Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении нарушений речи у детей с ООП в условиях специализированного детского сада

Разделы: Логопедия


Особая роль в воспитании и обучении ребенка с интеллектуальными нарушениями принадлежит семье. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. оно направлено на современные тенденции в организации лечебно-педагогического процесса. Логопеду необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, "волшебного" разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий.

Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

В процессе обучения и реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью семья должна занимать центральное место. В тоже время анализ моей практики работы свидетельствует об обратном. Семья часто выступает в виде наблюдателя, а не участника образовательного процесса.

Одной из причин такого отношения, на мой взгляд, является неосведомленность родителей о структуре коррекционного процесса, основных направлений работы, низкий уровень педагогических знаний. Поэтому для включения членов семьи в эту работу необходимо разработать такой алгоритм действий, при котором родители будут представлены в качестве равноправных с педагогом участников коррекционного процесса.

Данная система включает в себя реализацию диагностического, коррекционно-педагогического мониторингового и консультационно-просветительского направлений деятельности учителя-логопеда специализированного ДОУ.

Поскольку нарушения речи у детей с ООП носят системный характер, то логопедическая коррекционно-образовательная работа затрагивает все компоненты речи.

Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования дошкольников и диагностики их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.

Для изучения детско-родительских отношений и внутрисемейного климата используются следующие методы:

  • Методика установления родительских отношений (тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина.)
  • Метод анкетирования (письменный опрос) Приложение 1.

По результатам анкетирования составляется социальная характеристика данных семей: состав семьи, профессии; культурно-образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка; уровень психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков; готовность к повышению педагогической компетентности; стратегия и тактика воспитательных воздействий; степень согласованности требований к ребенку по поводу воспитания; организация совместных форм деятельности в семье; отношение семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к детскому учреждению, не озабочены воспитанием собственного ребенка, стараются переложить все воспитательные функции на детское учреждение; сотрудничестве со специалистами.

Определение и оценивание уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с логопедом, готовность родителей к сотрудничеству осуществляется по следующим параметрам:

- адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития;

- готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;

-степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

Система логопедической коррекционно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями разделяется на ряд этапов:

1. Организационный

2. Основной

3. Заключительный

Каждый из этапов рассматривает родителей как активных участников коррекционно - образовательного процесса.

Организационный этап содержит несколько периодов:

  • Стартовая психолого-логопедическая диагностика детей
  • Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях
  • Формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.

Период стартовой психолого-логопедической диагностики детей включает в себя следующие действия логопеда по установке взаимоотношений с родителями:

  • Знакомство родителей с основными этапами диагностики детей и предложение присутствовать на этой диагностике.
  • Диагностика родителей
  • Подготовка материала для диагностики.
  • Родители, как участники процесса, со своей стороны:
  • Создают позитивное отношение детей на контакт с логопедом при диагностике.
  • Обеспечивают явку детей на логопедическую диагностику.
  • По желанию осуществляют наблюдение за процедурой диагностики.

Основными формами взаимодействия логопеда с родителями в этот период являются родительские собрания, индивидуальные консультации, обсуждение результатов, полученных в ходе обследования.

Индивидуальное консультирование является основной формой взаимодействия в этот период, так как многие родители не осознают необходимости в обследовании, многие при произнесении слова: "Обследование" высказывают негативную реакцию.

Во втором периоде особое место занимает формирования позитивной установки детей на участие в занятиях логопеда. Алгоритм действий логопеда в данный период:

  • Организовать экскурсию родителей и детей в логопедический кабинет для ознакомления с местом проведения дальнейших занятий.
  • Знакомить родителей с методами и формами логопедической коррекции;
  • Знакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи (зубная щетка для массажа языка, коктейльные трубочки для выработки правильного речевого дыхания и т.д.) как во время занятий у логопеда, так и для продолжения логопедической работы с ребенком дома.

Основные формы взаимодействия логопеда и родителей организованные во втором периоде - индивидуальные консультации, экскурсии.

Третий период организационного этапа - формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.

Алгоритм действий логопеда включает в себя:

  • предоставление полной информации родителям об уровне речевого развития их ребенка
  • ориентирование родителей в видах и причинах речевых нарушений
  • проектирование образовательного маршрута ребенка
  • определение роли родителей в предстоящей коррекционно-логопедической работе

Основные формы взаимодействия логопеда и родителей организованные в этот период - тематические консультации, семинары, индивидуальные консультации, собеседование по выбранным индивидуальным образовательным маршрутам детей, информационные средства.

Таким образом, основными направлениями сотрудничества учителя-логопеда с родителями на первом этапе являются:

  • Настрой детей на логопедическую коррекцию;
  • Определение роли родителей в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи;
  • Оценка результатов логопедического обследования;
  • Совместное обсуждение индивидуального маршрута коррекции.

Именно на первом этапе логопед должен предпринять все, чтобы сделать семью партнером в своей работе, так как её участие в значительной степени определит эффективность коррекции.

Основное участие родителей проявляется на втором - основном этапе коррекционно-логопедической работы.

Основной этап включает в себя:

  • Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
  • Психолого-логопедический мониторинг.
  • Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-логопедического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Составная часть коррекционно-речевой работы с детьми на основном этапе - психолого-логопедический мониторинг и повторный мониторинг родителей, с целью:

  • уточнения родительской осведомленности об успехах ребенка,
  • отслеживания заинтересованности родителей в устранении фонетико-фонематических нарушений у детей.

Арсенал форм работы логопеда с близкими взрослыми ребенка на этом этапе существенно пополняется средствами практической организации методической помощи родителям:

  • индивидуальные и групповые консультации,
  • семинары, обучающие методам коррекционной работы в домашних условиях,
  • практикумы, которые проходят для родителей в форме "Открытых занятий",
  • организация совместной работы взрослых и детей,
  • тренинги.

Обучение родителей педагогическим технологиям необходимо проводить непосредственно на занятиях с детьми, демонстрируя способы их применения, обеспечивая тем самым непрерывность педагогического процесса. Так, например, обучение навыкам элементарных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется на совместных занятиях, где родители и дети предлагают друг другу игровые задания и ищут пути решения, используя разнообразные дидактические пособия: "Поющие лягушки", "Веселые звукарики", "Пирамида", "Слоговой поезд" и др. Проведение совместных занятий с участием ребенка и родителя является наиболее эффективной, эмоционально яркой, а потому и часто используемой формой работы. На занятиях основного этапа по постановке, автоматизации, дифференциации звуков предполагается включение в работу игр, изготовленных совместно родителями и детьми. Это оказывает положительный эффект на продуктивность занятия.

В ходе сотрудничества с родителями широко используются вспомогательные (наглядные) средства: специальные "логопедические уголки"; тематические выставки, представленные аннотациями к книгам, по закреплению правильного звукопроизношения, обучению элементам грамоты; папки-передвижки с заданиями для домашнего выполнения с родителями и т.п.

Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе рассматриваются конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучения элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье.

Так, на теоретических и практических семинарах, посвященным развитию мелкой моторики рук, родителям рассказывается об оказании благотворного влияния упражнений на развитие речевой функции; проводится обучение "играм с пальчиками", приемам массажа: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию; комплексу пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.

Речевой материал, для проведения домашних заданий, предлагается родителям на тренингах, открытых занятиях, на совместных занятиях родителя и ребенка. Так, на занятиях по развитию физиологического дыхания, силе и направлению воздушной струи родители могут вносить элемент соревнования, тем самым стимулируя детей к правильному выполнению упражнений "Кто спрятался?", "На чьем деревце танцуют листочки?" и т.д.

Таким образом, второй этап в отличие от первого этапа, носящего информационно-ознакомительный характер, осуществляет включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, в решение его непосредственных задач по преодолению недоразвития фонетико-фонематических процессов, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

Эффективность взаимодействия с родителями определяется психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом, который проводит с ними

  • дифференцированную (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей),
  • индивидуализированную работу, ориентированную на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка и пр.,
  • помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи,
  • превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.

Заключительный этап коррекционно-речевой работы предполагает качественную оценку результатов проведенного совместного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.

Обычно проведение итоговой психолого-логопедической диагностики и сравнение наличных достижений, в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

Вместе с тем, для логопеда и родителей заключительный этап означает не только оценку результативности работы с детьми, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников коррекционно-образовательного процесса.

Сравнительный анализ результатов начала, середины и конца учебного года в течении трех лет позволил сделать вывод, что

  1. Позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, семьи которых приняли активное участие во взаимодействии с логопедом в ходе коррекционно-логопедической работы.
  2. Родители пересмотрели свои позиции в отношении участия в коррекционно-логопедическом процессе.

Таким образом, исходя из данных, которыми располагает логопед о семье ребенка, определяется алгоритм дальнейших действий поэтапного сотрудничества в коррекционно-логопедической работе, направленной на устранение речевых нарушений у детей с ООП.

Эта система работы может использоваться как в преодолении фонетико-фонематических нарушений, так и в коррекции нарушений всех компонентов речи. Помимо коррекционно-логопедической направленности, возможно, её применение и специалистами других областей образования.