урока

1. Комментированное чтение произведения. (Словарная работа с объяснением незнакомых для школьников слов).

2. Работа над темой повести, художественными образами, языком памятника древнерусской литературы.

Учитель. Почему у повести такое название?

Учащиеся справедливо считают, что герой наказан за нарушение евангельских заветов, ведь он не прислушивается к совету родителей. Некоторые школьники вспоминают притчу о блудном сыне, которая стала источником сюжетной линии повести.

3. Беседа по картине Рембранта "Возвращение блудного сына" (1660-1661г.)

Учитель. Внимательно рассмотрите картину и подумайте, почему все человечество признает ее шедевром?

Детям трудно сформулировать свое мнение, поэтому учитель зачитывает высказывание об этом произведении искусствоведа М.Алпатова.

Учитель. Сюжет картины называется вечным, он пришел к нам из Библии, Нового Завета, Евангелия и является одной из притч, рассказанных Иисусом Христом ученикам. Сейчас послушаем, как она звучит.

4. Выразительное чтение учеником "Притчи о блудном сыне". (Индивидуальное домашнее задание).

Учитель. В чем смысл притчи, как вы считаете?

Мнения учеников разделились: одни говорили о горестной истории покинутого отца, сочувствовали ему, другие - несчастному сыну. Детей очень обрадовало, что все хорошо закончилось.

Учитель. Вы хорошо поняли притчу с бытовой, земной точки зрения, а теперь попытайтесь разобраться в ее философском смысле.

Почему этот сюжет называется вечным?

Дети после дискуссии говорят, что урок этой притчи касается всех людей на земле. В основе ее лежит идея всепрощения и покаяния, поиска истины.

Учитель. Да, ребята, притча о блудном сыне - это рассказ о человечестве, когда-то ушедшем от Бога, а теперь пытающемся возвратиться к нему.

Вернемся к "Повести о Горе-Злочастии". Обратите внимание на само название. Какие ассоциации оно вызывает?

Учащиеся связывают это словосочетание с фольклором, в частности песнями и сказками, а сам образ - с народной поэтической традицией.

Анализ повести.

Учитель. Почему оно начинается с пересказа библейского сюжета о

грехопадении?

Учащиеся отмечают, что такое начало придает истории Молодца обобщающий характер, однако связать его с замыслом автора они затрудняются. Поэтому задаем ряд вопросов.

Учитель. Какова причина непослушания людей в библии?

Как автор повести объясняет мотивы поведения своего героя?

В библейской истории виновником грехопадения становится дьявол-искуситель. В тексте повести причиной бед Молодца стало "человеческое сердце немыслено и неуимчиво".

Учитель. Совпадают ли трактовки причин человеческого грехопадения в повести и в библейском тексте?

Школьники сопоставляют тексты и приходят к выводу, что в "Повести о Горе-Злочастии" причина несчастий человека - в нем самом.

Учитель. Является ли свободное толкование Библии явлением новым и единичным в древнерусской литературе?

Учащиеся вспоминают жанр апокрифа, допускающий истолкование. (Апокриф - легендарно-религиозное повествование, тематически близкое к библейским книгам, но резко расходящееся с ними в трактовке событий и характера персонажей). Отмечается, что попытка искать причины поступков человека в нем самом - ново для русской литературы. Это новый взгляд на человека.

Учитель. В чем же несчастье героя?

Семиклассники вспоминают, что Молодец дважды нарушил заповедь смирения и покорности: первый раз - не послушал отца, пожелав жить "как ему любо", второй - добрых людей, "похваляясь счастьем и богатством". Поэтому его спутником стало Горе-Злочастие, которое "научает" его "богато жить - убити и ограбить". В повести образ Злочастия символизируется с дьяволом - искусителем. Таким образом, подлинный конфликт произведения - вечная борьба Бога и дьявола за человеческую душу.

Как в повести показано спасение героя?

Чтение заключительных строк произведения:

Спамятует молодец спасенный путь,
И оттоле Молодец в монастырь пошел постригатися,
А Горе у святых ворот оставается,
К Молодцу впредь не привяжетца!

Дети вновь, как и в притче о блудном сыне, убеждаются в том, что добро побеждает зло. Святые ворота монастыря, символизирующие покровительство Бога, спасают раскаявшегося Молодца.

Учитель. О каком жанре древнерусской литературы напоминает история Молодца?

Школьники сопоставляют ее с житием.

Учитель. А чем отличается история Молодца от жития?

Герой жития - святой, а Молодец - простой человек со своими слабостями. Герой повести живет бездумно, оставляет "свои животы" в царевом кабаке, похваляется своим богатством. Но, по мнению ребят, Молодец заслуживает и сочувствия, так как он не уверен в своих силах, часто растерян.

Учитель. Как же изменился канон изображения человека в литературе XVII века?

В центре внимания - обычный человек, внутренне противоречивый, не являющийся нравственным образцом.

Учитель. Почему же происходят такие изменения в древнерусской литературе?

В ходе беседы отмечается, что изменилась система ценностей, происходит переход от идеализации героя к изображению внутренних противоречий человека.

При работе над языком повести обращаем внимание на влияние народной поэтики на образную систему произведения, на былинный стих, песенную символику, отраженную в картине преследования Молодца Горем. Обращаем внимание на дидактическую направленность повести.

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся сделать дидактическую картину из жизни героя в технике рисованного лубка, обратив особое внимание на цвет, идею, композицию.