"Заполни досуг школьника"

Разделы: Внеклассная работа


Веяние времени нынешнего на образовательное пространство диктует любому человеку, связанному с образованием, удесятерить внимание к ребенку. Объяснение простое: затянувшийся на десятки лет период перестройки выкинул ребенка отовсюду, где раньше он находился под присмотром и вниманием. Спустя двадцать лет мы хватаемся за голову, что произошло с нашими детьми? Почему они стали такими черствыми? Почему мы не можем достучаться до них? Почему они нас не слышат? Почему.… Почему.… Почему.… Где ответ? Причину каждый объясняет по-своему. Попробую и я провести небольшой анализ.

Двадцать лет назад в школах России зарождался этот хаос, в котором мы сейчас пребываем. Отказ, причем категорический, от всего, что было с трудом наработано за десятки лет. Я помню, как приходилось ежедневно спорить с директором, что нельзя вопросы дисциплины спускать на тормоза. Пресловутая демократия демократией, но школа не может существовать без дисциплины. Все бы ничего, зачем же нужно было закрывать деятельность всяких детских организаций, октябрята, пионеры, комсомол, не предложив взамен ничего? Через двадцать лет пытаются возродить то же самое, потому что человечество еще не придумало лучше тех детских объединений, в которых каждый ребенок был на виду, где о каждом заботились, где можно было заниматься любимым делом для души. Что сейчас имеем?

В современной школе, утонувшей в бумажной рутине, учитель не может видеть ребенка. Он занят штампованием всевозможных бумаг. Их стало море: конкурсы, отчеты, отчеты конкурсы. А где ребенок в это время? Он курит в туалете, он в виртуальном мире, он слушает музыку “массового уничтожения”. Такая музыка тоже уже появилась. Еще тогда, в начале девяностых, если, вдруг, мне необходимо было уединяться с каким-либо ребенком у себя в классе, потому что с ним необходимо было просто побеседовать без свидетелей, руководители школы были тут как тут. Выпустите ребенка или запустите остальных. Что-нибудь понятно из такого требования? Я возмущалась, как могла, сорилась со всеми подряд. Конечно, впала в немилость ко всем и вся. Дело дошло до абсурда – я перестала ходить на любые собрания и педагогические советы. По-другому выразить протест против того безобразия, что творилось вокруг, я не смогла.

В таких ситуациях с человеком может происходить что угодно: он может замкнуться, он может спиться, он может, в конце-концов, обозлиться на весь мир. Ничего подобного со мной не произошло. Я неистово стала искать возможности правильного воздействия на ребенка. Ребенок он и в Африке ребенок. А это означает, что не могли быть отменены все основные положения педагогики, только из-за того, что меняется общественный строй. Единственное, с чем нельзя было не считаться – это тот факт, что любой переходный период сопряжен с активизацией проявления негативных сторон общественных взаимоотношений. Я это знала, видела, не соглашалась со всем этим. Но сидеть, сложа руки, не собиралась. Потому и возникла у меня эта работа.

Конец восьмидесятых. Начало конца в стране, где я выросла с пониманием одних человеческих ценностей. Это в этой стране пытались сделать так, чтобы всем одновременно было хорошо. Человечество и раньше предпринимало подобные попытки. Идея совсем не плоха, если бы не ее абсурдность. Человек – уникальное существо, он не может быть похож на другого человека. Каждый человек рождается в единственном экземпляре. Трудно мириться с неповторимостью каждого человека. Но попытки уравнять людей всегда увенчивались неудачей. Отсюда я делаю вывод: нельзя строить отношения с разными людьми в одном и том же плане. А если ты еще собрался заниматься воспитанием, ты просто обязан учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Иначе любые воспитательные мероприятия теряют смысл. Вот с этой мысли и начнем.

Урок, как одна из незыблемых форм образовательного процесса, до сих пор остается основной формой обучения, образования и воспитания. Другой формы человечество и умные головы от образования не смогли пока предложить. Поэтому мы не можем отказаться от классно-урочной формы образовательного процесса. Так обстоит дело и во всем мире. Тридцать пятый год я прихожу на урок. Что я вижу?

Я вижу лица детей. На них отпечатались усталость и скука. Откуда у маленького человечка, который только начинает жить, усталость? От скорости! От той скорости, которую набирает жизнь. Мы, взрослые, не можем приспособиться к этому бешеному ритму, мы с ног падаем в самом расцвете лет. А как же ребенок? Ему-то подстроиться под эту скорость во много раз труднее. Вот и появляется детская усталость и не только. Повысилась и детская смертность от болезней сердца. Раньше я могла шутить с детьми, что у них “не должно быть” таких органов, как сердце, печень, желудок и так далее. Ведь в народе говорят, что о наличии органа мы узнаем только тогда, когда он дает сбои.

Вторую причину детской усталости я вижу в школьных программах и стандартах. Что с ними произошло? Я со своим уровнем образованности теряюсь в них. Из года в год меняющаяся сетка часов, когда играют какую-то чехарду с предметами естественнонаучного цикла, добавляя, непонятно зачем, пару-тройку часов на изучение родного языка малой народности. А теперь и того хлеще – сократили уроки труда и домоводства. Оказывается, не нужно учить детей труду, ведению домашнего хозяйства в школе. Всему этому должна учить ребенка семья дома. А где семья? Мама от зари до зари сидит на рынке, папа в поисках работы отбивает пороги всевозможных офисов. Не найдя ничего к вечеру он уходит в запой. Невеселая картина для подрастающего ребенка, после которой он оказывается на улице. А улица – это “свобода” и соблазны на каждом шагу. Она открывает свои объятия навстречу ребенку. Вернуть ребенка обратно в семью – это практически сделать бывает очень трудно. Это уже другая история и другая тема для разговора.

Цель моей работы: попытаться разобраться, как можно не допустить ухода ребенка из семьи и школы, сделать так, чтобы в глазах у детей появился интерес к жизни и познанию себя и окружающего мира. И, чтобы при этом, ребенок оставался здоровым. На одних уроках этого достигнуть невозможно. Вот где понадобиться грамотная заинтересовывающая организация досуга и отдыха детей в школе и вне ее.

Внеклассная работа в школе и ее особенности.

Имея немалый опыт педагогической работы в школе, сегодня я уверена в мысли, что организация внеклассной работы с детьми имеет не меньше, даже намного больше значения, чем чисто учебно-воспитательный процесс. Поэтому попробую определить главные аспекты внеклассной работы в школе.

В действительности внеклассная работа обладает такими возможностями, о которых многие учителя даже не подозревают. Однажды я слышала, как одна из моих коллег назвала внеклассное мероприятие “финтифлюшкой”. Обстановка, в которой должна проходить внеклассная работа с ребенком, располагает такими возможностями для раскрытия внутренней сути ребенка, какими не располагает ни одна даже самая продвинутая технология урока.

Я не стану пытаться объять невозможное. Т. е. раскрывать все особенности внеклассной работы, как педагогического метода активизации деятельности учащихся в школе. Хочу коснуться только одного направления организации внеклассной работы: здоровьесбережения. Оказывается, такой термин уже появился в педагогике. Здоровьесберегающие технологии предлагаются почти в каждом номере моих предметных журналов. Еще тогда, в начале девяностых, когда в аптеках начали появляться подделанные лекарства, я подумала: если в обществе что-то начинает зарождаться, то навряд ли можно будет это зарождающееся остановить. Лечиться пустышками – это значило бы вовсе не лечиться. Вот тогда я и подумала собрать как можно больше материала, направленного на профилактику самых различных заболеваний. И не только собрать, а сделать здоровьесбережение основным направлением в своей преподавательской деятельности. Главное, что работа эта мне была и остается очень близкой по душе. Сама я болею очень редко. Лекарствами практически не пользуюсь, занимаюсь сбором лекарственных трав, пытаюсь систематизировать лекарственную флору местности. Вот почему и подумала, кому как не мне заниматься здоровьесбережением детей?

В первую очередь, приступая к любой работе, человек собирает материал, который в науке уже накоплен. В 1993-м году на курсах повышения квалификации я впервые услышала о новой науке – валеологии. Уже тогда мы понимали злободневность и своевременность такой науки. Уже тогда зарождались в обществе те отклонения в поведении детей, о которых так и хочется кричать сегодня. Я не стала дожидаться, пока из УО спустят необходимый циркуляр. На свой страх и риск я включила в программу по биологии материалы по гигиене. Тем более что в новых учебниках биологии за 8-й класс вопросы гигиены даже не затрагиваются. Собранный материал несколько раз пыталась систематизировать. Получилось несколько занимательных и содержательных буклетов, которые мне служили вместо учебников по гигиене.

Уже тогда в классе появились два стенда наглядности под общим названием “Экоша”, что означает уменьшительно-ласкательное от слова “экология”. Один стенд включал богатый материал по валеобиологии. Страницы данного журнала содержат самую разнообразную информацию, связанную с формированием и сохранением здоровья.

  1. “Посади дерево”.
  2.  “Осанка”.
  3.  “Травы лечат”.
  4.  “Сотвори свой характер сам”.
  5.  “О крови”.
  6.  “Сон и нервы”.
  7.  “Словарь здоровья”.
  8.  “Питание”.

Второй журнал мы выпустили с уклоном на химическое содержание – экохимия. В этом журнале мы попытались обратить внимание на тот факт, что в современном мире развитие химии не приводит к улучшению здоровья людей. Здесь мы охватили следующие разделы:

  1.  “Твоя жвачка”.
  2.  “Экологическая маркировка”.
  3.  “Как вести себя на пожаре?”
  4.  “Пищевые добавки”.
  5.  “Химия питания”.
  6.  “Биохимия любви”.

Не беру на себя смелость полагать, что именно эти разделы являются приоритетными. Темы можно выбирать на свой вкус. Я попыталась коснуться именно этих тем потому, что они, на мой взгляд, являются действительно темами дня. Недаром говорят “предупрежден – значит вооружен”. Последний номер журнала второй год висит в кабинете, но даже сейчас интерес к его содержанию не уменьшился. Я наблюдаю, как дети берут буклеты в руки, читают, подходят ко мне с вопросами. Ведь это как раз то, что нам нужно: чтобы дети подходили к нам с вопросами, а затем получали грамотное объяснение интересующего вопроса. Все указанные темы были изложены в виде самодельных буклетов, вложенных в отдельные конверты. Удобно, компактно, содержательно, да и представлено много материала в доступной каждому ребенку форме.

Все, что я описала выше, касается той наглядности, которая на данный момент используется мной во внеклассной работе. А дальше я приведу подробные разработки нескольких внеклассных мероприятий со здоровьесберегающим содержанием.

Неделя биологии

Девиз недели:

“И, если всю землю всем сердцем не любишь,
любви настоящей достоин не ты”.

План недели:

Дни недели Мероприятия Классы Время
понедельник Открытие недели.
Викторина.
5–11-е Большая перемена
вторник Сбор: “Живи земля”. 5–6–7-е Большая перемена
среда “Что? Где? Когда?” интеллектуальная игра. 9–10–11-е 18 часов вечера
четверг Смотр знаний по биологии 6–11-е 15 часов дня
пятница Вечер: “По следам Робинзона” 9–10–11-е 18 часов вечера
суббота Беседа о вреде курения: “Спасибо, нет! Я знаю, что это такое”. 7–11-е Большая перемена

В понедельник, на большой перемене, на традиционной линейке я объявляю об открытии биологической недели и знакомлю учащихся с планом недели. В этот же день вывешиваются вопросы биологической викторины. В течение всей недели ребята будут отвечать на вопросы, а ответы бросать в специальный ящик в кабинете биологии. В конце недели будут подведены итоги участия учащихся в викторине.

Биологическая викторина.

  1. Чем объяснить, что кошка, когда ест мясо, поворачивает голову набок?
  2. Какую часть растения мы чаще употребляем в пищу у следующих растений: картофель, свекла, ржи, сливы, редиса, капусты, лука?
  3. Какое дерево цветет в России позже всех остальных?
  4. Какой ядовитый кустарник цветет ранней весной?
  5. Почему проращенные семена имеют сладкий вкус?
  6. Какова роль трутовика в лесу? Ответ пояснить.
  7. У некоторых животных молоко очень жирное (киты и зайцы). А у других (обезьяны и волки) – не очень. Предложить объяснение факту.
  8. Почему опадают у деревьев листья осенью?
  9. Из какого дерева делают спички?
  10. Какой вред может принести вырубка лесов по берегам реки?

Во вторник, на большой перемене, нарядно одетые учащиеся разных классов представляют литературно-музыкальную композицию “Живи Земля” из цикла “Охрана природы”.

1-й ученик:

Давай пройдемся медленно по лугу
И, здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

2-й ученик:

Я сорвал цветок –
И он увял –
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

3-й ученик:

Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу впервые,
Не ломай ты деревьям руки,
Ведь живые они живые.

4-й ученик:

А природа опять то предельно чиста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня не ее красота,
Удивляет ее терпенье.
И, когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе Земли.
Для меня это, прежде всего,
Крик о помощи.

Все вместе поют песню: Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет красивой Земля!
А вместо букета дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

5-й ученик:

Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход…

6-й ученик:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте зверя лишь внутри себя.

Все вместе поют песню:

Человек постой, погоди!
Докажи, что ты существуешь не зря.
Распахни глаза и на миг ощути,
Как прекрасна жизнь и земля!

7-й ученик:

Без человека ты нема, природа,
И не нужны все прелести твои.
Ты без него в тоске влачила б годы,
Как женщина без друга и любви.
Кто станет любоваться алым маком?
Кого прохладой осенит листва?
Природа, совершенна ты, однако,
Без сердца человека ты мертва.

8-й ученик:

Страждет мир, что нами обитаем,
Стонет он, он подает нам знак.
Но мы молчим, время упускаем,
Словно ничего не замечаем,
Мы дрова бросаем в свой очаг.
Неужели жизни не жалея,
Мир мы предадим и отдадим?
И погубим леностью своею,
И навеки канем вместе с ним?

Все вместе поют песню:

В Земле наша правда,
В земле наши корни,
И сила в плечах от лугов и полей.
Земля и оденет, земля и накормит –
Ты только ее от души пожалей.

В среду, вечером, мы организуем и проводим интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?” Кабинет биологии превращается в зал. Ученические столы мы выносим в коридор, стулья расставляем по периметру, в центре класса ставим маленький столик так, чтобы за ним могли садиться два человека. На столике специальная подставка, чтобы и перед игроком и перед ведущим можно было положить вопрос. Только вопросы для игрока без ответов, а у ведущего с ответами. Рядом с подставкой ставим телефон (сейчас с мобильным телефоном проще).

Ход вечера.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята! Сегодня мы все собрались, чтобы проверить свои интеллектуальные возможности. Тем более что на вечере можно будет заработать небольшие деньги на карманные расходы, хотя бы положить на счет в мобильник. Как и во взрослой игре у нас имеются три подсказки: “50 на 50”, “звонок другу”, “помощь зала”. Просьба не подсказывать. Кроме этого, несгораемыми являются выигрыш за пятый вопрос – 50 рублей. Ну а далее как получится, можете выиграть и сто рублей. Итак, начинаем!

Отборочный тур: Вопрос: Расположите в правильной последовательности происхождения следующих позвоночных:

  1. птицы,
  2. рыбы,
  3. млекопитающие,
  4. пресмыкающиеся,
  5. земноводные.

Ответ: 2, 5, 4, 1, 3.

Примерные вопросы тура:

1. Фактором неживой природы не является: А. свет
Б. мусор
В. воздух
Г. ветер
2.Чаще всего разводят в прудах: А.сельдь
Б. карпов
В. сазанов
Г. окуней
3. Железа внешней секреции: А. щитовидная
Б. гипофиз
В. печень
Г. надпочечники
4.Наиболее чувствительные к алкоголю клетки: А.мозга
Б.покровной ткани
В. мышечной ткани
Г. стенок желудка
5. Белое вещество нейронов образовано: А.телами нейронов
Б. рецепторами
В. дендритами
Г. аксонами
6. Биологически активные вещества желез внутренней секреции: А.нуклеиновые к.
Б. гормоны
В. пищевые соки
Г. ферменты
7. Хищники в природе играют роль: А. положительную
Б. отрицательную
В. нейтральную
Г. полож., отриц.
8. Примером организма-потребителя может быть: А. ястреб
Б. подорожник
В. пеннициллиум
Г. жук-могильщик
9. Киль на грудной кости развит у: А. белки
Б. летучей мыши
В. крота
Г. волка
10. В нашей стране наиболее распространенная порода коров: А. шортгорн
Б. черно-пестрая
В. симментальская
Г. калмыцкая

Вопросы и количество туров произвольные, на усмотрение организаторов игры. Между турами мы проводим танцевальные и шуточные перерывы. Игра проходит на высоком эмоциональном уровне. Все участники остаются довольными.

В четверг был назначен и проведен “Смотр знаний по биологии” в 6–11-ых классах. Вопросы подбирались из материалов ЕГЭ, для каждого класса отдельно. Я не стала переписывать вопросы, т.к. пособий, предлагающих КИПМ сейчас очень много.

В пятницу наконец-то долгожданный для детей вечер. Наши дети всю неделю говорят о будущем вечере. И вот, задолго до начала дети начинают собираться возле школы. Вечер назван “По следам Робинзона”. Цель вечера: научить ребят ориентироваться в открытой природе в различных экстремальных ситуациях, привлекать себе на помощь природный материал.

Вечер открывают девочки, исполняющие песню о Робинзоне (на музыку известной песни “Геологи”).

Я уехала в знойные степи,
Ты ушел на разведку в тайгу.
Надо мною лишь солнце палящее светит,
Над тобою лишь кедры в снегу.

А путь и далек и долог,
И нельзя повернуть нам назад.
Держись же Крузо, крепись же Крузо,
Ты солнца и ветра брат.

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы очень рады, что предметные вечера в нашей школе становятся доброй традицией. Ведь это хорошо, что мы начали задумываться над тем, что человеку недостаточно того, что дается на уроке. И еще мы поняли, что участвовать в предметных вечерах очень трудно, если заранее не подготовиться, не прочитать дополнительной литературы, т.е. не иметь багажа знаний. Итак, сегодняшний вечер посвящен самому нужному предмету в школе – биологии.

Красивое и приятное слово “жизнь”. Как сделать, чтобы жизнь у человека была лучше? Как сделать так, чтобы человек меньше болел? Все хорошо знают, что основа жизни – движение. И мы подумали: почему бы нам не отправиться в путешествие? И не в город, а на природу. И вот первый вопрос: что с собой взять в первую очередь? От чего можно отказаться? Как лучше вести себя в открытой природе? Вот на эти вопросы и попробуем сегодня ответить. Итак, первый вопрос: что желательно взять с собой в первую очередь для похода в открытую природу? Слово нашим Робинзонам.

1-й: Палатку лучше не брать, громоздко. А заменить ее сможет брезентовый гамак с полиэтиленовой накидкой, что позволит вам видеть в любое время суток уходящий в темноту лес, звездное небо над головой и первые лучи солнца на рассвете.

2-й: Хорошо бы достать и взять с собой “Чудо-самовар” с двумя отсеками, для супа и чая, чтобы не приходилось часто разводить костер и не оставлять на лице природы плешины (кострища).

3-й: Спальный мешок лучше изготовить самим, чтобы он был уже и легче.

1-й: Кухонные принадлежности: тарелка, вилка, ложка, нож, кружка, котелок, желательно пластмассовые.

2-й: Продукты! Какие лучше всего взять с собой? Во-первых, крупы – гречка, пшено, зерно бобов. Концентраты: мясные, соль, конфеты, сахар, сухари, масло (растительное). Из овощей – картофель.

3-й: И, наконец, – запасы воды, лучше всего взять в пластиковой бутылке и при случае пополнять.

Ведущая: Итак, вы взяли с собой все, что нужно. Но, вдруг, вы получили первое задание:

Прошу покинуть гамак, спальный мешок и устроиться на ночлег с помощью сподручных материалов, приняв возможные меры против простуды, холода, дождя и других неблагоприятных условий. Кто из присутствующих хотел бы попробовать?

(Желающие высказывают свое мнение, жюри учитывает ответы.)

Ведущая: И вот, после первого ночлега вы продолжаете путь. По дороге до следующего бивака вам нужно собрать продукты, из которых можно приготовить обед, не касаясь запасов. Второе задание, назовите растения в природе, которые можно использовать в пищу.

(Ответы ребят.)

Ведущая: Ну а теперь, ребята, вообразите, что вы потеряли все кухонные принадлежности – котелок, кружки, ложки. Третье задание, попробуйте обойтись без них и все-таки приготовить пищу.

(Ответы ребят..

Ведущая: Четвертое задание Робинзонам: у вас кончилась вода. Как вы восполните ее запасы?

(Ответы ребят.)

Ведущая: Задание пятое. Представьте себе, что вы съели все и вам придется рассчитывать только на подножный корм. Предложите животных, которых можно было бы съесть.

(Ответы ребят..

Ведущая: Шестое задание для зрителей сегодняшнего вечера: “Знаешь ли ты грибы?” Мы вам показываем рисунок гриба, вы его называете и указываете, съедобный гриб или ядовитый.

(Ведущая предоставляет слово одному из ребят.)

Ведущая: Задание седьмое, самое интересное. В дороге вы потеряли спички и зажигалку. Переберите в памяти известные вам способы добывания огня. У нас на столе лежат сподручные материалы. Попробуйте применить их и получить огонь сейчас здесь в классе.

(Трое желающих подходят к столу и приступают к выполнению сложнейшего задания. Один из желающих – подсадка. Он при подготовке к вечеру уже не раз получил огонь.)

Ведущая: Заключительную песню нашего вечера поют девочки 9-го класса. Кто знает слова этой очень известной песни подпевают. Песня Бременских музыкантов.

(Девочки исполняют песню.)

Ведущая: И, наконец, последнее, восьмое задание. Есть в животном мире инстинкт, который называется инстинктом направления – хоминг. Нашим братьям меньшим инстинкт передается по наследству. Человек же в процессе своего развития забыл о такой способности своих предков инстинктивно чувствовать направление. Перестав доверять наблюдательности, он стал доверять компасу. Так оказалось проще. Получается, что настоящего инстинкта направления у нас с вами нет. Наши северные народности (ненцы, якуты, эвенки) прекрасно могут ориентироваться в бескрайней тундре в полярную беззвездную ночь, когда в пределах видимости отсутствуют какие-либо ориентиры. Итак, задание: привести примеры ориентиров на местности: 1. В горах. 2. В лесу. 3. В пустыне. 4. В степи.

(Ребята приводят ориентиры, за каждый получают по баллу.)

Ведущая: А теперь жюри подводит итоги вечера, вручает призы за активное участие.

В субботу в школе проводится очень интересное мероприятие: беседа с учащимися 7–11-х классов: “Спасибо, не надо, я знаю, что это такое”.

Девиз:

“Каждой рюмкой выпитого вина мы служим тому страшному злу, от которого гибнут лучшие силы человеческие”.
Л. Н. Толстой.

Учитель: Сегодня мы с вами говорим, ребята, о наркомании, алкоголизме, токсикомании и курении. Это те дурные привычки, к которым пристрастилась современная молодежь. Это современный антропогенный фактор, от которого может погибнуть человечество. Мы должны остановить повальное увлечение молодежи наркотиками, алкоголем, сигаретами. Иначе нашему государству грозит вымирание именно от этих бед.

Давайте поговорим о курении. Табак – медленно действующий яд. Никотин не обладает свойством задерживаться и накапливаться в организме. Но и за одно пребывание в организме он совершает свое губительное и разрушительное действие. Для человека смертельна одна-две капли никотина. В состав табачного дыма входят: никотин, полоний, синильная кислота, табачная смола. Кроме никотина, остальные составные части табачного дыма способны накапливаться в организме.

Различают: А). Бытовое курение – 5 сигарет в сутки; Б) Наркоманы – 2 пачки в сутки.

Действие табачного дыма на организм подростка: 1. сердечно-сосудистую систему – ожирение сердца, уменьшение эластичности сосудов, их сужение; 2. дыхательную систему – отложение и накопление табачной смолы в легких, рак губ и дыхательных путей, уменьшение эластичности легочных пузырьков; 3. пищеварительную систему – ослабление выделения пищеварительных соков, язва желудка, ухудшение аппетита; 4. нервную систему – ухудшение памяти, ослабление или вообще прекращение чувствительности рецепторов и т.д.

(Демонстрируются таблицы по анатомии и гигиене человека.)

Теперь об алкоголизме, который врачи представляют как “бытовую наркоманию”. Различают основные стадии алкоголизма: 1-я – эйфория – обалдение, шатающаяся голова.

2-я – абстиненция синдром лишения, возникновение болевых ощущений, человек болен когда не получает спиртного.

3-я – распад личности.

Возникновение привыкания определить не трудно – это когда “нормальный свалиться, а алкоголик пьет легко”. Первую стадию можно охарактеризовать – человек пьет, где и с кем попало. Симптомы: А) легкое опьянение, Б) среднее опьянение, В) тяжелая степень опьянения. Вначале организм пытается защититься рвотой, но затем и этот рефлекс прекращает работать. Обычно алкоголиками становятся: 1. те, кто хотят погасить свою совесть; 2. те, кто борются с застенчивостью; 3. на основе ревности.

При попадании в организм 1 грамм этанола убивает 200 нейронов. Полное восстановление обратимых последствий от употребления кружки пива (500 г.), фужера шампанского (200 г.), 100 г. водки – может наступить при абсолютной трезвости только через 2-3 года. Основные симптомы алкогольного опьянения: покраснение кончика носа, потеря координации движения, бессвязная речь, а за тем и деградация личности.

Ну и, наконец, наркомания. В современном мире различают множество форм наркомании. Приведу некоторые из них. 1) Морфинизм, 2) Героинизм, 3) Кокаинизм, 4) Уличные наркотики, 5) Токсикомания.

К наигорчайшему сожалению наша страна сейчас подвергается неимоверной наркотической атаке. Наркомания становится бедой номер один. Уже констатируются факты повального увлечения самыми различными наркотиками среди молодежи. Что касается методов профилактики наркомании, то здесь и зарыта собака. Ни в одном образовательном учреждении нет какой-либо строгой системы мероприятий, направленных на борьбу или профилактику этого заболевания ХХI-го века. Уже возникла опасность “эпидемии” наркомании среди молодежи. Употребление наркотиков – социальное зло. Схема развития наркомании проста: проба – привычка – болезнь. Обычно наркоманами становятся безвольные, слабохарактерные молодые люди, рабы дурной привычки. Наркотики оказывают губительное действие на здоровье человека, сокращают его жизнь, но самое главное – на потомство. Семья и наркотики – несовместимы. Улица, подворотни, подвалы – это самый малый список мест, где собираются наркоманы. В грязи и антисанитарии происходит употребление наркотиков. Молодые люди деградируют, теряют свое лицо, теряют связь с родными и знакомыми. Симптомы наркотического опьянения очень похожи на алкогольное опьянение. В начале приема – “кайф”, но в несколько раз быстрее наступает абстиненция. Да и привыкание тоже происходит намного быстрее. Ошибочно полагать, что наркотики можно принимать временно. Освободиться от этой привычки удается далеко не каждому.

Рекомендации.

  1. Быть внимательными к окружающим, особенно к подросткам и молодежи. Уже после первого приема у них меняется поведение и внешний вид: кожа бледнеет, взгляд становится рассеянным, молчаливые начинают много говорить, а разговорчивые – замолкают.
  2. Избегать участия в незнакомых компаниях.
  3. Постараться найти занятие по душе, которым можно будет заниматься в свое свободное время.
  4. Систематические занятия спортом.

Ответы:

На викторину.

  1. Расположение глаз.
  2. Картофель – клубни, свекла – корнеплод, рожь – плод-зерновка, слива – плод-костянка, редис – корнеплод, капуста – кочан (видоизмененный побег), лук – листья и луковица (видоизмененный побег).
  3. Липа.
  4. Волчьи ягоды.
  5. Крахмал превращается в глюкозу.
  6. Вред – высасывают соки деревьев.
  7. Редкое кормление детенышей.
  8. Защита: а) от лишней транспирации; б) от уменьшения освещенности.
  9. Осина.
  10. Оползни берегов.

На задания:

1-е. Найти дерево с широким стволом и густым разветвлением. На разветвление уложить дополнительные ветки. Собрать лапник, мох, уложить их на ветки, постель готова. Из мягкого лапника и мха готовим одеяло. Теперь можно ложиться.

2-е. Кувшинка, молодой лопух, рогоз – отварные корни. Листья одуванчика, липы, подорожника, крапивы – салаты. Липовые почки – каша. Душица, шиповник, дикая малина, ежевика, калина, зверобой и др. – зеленый чай.

3-е. Картошку – на углях, грибы – на вертеле, стакан чая – на большом листе лопуха.

4-е. Первый способ: вечером вырыть неглубокую яму, 50–60 см., на дно поставить широкую посуду, сверху яму прикрыть целлофаном или полиэтиленом так, чтобы центр прогиба приходился на середину посуды, края закрепить. Второй способ: воду можно позаимствовать у водонакапливающих растений:

5-е. Слизни, прудовики, ракушки, перловицы – в вареном виде, суп. Жарить на вертеле или на сковородке в масле – кузнечики, лягушки, тритоны, ящерицы.

6-е. Шампиньон, подосиновик, груздь, лисички, белый, опята – съедобные. Мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опята, ложные лисички – ядовитые.

7-е. Во-первых: сильно стучать друг об друга два кремнийсодержащих камня, обязательно, чтобы рядом находилось что-нибудь легко воспламеняющееся – ветошь или сухая трава. Во-вторых: с помощью двух палок. В одной проделывается углубление, другую ставят в это углубление и очень быстро начинают ее вращать то в одну, то в другую сторону.

8-е. Ориентиры на местности: А) в горах – северный склон горы – обильная растительность, южный – редкая; особенность – верблюжья колючка.

Б) в лесу – кроны, годичные кольца на срубах у деревьев – с северной стороны – шире; на стволах деревьев с северной стороны обильный налет лишайников.

В) в пустыне – по солнцу, звездам.

Г) в степи – по солнцу и звездам.

В понедельник следующей недели, на большой перемене, подводятся окончательные итоги всей недели, победителям вручаются подарки и призы.

Литература:

  1. Л. Казаков – “Профилактика наркомании и токсикомании”. Ж.– Л. “Воспитание школьников” – № 4 –1989-й год, с. 138.
  2. О. С. Белоусова – “Вредным привычкам – нет!” – выступление агитбригады. Ж.-Л. “Биология в школе” – № 7 – 2004-й год, с. 51.